Файл: Герменевтика правовой природы государственно служебных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Публичные государственные служащие должны выполнять на постоянной профессиональной основе только особо определяемый в законодательстве круг функций и задач. Для их выполнения требуется наличие властных публично-правовых полномочий государственных служащих, которым государство доверяет выполнение этих функций, а сами служащие обязуются соблюдать принцип верности служения государству (данное положение устанавливается, например, в присяге государственного служащего). В этом аспекте разграничительным моментом между публично-правовым и частным отношениями в системе государственной службы является и то, что служащие и рабочие (технический персонал), находящиеся на государственной службе, выполняют, как правило, различные виды деятельности: служащие осуществляют в большей мере духовную, умственную деятельность, а рабочие — физическую.

Сторонники этого подхода под функцией понимают особый вид управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления. Приверженцами второго подхода функции управления рассматриваются как составляющие стадии управленческого процесса: выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учет и контроль.

Просматривая литературу, можно заметить, что есть попытки связать и обобщить как-то все отдельные точки зрения по вопросу определения функций управления. Но как оказывается, что даже авторитетные книги не полностью охватывают все грани этого вопроса. Так в управлении производством функции управления определяются как особый вид деятельности, выражающей направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе производства. В науке же социального управления, функция управления рассматривается в качестве определенного вида работ по управлению, отличающуюся обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение соответствующих социальных задач по средством адекватной ей организационной структуры управления.

В литературе по государственному управлению под функциями государственного управления понимаются виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы или как четко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, помогающие достичь цели и интересы управленческого воздействия.

Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства. Для
функций регулирования, например, это конкретные отношения между людьми, ставшие неотъемлемой частью общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управленческого воздействия; из названной выше функции это создание или применение необходимых социальных норм.

Способ реализации раскрывает средства сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования – это способность упорядочения искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание и поведение, а также деятельность.

Общие функции – это всеобщие типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Уже стало фактом, что каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью и стабильностью. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием процедурами осуществления, используемо информацией. Каждый субъект управления осуществляет несколько или хотя бы одну функцию. Если рассматривать каждый отдельный субъект управления, то нельзя не сказать, что общие функции управления конкретизируются в функция отдельных органов, их структурных подразделениях, в функциях должностей. Это обстоятельство лежит в основе определения компетенции структурных единиц. Деление управление на функции отражает его специализацию.

Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т.е. создаются особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем и т.д. организационная обособленность это важный признак развитой и значительной по объекту функции. Особенности объектов и субъектов, их взаимоотношений, внешней среды серьезно влияют на управленческие функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием, обуславливают многообразие форм осуществления. Функции государственного управления тесно связаны с общественными функциями государства и отражают способы осуществления последних. Если общественные функции государства раскрывают, в чем его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают как, каким способами, в процессе каких взаимосвязей оно их осуществляет.



Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства и целостного субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определенный вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих органах, их звеньев и подсистем11. Общее в функциях государственного управления и управленческих функциях государственных органов состоит в том, что, во-первых, и те и другие имеют одно и тоже предназначение – оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечивать адекватные государственные предначертания.

Различие между ними проходит:

по субъекту воздействия

– функции государственного управления осуществляются всей управленческой структурой государственного управления, управленческие функции государственного органа;

по объекту или по пределам влияния

– функции государственного управления оказывают воздействие как на большие сферы общественной системы, так и на компоненты, подсистемы оной по средствам реализации

– функции государственного управления обеспечиваются всей силой государства, управленческие функции государственных органов – теми полномочиями и организационными возможностями, которые предоставлены этому органу;

по характеру

- функции государственного управления отражают объективные взаимосвязи государства и управляемой общественной системы, управленческие функции для каждого государственного органа установлены в его правовом статусе и являются в этом смысле юридической констатацией управляющих воздействий данного государственного органа.

В результате управленческие функции государственных органов можно определить как юридически выраженные управляющие воздействия отдельных органов государства, которые обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов. Такие функции воспринимают те параметры, которые присущи функциям государственного управления, то есть они также различаются по предмету, содержанию, способам реализации, но к этим параметрам доставляется еще один – объем управленческой функции государственного органа. Таким образом, функции государственного управления с одной стороны, есть продукт разделения и специализации труда в сфере управления; с другой стороны, они представляют собой элементы управленческого цикла. Содержание функций государственного управления должно определятся на основе полномочий государственного управления устанавливаемых законодательными актами, что обеспечивает функциям правовую обоснованность
12. Рассматривая функции государственной службы, прежде всего следует отметить, что сама она «может пониматься в функциональном смысле, т.е. как конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов, деятельность административно-управленческих структур».

Деятельность государственных служащих проявляется в следующих функциях: правоприменительная функция - реализация полномочий регулятивного и распорядительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства либо государственного органа при исполнении служебных обязанностей правотворческая функция - разработка и принятие нормативных правовых актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний и т.п. регулирующая функция - разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и действий, т.е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов организационная функция - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т.д.) правозащитная функция - осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению ими обязанностей перед государством; государственных и иных органов - перед гражданами Государственные служащие, выполняют большей объем непосредственно административно-управленческих функций, как то: государственное управление, государственно-ориентированные мероприятия, государственный контроль и надзор, государственное планирование и прогнозирование, государственный учет, государственное руководство и координация13.

Таким образом, в практико-функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти
, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства. Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются, прежде всего, Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституция РФ, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ не могут регулировать буквально все вопросы построения и функционирования государственной службы, тем более что по ряду направлений такие законы еще не приняты. Поэтому имеющийся «пробел» в данном правовом поле восполняется иными нормативными правовыми актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами, а распоряжениями федеральных министерств и ведомств, аналогичными документами на уровне субъектов РФ.

Для удобства использования они издаются в соответствующих сборниках, а не только публикуются в периодической или ведомственной печати14. Давая характеристику такого элемента общей организации государственной службы, как должности государственной службы, обратимся к статье 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», где сказано: Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Соответственно видам государственной службы должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по категориям и группам в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации об их государственной гражданской службе. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется Указами Президента Российской Федерации. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента России.