Файл: Билет современные методологические подходы в специальной психологии, в специальной педагогике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИЛЕТ 9.
-
Понятие нарушенного развития (дизонтогенеза). Психологические параметры дизонтогенеза. Классификация нарушенного развития В.В. Лебединского.
Дизонтогенез - это стойкое изменение параметров актуального функциорования психики и темпов ее возрастной динамики, доставерно отличных от средних значений характерных для данного возраста. В исследованиях В. В. Лебединского (1985) выделен ряд психологических параметров дизонтогенеза, позволяющих квалифицированно подойти к оценке его механизмов в трактовке нарушения психического развития.
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого выделяются 2 вида дефекта: частный и общий. Частный обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; общий связан с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.
Второй параметр связан с временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития функции (Л. С. Выготский, 1956), при позднем поражении возникают явления повреждения с распадом психических функций. Чаще повреждаются те функции, формирование которых в онтогенезе завершается рано.
Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Л. С. Выготский, исходя из идеи системного строения дефекта, пришел к выводу о необходимости различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из органической болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детский церебральный паралич, локальные поражения корковых зон и т. д.), и вторичные, возникающие на основе первых (опосредованные в процессе социального развития).
Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Формирование любого качества высших психических функций происходит в результате перестройки их внутрисистемных отношений. Отношения между основными психическими функциями изменяются в связи с возникновением новых форм деятельности ребенка.
Ретардация – незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм.
Акселерация – развитие, при котором одна из функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. (Например, чрезвычайно раннее – до года – изолированное развитие речи при раннем детском аутизме.)
Выделяются шесть типов дизонтогенеза.
1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Наиболее характерным примером недоразвития является самая распространенная форма умственной отсталости — олигофрения.
-
Задержанное развитие — замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний. -
Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией — нарушением психического развития в концераннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер. -
Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и мышечно-кинестетической системы (т.е. опорно-двигательного аппарата). -
Искаженное психическое развитие — разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это го типа нарушенного психического развития. -
Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.
Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития.
2. Малоформализованные методики психолого-педагогической диагностики.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности.
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Опрос- это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).
Эти способы дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого исследователя, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Положительными сторонами данных методов выступают:
- гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;
- возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
- высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;
- стремление к всестороннему описанию личности.
В качестве недостатков необходимо отметить следующее:
- субъективизм диагностических суждений;
- сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;
- значительные временные затраты на их проведение;
- непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными.
БИЛЕТ 10.
-
Цель, задачи, предмет, объект специальной педагогики.
Цель специальной педагогики: достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в процессе жизнедеятельности.
Задачи:
1) изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности, имеющей недостатки развития;
2) последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;
3) создание единой педагогической классификации лиц с ограничениями жизнедеятельности;
4) анализ существующих педагогических методологий, программ, систем, технологий и создание новых;
5) разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ для лиц с нарушениями развития;
6) разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной подготовки;
7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений развития;
8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.
Предмет: Теория и практика научного знания специального образования, изучающие особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, занимающиеся поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.
Объект: образовательный процесс, способный удовлетворить потребности личности.
2. Формализованные методики психолого-педагогической диагностики.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики.
Для них характерны детальная регламентация, стандартизация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала
, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность (насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать испытуемого с другими людьми. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.
Тесты -это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.По форме тесты могут быть:
• индивидуальные (если нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого, требуют много времени) и групповые (позволяет одновременно испытывать до нескольких сотен человек; экспериментатор должен неукоснительно выполнять процедуру и инструкции; обработка не требует высокой квалификации; меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым; болезнь, утомление, беспокойство и тревожностьтрудно выявить);
• устные и письменные (устные - чаще индивидуальные, письменные — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). Письменные также открытые и закрытые);
• бланковые, предметные (кубики, карточки, детали геометрических фигур, пр), аппаратурные (приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. ) и компьютерные (спомощью компьютера получают редкие данные: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа);
• вербальные (тесты чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям; наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей) и невербальные (тестовый материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи, граф изображения), уменьшают влияние языковых различий на результат, облегчают тестирование испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования).
По содержанию тесты: тесты интеллекта; тесты способностей; тесты личности; тесты достижений.
Опросники - задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Личностные опросники. По содержанию: опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Широко используются биографические анкеты. Помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Проективная техника — интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. Ответы не могут быть правильными- неправильными, ответы определяются особенностями личности. Цель замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.
Психофизиологические методики –позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы (формально-динамические особенности психики и поведения человека: быстрота, темп, выносливость, работоспособность, др.). Лишены оценочного подхода к индивиду.
БИЛЕТ 11.
-
Цель, задачи, предмет, объект специальной психологии.
Специальная психология – область психологического знания об особых состояниях, возникающих в детском возрасте под влиянием различных факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка.
Цель:
Объект:
Предмет специальной психологии: закономерности развития и проявлений психики различный нозологий.
Задачи специальной психологии