Файл: Герменевтика правовой природы государственно служебных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление




Введение 2

1 Глава: Герменевтика правовой природы государственно служебных отношений 6

1.1. Подход к понятию «Государственно-служебное отношение» 6

1.2. Анализ функций государственно - служебных отношений 13

2 Глава: Юридические закономерности государственно - служебных отношений 21

2.1. Нормативно правовое регулирование государственно - служебных отношений 21

2.2. Правовые признаки государственно служебных отношений 25

Заключение 30

Список использованной литературы 32


Введение



Значимость, скорость и кардинальность перемен, происходящих в российском обществе, не могут оставаться без внимания юридической науки. Это делает очень актуальным осмысление всего правового поля. Проблемы толкования и применения права находятся в системе вечных и всегда актуальных проблем юриспруденции, а осмысление механизмов толкования и интерпретации правовых норм является прерогативой философии права, в частности, ее такого раздела, как конституционная герменевтика. Вопросы толкования и интерпретации правовых норм всегда были в центре дискуссии в истории и теории государства и права, и, оказываясь в центре внимания отечественного правоведения, получили по отдельности необходимую разработку. Комплексное же изучение правоприменительного толкования велось при этом преимущественно фрагментарно и бессистемно. Недостаточное внимание учёных к данной проблеме имеет следствием то обстоятельство, что её разработка находится на сегодняшний день в неудовлетворительном состоянии.

В научной литературе все ещё отсутствует признанное родовое определение правоприменительного толкования, не выяснены его юридическая природа, признаки и основные черты, не раскрыты в полной мере его роль и функциональные возможности в механизме правового регулирования. Наконец не выявлены герменевтические методы и принципы толкования правовых норм.

Необходимость углубленного изучения социально-философской методологии толкования норм права объясняется тем
, что в рамках философии права может быть создана его целостная общетеоретическая концепция, которая объединила бы в себе достижения двух научных направлений: социально-философской методологии философии права и теории толкования правовых норм (юридической герменевтики). Всесторонний анализ и осмысление этого комплексного правового явления в современных условиях, думается, будут способствовать повышению эффективности взаимодействия юридической науки и практики.

Комплексное, систематическое изучение методов и принципов конституционной герменевтики возможно лишь с позиций социально-философской методологии, а это требует осмысления уровней социально-философской методологии, понимания места юридической герменевтики в системе философии права, Исследовательский интерес к проблеме толкования и интерпретации правовых норм обусловлен и иными причинами. Намеченные в последние десятилетия процессы демократизации российского общества потребовали разработки соответствующей этим целям государственной политики и не простого обновления, а кардинального пересмотра ранее действовавшего законодательства.

В сегодняшних условиях, когда правотворческая деятельность должна активно реагировать на изменения в экономике, социальной сфере и культуре, роль закона возрастает, но вместе с тем возрастает и роль осмысления всего правового поля, природы правовых норм их смысла, значения, социальной обоснованности. При недостаточной системности, плановости и скоординированное законотворческих процессов, правовое поле является размытым, неэффективным и создает затруднения при приспособлении закона к бесконечно возникающим и динамично развивающимся общественным отношениям.

Предметом работы является юридическая герменевтика как наука.

Объектом работы является герменевтический подход к изучению государственно – служебных отношений.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является определить сущность герменевтического подхода к изучению государственно – служебных отношений.

Исходя из указанной целей, можно выделить частные задачи, поставленные в работе:

1. Изучить юридическую герменевтику государственно – служебных отношений.



2. Проанализировать функции государственно – служебных отношений.

3. Изучить правовое регулирование государственно – служебных отношений.

4. Определить правовые признаки государственно - служебных отношений.

При написании этой работы были применены учебные и справочные издания, монографии, статьи из периодических изданий, материалы судебной практики.

Методы исследования:

- Теоретические: анализ социально-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, беседа;

- Статистические: методы количественной и качественной обработки данных.


