Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный нефтегазовый университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Практическая работа №2.
ИСО серии 9000.
Теория: ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК
176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов ле- жат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).
Задание:
1. Как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2011 определяет понятие процесс?
2. Каким образом графически изображают процесс?
3. Перечислите основные виды входов и выходов процессов?
4. Дайте определение понятия ″ владелец процесса ″.
5. Какие три группы входов обычно выявляют при графическом изображении процессов?
6. Перечислите основные точки процесса, в которых желательно измерять и контролировать показатели (характеристики) качества?
7. Что такое ″специальный процесс″ и чем он отличается от обычного процес- са?
8. Каким образом изменяется роль владельца процесса в ходе его выполнения?
9. Что такое цепочка процессов ?
10.Что такое сеть процессов?
11. О чем должен заботиться владелец каждого процесса в ходе выполнения своей деятельности?
12. Поясните модель системы менеджмента качества, основанную на процесс- ном подходе.
13. Внутренний цикл процессов в организации.
14. Внешний цикл процессов, связанный с определением требований и с изме- рением удовлетворенности потребителей.
15. Система менеджмента качества и ее связь с сетью процессов.
316. Требования к процессам системы менеджмента качества
17. Этапы петли качества, имеющие отношение к требованиям ГОСТ Р ИСО
9001-2001 18. Связь требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с этапами петли (спирали) каче- ства
19. Системы автоматического регулирования, используемые при техническом управлении качеством продукции
34
Практическая работа №3-4.
Оформление документированных процедур.
Теория:
Документированная процедура
(ДП) (методика) - документированный установленный способ осуществления деятельности или выполнения определенной работы (процесса). ДП должна отвечать на следующие вопросы:
1) Какова ее область применения и сфера действия.
2) Какова цель, задачи и результаты (выходы) описываемого процесса, деятельности или работы.
3) Что, кем, как, где и в какой последовательности должно быть сделано.
4) Какими полномочиями обладают и за что несут ответственность участвующие в процессе, деятельности или работе.
5) Какие документы, ресурсы, материалы и оборудование используются в процессе работы.
6) Какими показателями и характеристиками оценивается качество и эффективность выполнения работы на всех ее этапах, как и кем они измеряются и контролируются.
7) Каким образом документируется и регистрируется выполняемая работа.
8) Как используются результаты выполненной работы (процесса).
9) Структура и формат документированных процедур
10) В качестве средств описания процесса могут использоваться текст, потоковые диаграммы, таблицы, комбинации из них, или любые другие подходящие средства в соответствии с потребностями ОУ.
11) ДП должны содержать необходимую информацию и быть идентифицированы, они могут содержать ссылки на РИ, которые определяют порядок выполнения работ, нормативные документы и записи, которые используются или создаются при реализации ДП. Документированные процедуры, как правило, описывают действия, которые охватывают различные функции.
Таблица 8. Пример типовой структуры документированной процедуры.
Структурный элемент докумен- та
Описание
Титульный лист
Содержит название строительной организации, обо- значение и наименование документа, год выпуска, дату утверждения, должность, фамилию, подпись ли- ца, утвердившего документ.
35
Содержание
Приводится перечень всех разделов, подразделов и приложений с указанием номеров страниц.
Введение
Указывается раздел или пункт ГОСТ Р ИСО 9001 или другого документа, на соответствие которому разра- ботан данный документ.
Целевое назначе- ние
Цель разработки и использования документирован- ной процедуры.
Область применения
Уточняется объект документирования, выделенный в наименовании документа, и устанавливаются долж- ностные лица, для которых использование данного документа обязательно.
Нормативные ссылки
Содержит перечень всех документов, на которые в тексте данного документа даны ссылки. При этом указываются обозначение документа и полное на- именование.
Определения
Разъясняется смысл используемых в документе и важных для понимания терминов в целях однознач- ного их толкования. Вместо самих терминов и их оп- ределений допускается делать ссылку на междуна- родный стандарт, которому соответствует исполь- зуемая в документе терминология.
Обозначения и сокращения
В этот раздел включаются все сокращения, исполь- зуемые в тексте документа, а также их расшифровка.
Данный раздел может входить отдельным пунктом раздела «Общие положения».
Ответственность
Обобщаются обязанности каждого подразделения или отдельных лиц, принимающих участие в процес- се в соответствии с его описанием в разделе «Описа- ние процедуры».
Реализация
- Требования потребителей, строительной организа- ции, поставщиков к описываемой деятельности и ее результатам.
- Входные и выходные данные процессов.
- Описание процессов (что, кто, почему, когда, где, как).
- Способы управления процессами и деятельностью.
- Документация, относящаяся к деятельности.
- Методы измерения.
- Отчетные документы (записи).
36
Ресурсы
Содержит описание людских, материальных, финан- совых и прочих ресурсов, необходимых для выпол- нения требований документа. К ресурсам относятся: подготовленный персонал для выполнения предпи- санных действий; помещения и необходимое обору- дование; финансовые средства.
