Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный нефтегазовый университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51 рантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, по результатам опро- сов качество занимает 70% «весомости» всех показателей конкурентоспособно- сти.
Для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответ- ствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персо- нал, но и хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управле- ние качеством.
Дело в том, что каждому предприятию для успешной и устойчивой работы необходимо обеспечить выпуск запланированного объема продукции, соблюсти установленные сроки, добиться низкой себестоимости изделий и при этом обеспечить требуемый уровень качества. Трудность одновременного достиже- ния этих целей заключается в том, что на практике они, как правило, противо- речат друг другу.
Как правило, чаще всего приходится идти на компромиссы, находить оп- тимальные решения между объемами, сроками выпуска, себестоимостью и ка- чеством продукции. При этом каждый раз приходится решать, какие из этих целей (объемы, сроки выпуска, себестоимость или качество) важнее или, иначе говоря, выстраивать систему приоритетов в деятельности предприятия.
Основные методы управления качеством продукции: Установка на систем- ный анализ.
Морально – психологические аспекты управления качеством. Особенности обучения. Статистические методы управления качеством. Контроль качества.
Российский и международный опыт управления качеством.
Включает в себя: Российский и международный опыт управления качеством:
Российский опыт управления качеством.
Японский опыт управления качеством.
Европейский опыт управления качеством.
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
Включает в себя: Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества:
Взаимоотношение общего менеджмента и менеджмента качества.
Актив менеджмента качества.
Разработка документов: Ответственность руководства, политика и цели в области качества.
Включает в себя: Ответственность руководства, политика и цели в области качества: Обязательства руководства. Политика в области качества.
Деятельность внешнего руководства во главе преобразований. Совершенство- вание руководства. Миссия, контроль качества.

52
1   2   3   4   5

Практическая часть включает в себя: Разработку методов управления каче- ством продукции.
7. Основы экономики управления качеством.
Включает в себя: В общей совокупности показателей качества продук- ции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.
Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продук- ции независимо от вида и назначения. К ним можно отнести объем и удельный вес производства отдельных видов товаров в общем выпуске продукции данной группы, а также величину экономического эффекта от использования продук- ции повышенного качества. Также к обобщающим показателям относятся пока- затели сортности продукции.
Единичные и комплексные показатели применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускае- мой продукции, а также характера ее производства. Они используются при соз- дании и освоении новых и модернизации ранее основанных изделий.
Всю совокупность показателей качества продукции можно классифици- ровать по различным признакам:
1) количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
2) отношению к различным свойствам продукции (показатели надежно- сти, технологичности, эргономичности и др.);
3) стадии определения (проектные, производственные и эксплуатацион- ные);
4) методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
5) характеру использования для оценки уровня качества (базовые и от- носительные);
6) способу выражения (показатели, выраженные безразмерными едини- цами измерения, например, баллами, процентами, и размерные).

53
Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:
Показатели назначения.
Показатели надёжности.
Показатели технологичности.
Показатели стандартизации и унификации.
Эргономические показатели.
Эстетические показатели.
Показатели транспортабельности.
Патентно-правовые показатели.
Экологические показатели.
Показатели безопасности.
Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.
Затраты на качество связаны со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Совокупность видов деятельности при- менительно к качеству составляет систему качества на предприятии. Ее дейст- вие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции от первона- чального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения уста- новленных и предполагаемых потребностей в области качества.
Типичными видами деятельности предприятия по этапам жизненного цикла продукции (работ, услуг) являются следующие:
- маркетинг и изучение рынка;
- исследование, разработка и проектирование продукции;
- планирование выпуска продукции;
- закупки;
- производство продукции или предоставление услуг;
- проверки;
- упаковка и хранение;
- реализация;
- монтаж и ввод в эксплуатацию;
- техническая помощь и обслуживание;


54
- послепродажная деятельность;
- утилизация или переработка продукции в конце полезного срока служ- бы.
Все виды деятельности, относящиеся к качеству, представлены в стандар- тах ИСО 9001 и 9004, объединенные в элементы системы качества. затрата качество финансирование себестоимость
Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показа- телей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых. Расчет относительных пока- зателей качества продукции (Qi) ведется по формуле:
Qi = Рi /Рib, (1) где Рi – значение i -го показателя качества оцениваемой продукции;
Рib - значение i -го показателя базового показателя; i = 1, …, n – количество оцениваемых показателей качества.
В результате расчетов, произведенных по формуле, улучшению качества может соответствовать как увеличение, так и уменьшение относительного по- казателя. При наличии нормативных ограничений для показателей качества от- носительный показатель вычисляют по формуле:
Qi = (Рi – Рin)/( Рib – Рin) (2) где Рin – значение i –го показателя.
Если относительные показатели по результатам расчетов оказались луч- ше, а другие хуже, применяются комплексный или смешанный метод оценки.
Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя ка- чества продукции, который представляет собой функцию от единичных показа- телей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, от-

55 ражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взве- шенным.
Если имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей.
Интегральный показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции. Его расчет производится по приведенной ранее формуле 1.
Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей.
Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно об- ширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не по- зволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойст- ва продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.
Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции ис- пользуются индексы качества и дефектности.
Индекс качества – это комплексный показатель качества разнородной продукции, который равен среднему взвешенному относительных значений по- казателей качества этой продукции.
Индекс дефектности – это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взве- шенному коэффициентов этой продукции.
Индексы качества и дефектности являются универсальными показателя- ми, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и про- анализировать его изменения за ряд лет.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, плано- мерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и пол- ноценное ее использование.
Основными задачами управления качеством продукции являются:
- изучение рынка сбыта;
- изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;


56
- разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования, производства;
- сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.
Практическая часть: расчет затрат на качество.

57
С
ПИСОК
рекомендуемой литературы.
1. ГОСТ 1.5 - 92. ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
2. ГОСТ 2.105 - 95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
3. Басовский Л.Е, Протасьев В.Б. Управлением качеством. - Москва: Ин- фра-М, 2005. - 212 с.
4. Пономарев С.В., Мищенко С.В., Белобрагин В.Я. Управление качест- вом продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебное посо- бие. – М.: Учебное пособие. – М.: РИА "Стандарты и качество", 2004.
5. Стандарты ИСО 9000 в жизни. Рисованный комментарий к ГОСТ Р
ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" [Текст] / Ио- сиф Аронов, Леонид Штерн. - 2-е изд. - М.: КДУ, 2006. - 96 с.
6. И.М. Лифиц. Стандартизация, метрология и сертификация [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Коммер- ция", "Маркетинг", "Товароведение и экспертиза товаров" / И.М. Лифиц. -
4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 336 с.

58
Управление качеством
Сборник практических, лабораторных работ, курсовых, контрольных работ и методических указаний по самостоятельной работе студентов по дисциплинам: «Всеобщее управление качеством»,
«Управление качеством» для студентов, обучающихся по специальностям:
200503.65 «Стандартизация и сертификация»,
151002.65 «Металлообрабатывающие станки и комплексы»,
220501.65 «Управление качеством» и направлениям:
221400.62 «Управление качеством», 151900.62 «Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительных производств», 151000.62
«Технические машины и оборудование»,
221700.62 «Стандартизация и метрология»
Составители:
Василега Дмитрий Сергеевич
Остапенко Мария Сергеевна
Тверяков Андрей Михайлович
Подписано в печать 17.01.2014. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 3,75.
Тираж 45 экз. Заказ № 80.
Библиотечно-издательский комплекс федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет».
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.
Типография библиотечно-издательского комплекса.
625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.