Файл: Билет современные методологические подходы в специальной психологии, в специальной педагогике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, она опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Именно теперь возможно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом. Мотив – то, ради чего совершается деятельность. Деятельность – это совокупность действий, которые называются мотивом. Действие – главная структурная единица деятельности. Оно определяется как процесс, направленный на достижение цели. Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл. Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, т. е. условиями. Это способы (неосознаваемые или малоосознаваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Самый низкий уровень – психофизиологические функции, «обеспечивающие» психические процессы.
Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность», та, с которой, на данном этапе развития, связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию.
2. Основные функции ПМПК.
БИЛЕТ 7.
Л. С. Выготский говорил о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, и лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические». Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Опыт описанного рода овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя — новое поколение может извлечь его только при помощи старших, которые с этой точки зрения являются как бы живыми носителями общечеловеческого опыта, об этом говорил Д. Б. Эльконин. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.
В качестве примера доказательства данного высказывания Л.С. Выготского мы можем рассмотреть три группы фактов, доказывающих решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
2. Междисциплинарная команда специалистов ПМПК.
Состав ПМПК. Комиссию возглавляет руководитель. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Прежде всего, необходимо сказать, что командное взаимодействие специалистов ПМПК проходит в соотвествии с общими подходами к организации и проведению комплексной психолого-педагогической диагностики ребенка с ОВЗ, а также формированию коллегиального заключения и рекомендаций. Все решения принимаются командой специалистов совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.
Междисциплинарная команда в своей деятельности предполагает:
1. взаимная профессиональная и личная поддержка среди участников команды;
2. использование единого методологического подхода в работе;
3. общение на едином «профессиональном» языке;
4. взаимодополняемость профессиональных взглядов, позиций и знаний при работе с особенным ребенком и членами его семьи;
5. координация действий при решении проблемных вопросов;
6. предоставление подробных и достоверных сведений о динамике развития ребенка;
7. активное участие в широком профессиональном сообществе;
8. задействование дополнительных материальных и методических ресурсов для достижения поставленной цели.
БИЛЕТ 8.
В основу периодизации психического развития ребёнка Л.С. Выготский положил понятие ведущей деятельности. Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1)
кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подросковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.
Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея; Л. С. Выготского о двух уровнях развития детей: зоне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребёнка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития.Зона актуального развития – уже достигнутый ребёнком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребёнка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершённых циклах развития. Зона ближайшего развития – это то, на что ребёнок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учёта зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития. Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создаёт зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперёд развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые ещё созревают. Обучение должно идти впереди развития.
2. Цель, задачи и основные принципы деятельности ПМПК.
Цель: своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Задачи:
Принципы:
Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность», та, с которой, на данном этапе развития, связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию.
2. Основные функции ПМПК.
Функция | Содержание |
| Экспертные аспекты предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи. |
2. Информационная | Формирование информационной базы данных, необходимой для обеспечения деятельности ПМПК на всех уровнях |
3. Аналитическая | а. Профессиональный анализ каждым специалистом "входящей" информации и результатов обследования ребенка на ПМПК. Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка: · Планирование обследования ребенка на ПМПК на основании "первичного анализа". · Решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка. · Коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка. б. Представление ежегодной аналитической справки по результатам деятельности ПМПК начальнику соответствующего управления образования (в конце календарного года, при необходимости - чаще): |
4. Организационная | · Координация деятельности городских, районных ПМПК · Кооперация региональной ПМПК с другими ПМПК региона · Разработка и контроль форм взаимодействия ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и ведомствами, с психолого-педагогическими консилиумами (ППк) образовательных учреждений |
5. Методическая | а. Проведение не менее четырех раз в год методических совещаний специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муниципальных ПМПК для членов психолого-педагогических консилиумов (ППк) образовательных учреждений, находящихся на данной территории. б. Обязательное для каждого специалиста ПМПК повышение квалификации на соответствующих курсах для специалистов ПМПК не реже одного раза в 5 лет. |
6. Консультативная | Все специалисты, работающие в ПМПК, посредством профессионально организованных способов осуществляют: а. Консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии. б. Консультирование лиц, представляющих интересы детей с отклонениями в развитии (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.) |
7. Функция сопровождения | Контроль эффективности рекомендаций по отношению к детям, обследованным на ПМПК (не реже одного раза в год) через психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений и непосредственно через родителей (законных представителей) |
8. Просветительская | Просвещение осуществляется по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК, с использованием различных форм (лекции, семинары, тренинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии). а. Просвещение населения. б. Просвещение специалистов смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК. в. Просвещение детского населения. |
БИЛЕТ 7.
-
Роль общения в психическом развитии ребенка.
Л. С. Выготский говорил о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, и лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические». Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Опыт описанного рода овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя — новое поколение может извлечь его только при помощи старших, которые с этой точки зрения являются как бы живыми носителями общечеловеческого опыта, об этом говорил Д. Б. Эльконин. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.
В качестве примера доказательства данного высказывания Л.С. Выготского мы можем рассмотреть три группы фактов, доказывающих решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
Фактор | Содержание |
Изучение «детей-маугли» | Результаты психологического исследования «Детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. |
Исследование причин “госпитализма” | В конце 19 и начале 20 века в России появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс получил название - госпитализм. Первыми в мире достигли успехов в искоренении госпитализма советские педиатры и физиологи, установившие, что главной причиной этого тяжкого состояния является недостаток контактов маленького ребенка-сироты со взрослыми, или «дефицит общения», по выражению Николая Матвеевича Щелованова. Вместе с Ниной Михайловной Аксариной он создал научные основы воспитания в нашей стране детей раннего возраста в яслях и домах ребенка, поставив во главу угла педагогическую работу с ними с первых дней жизни и поместив в центр этой работы общение персонала с воспитанниками. |
Прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах |
2. Междисциплинарная команда специалистов ПМПК.
