Файл: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение лебедянский торговоэкономический техникум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С помощью Сбер ID можно быстро вызвать такси – Ситимобил, СберАвто, заказать еду – Delivery Club, «Кухня на районе», купить продукты и другие товары – СберМегаМаркет, Самокат. К системе подключились страховая компания «Ренессанс Жизнь», книжный магазин «Литрес», издательство «Просвещение», портал MOS.RU и многие другие организации.

Для эффективного использования систем дистанционного банковского обслуживания в ПАО Сбербанк необходимо решение задач на государственном уровне:

а) недостаточность развития законодательного регулирования в данной области деятельности банка. Отсутствие законодательного регулирования данного вида деятельности. Вопросы, которые возникают при реализации дистанционного банковского обслуживания, и требуют правого урегулирования, касаются общих основ организации и функционирования платежных систем. Необходимо дальше разрабатывать законодательную базу регулирующие этот вид деятельности.

б) затраты на создание, внедрение и обслуживание систем дистанционного банковского обслуживания клиентов; Высокие затраты на разработку, внедрение, эксплуатацию систем дистанционного банковского обслуживания будут обоснованы, так как данная деятельность ПАО Сбербанк является передовой деятельностью на банковском рынке и приносит большую прибыль, а также многократно увеличивает клиентскую базу.

в) идентификация клиента при дистанционном выполнении им банковских операций. Общий недостаток систем дистанционного банковского обслуживания, как для ПАО Сбербанк, так и для клиентов банка, обусловлен самими особенностями такого обслуживания. Это подразумевает то, что банковские операции выполняются клиентом удаленно без непосредственного общения со специалистами банка.

Именно поэтому возникает проблема точной идентификации клиента при пользовании им дистанционного банковского устройства. В данном случае для банка нужны гарантии того, что удаленные операции осуществляет именно тот человек, которому банк предоставил на это право. Клиент в свою очередь должен быть уверен, что никто кроме него (с определенными целями или по ошибке) не сможет распоряжаться его счетами в банке. Ведь если при использовании какой-либо из разнообразных услуг дистанционного банковского обслуживания возможны несанкционированные действия с чьей-либо стороны, то такая услуга не будет востребована, несмотря на все ее многочисленные преимущества. Необходимо разрабатывать методы безопасного подтверждения идентификация клиента;


г) риски технологического характера; в связи с развитием IT – технологий, быстро меняется системы Интернет-банкинга, меняется подход к созданию интерфейса, что повлекло расширение платежных возможностей для пользователей за счет добавления новых контрагентов в список возможных платежей достигло своего предела. Пользователи не понимают, какие возможности платежей им предлагает данная система дистанционного банковского обслуживания, глядя на длинный список ничего не значащих названий контрагентов. Особенно заметной эта проблема стала при оплате государственных, муниципальных и коммунальных услуг, в которых название контрагентов, как правило, незнакомы пользователям. Дальнейшее расширение платежного функционала возможно только путем перехода от функции «выбор контрагента» к функции «выбор услуги» с удобным нелинейным поиском услуг. Поэтому необходимо прорабатывать более доступный и простой интерфейс для пользователя дистанционного банковского обслуживания. Создать удобные справки гиды и руководства пользователя, контекстно встроенных в интерфейс Интернет-банка.

д) наличие рисков, связанных с ошибками в планировании расходов на внедрение и обслуживание систем дистанционных каналов обслуживания, а также высоких рисков хакерских и мошеннических атак на системы дистанционного банковского обслуживания;

В ПАО Сбербанк зарегистрировано большое число мошеннических действий и хакерских атак на системы дистанционного банковского обслуживания. Соблюдая Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» банку приходиться при любых случаях кражи денежных средств со счета клиента, возмещать всю похищенную сумму. Вследствие введения данного закона увеличилось количество исков о возврате средств со стороны клиентов банка, пострадавших от мошеннических операций в системах дистанционного банковского обслуживания ПАО Сбербанк.

1 февраля 2022 года стало известно о том, что «Сбер» провел технологические учения на случай отключения от зарубежной ИТ-инфраструктуры из-за возможных американских санкций.

В 2021 году объем закупок услуг тестирования программного обеспечения вырос в ПАО Сбербанке в 2,3 раза относительно предыдущего года – до 5,4 млрд. рублей. Для сравнения, в 2020 году ПАО Сбербанк приобрел сервисов по функциональному и нагрузочному тестированию программных продуктов на 2,3 млрд рублей, годом ранее – на 3,1 млрд рублей.



На первый план, наряду с финансовой надежностью и стабильностью, выходят собственно сервисные качества банка – профессионализм, быстрота обслуживания, разнообразие предоставляемых услуг, обширность рынка, на котором банк способен активно работать. Цифровые информационные технологии способствуют таким качествам банковской системы, поэтому на первый план переместились проблемы качества банковских информационных технологий.