1 Глава: Герменевтика правовой природы государственно служебных отношений

1.1. Подход к понятию «Государственно-служебное отношение»


В течение последних лет в правовой теории институт государственной службы в аспекте входящих в него государственно-служебных отношений глубоко не анализировался; не исследовался и вопрос о соотношении в институте государственной службе норм административного (публичного) права и трудового (частного). В опубликованных работах по теории государственной службы эти вопросы рассматриваются фрагментарно. Лишь кратко затрагивается проблема правовых отношений в сфере государственной службы, например, в работе Л. А. Чикановой, которая вновь указывает на наличие "внутренних" отношений (т. е. трудовых отношений — отношений по поводу осуществления профессиональной (трудовой) деятельности) и "внешних" отношений (т. е. отношений служащих с третьими лицами в связи с осуществлением функций государственно-властного характера)1. Ю. А. Розенбаум отмечает, что ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" явился "документом весьма путанным, противоречивым и низкого юридического качества. Его применение потребовало, как признали сами законотворцы, издания еще более 30 различных крупных нормативных актов. ...По существу примерно до 90% его норм практически повседневно не работают в силу их надуманности, нечеткости и противоречивости"2.

Однако это лишь одна из точек зрения по данному вопросу. Имеются и другие взгляды на характер, и содержание "внутренних" и "внешних" отношений3. При этом нам представляется, что такой "простой" подход к определению соотношения норм трудового и административного права в структуре института государственной службы является явным упрощением проблемы. Сложности возникают уже тогда, когда мы говорим о том, что государственные служащие не "работают", они "служат" государству, т. е. их деятельность всегда является властной (а не только тогда, когда они вступают в отношения с третьими лицами; кстати, и в отношениях с третьими лицами деятельность государственных служащих очень часто является отнюдь не властной). Государственно-служебная деятельность — это особая "работа" и по характеру, и по реализуемым функциям, и по используемым способам, и по предоставленным полномочиям, а также по своим результатам. Можно ли, исходя только из этого одного признака, служебную деятельность государственных служащих приравнивать к трудовой деятельности рабочих, правовой статус которых
устанавливается нормами частного права, т. е. нормами трудового права?

Принято считать, что в трудовых отношениях (внутриорганизационных) государственный служащий как "работник" выступает от своего имени на основании трудового договора, а во "внешних" отношениях он выступает от имени государственного органа, в котором занимает государственную должность государственной службы4. Так ли это на самом деле? Например, отношения государственного служащего по поводу подготовки проекта правового акта управления являются отношениями по поводу осуществления им своих полномочий административно-правового характера. Или отношения, возникающие при обжаловании государственным служащим в соответствующий орган или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, например, по вопросам проведения квалификационных экзаменов, аттестации, их результатов, выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, дисциплинарной ответственности и т. д.: являются ли они только трудовыми (внутриорганизационными), даже при том, что в них не осуществляются государственные властные функции в отношении третьих лиц? Едва ли можно положительно ответить на данный вопрос.

Один из самых авторитетных из современных ученых-административистов В. М. Манохин выступает против передачи регулирования отношений по государственной службе в сферу трудового права. Он пишет: "Нормы трудового права регулируют те служебные отношения, которые не затрагивают самой служебной деятельности, а складываются в связи со служебной деятельностью, т. е. отношения, складывающиеся не в процессе труда служащего, а по поводу этого труда. И такие отношения для рабочего и служащего являются общими (распорядок, отношения с бухгалтерией, кадровой службой и т. п.)"5. На наш взгляд, весьма убедительны аргументы С. Полякова, приводимые им в обоснование отсутствия приоритета норм трудового права над нормами, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах о государственной службе. К ним, например, относятся следующие положения:

1) в служебных правоотношениях работодателем является государство в лице государственных органов, которое и устанавливает основные условия государственной службы;

2) государственные органы создаются для решения задач и реализации функций государства;