Состав ПМПК. Комиссию возглавляет руководитель. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Прежде всего, необходимо сказать, что командное взаимодействие специалистов ПМПК проходит в соотвествии с общими подходами к организации и проведению комплексной психолого-педагогической диагностики ребенка с ОВЗ, а также формированию коллегиального заключения и рекомендаций. Все решения принимаются командой специалистов совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.
Междисциплинарная команда в своей деятельности предполагает:
1. взаимная профессиональная и личная поддержка среди участников команды;
2. использование единого методологического подхода в работе;
3. общение на едином «профессиональном» языке;
4. взаимодополняемость профессиональных взглядов, позиций и знаний при работе с особенным ребенком и членами его семьи;
5. координация действий при решении проблемных вопросов;
6. предоставление подробных и достоверных сведений о динамике развития ребенка;
7. активное участие в широком профессиональном сообществе;
8. задействование дополнительных материальных и методических ресурсов для достижения поставленной цели.
БИЛЕТ 8.
-
Роль обучения в психическом развитии детей. Зоны актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский).
В основу периодизации психического развития ребёнка Л.С. Выготский положил понятие ведущей деятельности. Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1)
кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подросковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.
Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея; Л. С. Выготского о двух уровнях развития детей: зоне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребёнка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития.Зона актуального развития – уже достигнутый ребёнком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребёнка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершённых циклах развития. Зона ближайшего развития – это то, на что ребёнок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учёта зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития. Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создаёт зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперёд развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые ещё созревают. Обучение должно идти впереди развития.
2. Цель, задачи и основные принципы деятельности ПМПК.
Цель: своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Задачи:
Принципы:
-
Принцип комплексного подхода к обследованию ребёнка. В обследовании ребёнка должны принимать участие специалисты различной профессиональной направленности: врачи, дефектологи разных специальностей, психолог. Каждый из специалистов изучает свой аспект развития. Однако итоговое заключение, которое квалифицирует форму нарушения, то-есть отнесение к типологии нарушения, делается только на основе совокупности данных всех специалистов. -
Принцип учёта тенденции развития. Данный принцип заключается в том, что при обследовании необходимо ориентироваться и учитывать не только актуальный статус ребёнка, но и динамику его развития. Объективно таких тенденций может быть не более трёх: — с улучшением показателей развития (положительная динамика), — отрицательная динамика (распад) *афазия, деменция, — без изменений (плато) *при наиболее глубоких формах умственной отсталости. -
Принцип учёта структуры нарушения. Данный принцип опирается на учение Льва Семёновича Выготского (о сложной структуре дефекта). В рамках данного учения Выготский выделяет компоненты в структуре дефекта, которые находятся между собой в иерархической взаимосвязи. Структура дефекта — это совокупность компонентов его составляющих, находящихся в иерархической взаимосвязи. •Первичный дефект имеет биологическую природу и представляет собой морфологические изменения в центральной или периферической нервной системе. Может возникнуть: до рождения (внутриутробно); в момент родов (в результате родовой травмы); в первые три года жизни (в результате нейроинфекции). •Вторичный дефект имеет социальную природу, то есть может возникнуть только при рождении ребёнка. Вторичный дефект представляет собой нарушение формирования высших психических функций. Как правило в структуре нарушения вторичных дефектов несколько, поэтому при характеристике структуры нарушения принято говорить о «системе вторичных дефектов». •Третичный дефект представляет собой нарушение личностного развития то есть личностную деформацию, которая может возникнуть, а может не возникнуть (на основе имеющихся вторичных нарушений). •Сохранные психические функции (то есть те, которые не нарушены и за счёт которых возможна компенсация нарушений в процессе коррекционного воздействия и дальнейшая социализация ребёнка). Значение данного учения для диагностики в том, что оно ориентирует анализировать нарушения с учётом иерархии всех имеющихся проблем. На современном этапе развития психолого-педагогической диагностики логика анализа структуры нарушения: от того, что сохранно. Вначале выявляем позитив в развитии ребёнка, который характеризуют его возможности и определяет прогноз социализации. -
Принцип качественного анализа структуры нарушения. Данный принцип предполагает при оценке результатов выполнения ребёнком диагностического задания ориентироваться не на конечный результат «сделал/не сделал», а на то, какими способами ребёнок выполнял задание, нуждался ли в помощи взрослого, каковы формы и объема этой помощи. Качественный анализ осуществляется на основе характеристики следующих показателей (параметров): — замотивирован ли ребёнок на выполнение задания, — Понимает ли первичную инструкцию к заданию, — какими способами ребёнок выполняет задание, — как реагирует на похвалу и порицание, — критичен ли к результатам своей деятельности, — принимает ли помощь взрослого и может ли её продуктивно использовать (то есть может ли перенести принципы выполнения задания, усвоенные совместно со взрослым на аналогичное задание, которое выполняется самостоятельно), — может ли ребёнок дать словесный отчёт о ходе того, что он делает (если он владеет речью)