На современном этапе работы ПАО Сбербанк сталкивается с большим количеством структурных изменений и рисков, в первую очередь изменением парадигмы введение кредитно-банковского бизнеса и цифровизации отрасли, порождающей большое количество новых конкурентов из числа финтех-компаний (как компания Тинькофф в России). В этих условиях наиболее правильной стратегией является не только включение в этот процесс, но как можно быстрый перевод всей кредитно-банковской экосистемы в цифру, как для снижения трансакционных издержек, так и повышения конкурентоспособности продуктов банка.


Заключение
В настоящее время для каждой кредитной организации очень важно быстро реагировать на запросы клиентов и оперативно обрабатывать многочисленные потоки информации поэтому, возникает необходимость внедрения новых информационных технологий. Инновациями в банковском секторе, могут служить различные нововведения во всех сферах функционирования банка. В связи с быстро растущей конкуренцией на рынке, современному обществу необходимо создавать конкурентные преимущества за счет инноваций для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли поддерживать свое положение на рынке или улучшить его, привлекать и удерживать уже имеющихся клиентов, минимизировать свои издержки и т.д. Дистанционное банковское обслуживание позволяет повысить качество спектра предоставляемых услуг и увеличить эффективность деятельности банка в разы.

Банковская индустрия имеет активную динамику развития, и чтобы удержать свои позиции банкам необходимо придерживаться мировым тенденциям в сфере цифровых технологий. Обстановка, в которой сегодня находятся банки, способствует доступности услуг для розничного сектора и вместе с тем появлению новых финансовых сервисов. Сокращая свои затраты, банки переводят обслуживание клиентов на дистанционную основу. В условиях ужесточения конкуренции участники рынка стремятся персонифицировать свои продукты, что требует обработки большого объема информации, в том числе нефинансовой. Основными трендами развития цифровых банковских технологий в ближайшее время станут внедрение открытых API, искусственный интеллект, более удобный мобильный банкинг, новые формы безопасной идентификации.

Высокие требования клиентов к качеству продуктов и услуг вынуждают банки постоянно модернизировать свои информационные системы, а также адаптировать их к взаимодействию с системами клиентов, посредников, органов государственной власти и т.д.

При выполнении выпускной квалификационной работы цель достигнута, решены следующие задачи:

  • изучена сущность, функции и виды онлайн-услуг банков;

  • исследована история и сущность деятельности банков в условиях развития цифровых технологий;

  • рассмотрено финансовое состояние кредитных организаций в условиях развития цифровых технологий;

  • дана экономическая характеристика деятельности ПАО Сбербанк;

  • проанализированы основные показатели деятельности ПАО Сбербанк;

  • изучены цифровые банковские продукты, предоставляемые ПАО Сбербанк своим клиентам;

  • разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности ПАО Сбербанк в рамках развития цифровых технологий.


ПАО Сбербанк – крупнейший банк в России и Европе. Контролируется Центральным банком Российской Федерации. ПАО Сбербанк стремится выйти на новый уровень конкурентоспособности и технологичности, оставаясь при этом лучшим банком для населения и бизнеса, продолжая неуклонно развиваться и создавать ценность для акционеров, общества и государства.

У Сбера более 98 миллионов физических и 2,7 миллиона юридических клиентов. Сеть отделений состоит из более чем 14 тысяч, расположенных в 83 субъектах России. Бизнес банка состоит из розничного, корпоративного и нефинансового.

ПАО Сбербанк предоставляет полный спектр услуг: вклады, кредиты, счета, банковские карты, страховые продукты, негосударственный пенсионный фонд и многое другое. По итогам 2021 года доля банка на рынке потребительского кредитования – 42 %, ипотеки – 54 %, средств физических лиц – 45 %. Сбер занимает первое место на рынках страхования имущества, жизни, обязательного пенсионного страхования и по размеру активов под управлением. Успехи этого сегмента видны по тому, что объем средств и кредитов физических лиц в последние годы уверенно рос. При этом в структуре кредитов более половины – это ипотека.

Ключевые показатели ПАО Сбербанк за 2021 год:

  • Чистые процентные доходы: 1617,5 млрд. руб.

  • Чистые комиссионные доходы: 578,9 млрд. руб.

  • Чистая прибыль: 1237,1 млрд. руб.

ПАО Сбербанк в 2021 году заработал 1,237 трлн. руб. чистой прибыли без учета событий после отчетной даты. Рентабельность капитала составила 24,8 %, а рентабельность активов – 3,5 %. Кредитный портфель юридических лиц вырос на 10,5 % без учета валютной переоценки, портфель розничных кредитов увеличился на 25,8 % во многом за счет роста ипотечного кредитования на 29 %. Рост средств клиентов за год составил 11,1 % без учета валютной переоценки. Число активных подписчиков СберПрайм выросло более чем в 10 раз до 4,25 млн.человек.

Достижение таких результатов стало возможным благодаря улучшению качества обслуживания клиентов, разработке новых технологических решений и повышению эффективности бизнеса.

Исходя из результатов исследования, следует сделать вывод, что ПАО Сбербанк обладает достаточно высоким ресурсным потенциалом, его способность распределять средства достаточно высока. Однако дополнительные требования, предъявляемые Банком России к уровню ликвидности, ставят ПАО Сбербанк в жесткие рамки и снижают рыночную свободу.

Анализ