Приложения
Содержит материал (графический материал, таблицы, схемы, диаграммы и т. п.), дополняющий положения документа.
Лист согласова- ния
Содержит подписи должностных лиц, осуществив- ших разработку и согласование документа.
Лист учета периодических проверок
Содержит информацию о периодическом анализе адекватности документа.
Лист регистрации изменений
Представляется перечень всех предшествующих ре- дакций документа в табличной форме.
Реестр рассылки
Перечень пользователей документов с наличием под- писей о получении.
Лист ознакомле- ния
Перечень пользователей документов с наличием под- писей об ознакомлении.
Задание:
На предыдущем занятии студентам надо поставить задачу самостоятель- ной подготовки к практическому занятию 3 по приведенным ниже контроль- ным вопросам и лекциям.
1. В каких шести разделах ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определены требования о необходимости разработать, документально оформить, внедрить и поддержи- вать в рабочем состоянии документированные процедуры?
2. Перечислите названия шести разделов ГОСТ Р ИСО 9001-2001, требующих использование обязательных документированных процедур.
3. Может ли быть такое, что в некоторой организации фактически используют только пять документированных процедур?
4. Может ли быть такое, что в некоторой организации фактически используют более шести документированных процедур?
5. Какие требования предъявляет ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документированной процедуре по п. 4.2.3 Управление документацией?
6. Какие требования предъявляет ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документированной процедуре по п. 4.2.4 Управление записями?
7. Какие требования предъявляет ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документированной процедуре по п. 8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)?
8. Какие требования предъявляет ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документированной процедуре по п. 8.3 Управление несоответствующей продукцией?
37 9. Какие требования предъявляет ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документированной процедуре по п. 8.5.2 Корректирующие действия?
10. Какие требования предъявляет ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документирован- ной процедуре по п.8.5.3 Предупреждающие действия?
11. Какими способами в СМК организации должны определяться структура и формат (носитель) документированных процедур?
12. Какие варианты идентификации документированных процедур могут быть использованы на практике?
13. Чем отличаются документированные процедуры от рабочих инструкций с точки зрения количества рассматриваемых (описываемых) функций?
14. Какие рекомендации, имеющие отношения к содержанию документирован- ных процедур, сформулированы в ISO/TR 10013:2001 [1]?
15. Каким образом в документированной процедуре обычно определяются от- ветственность и полномочия лиц и/или организационных функций и их взаимо- отношения?
16. Какие аспекты деятельности обычно рассматривают в разделе документированной процедуры “Описание деятельности”?
617. Каким образом обычно описывают деятельность в документированных процедурах?
18. Каким образом в документированных процедурах указывают доказательст- ва анализа и утверждения, статуса и даты пересмотра?
19. Каким образом обычно идентифицируют изменения в документированных процедурах?
20. Каким образом можно использовать циклы Деминга PDCA и SDСA при разработке и использовании документированных процедур?
38
Практическая работа №5.
Процедура сертификации.
Теория: Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации. Положения данного документа рас- пространялись не только на организацию и проведение работ по обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а и на такие объекты, как про- цессы, работы, системы качества.
Однако, развитие отечественной сертификации, активизация деятельности раз- личных структур промышленности, развивающееся техническое видовое зако- нодательство обусловили необходимость упорядочения деятельности по серти- фикации систем качества и формирование условий, обеспечивающих интегра- цию этой деятельности в Российской Федерации с международной деятельно- стью.
Задание:
Представьте последовательность процедур сертификации производства для выбранного конкретного предприятия.
39
Практическая работа №6-8.
Лицензируемые виды деятельности.
Теория: Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иными нормативно-правовыми актами:
разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (крипто- графических) средств;
предоставление услуг в области шифрования информации;
разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказа- нию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;
деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средст- вах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфи- денциальной информации;
деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получе- ния информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими ли- цами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
40
деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфиче- ской продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указан- ной продукцией;
разработка вооружения и военной техники;
производство вооружения и военной техники;
ремонт вооружения и военной техники;
утилизация вооружения и военной техники;
торговля вооружением и военной техникой;
производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
производство патронов к оружию и составных частей патронов;
торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
торговля патронами к оружию;
экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патро- нов к оружию;
коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
разработка и производство боеприпасов;
утилизация боеприпасов;
выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничто- жению химического оружия;
эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
эксплуатация химически опасных производственных объектов;
эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
эксплуатация нефтегазодобывающих производств;
переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
1 2 3 4 5
Задание:
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ выступила против про- екта постановления правительства РФ «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечни лицензионных условий».
Главное возражение ФАС — отсутствие четкого определения лицензи- руемых видов деятельности.
1) Покажите роль и значение определений и понятий в управлении каче- ством на примере сферы услуг, если известно, что раньше, до принятия поста- новления, Интернет-провайдер получал лицензию «на оказание услуг телепати- ческих служб и услуг передачи данных»; теперь же в перечне лицензий они от- сутствуют , а есть обезличенная услуга доступа в Интернет». Участники рынка
41 в своей критике «перечня лицензируемых услуг» отметили это событие и выра- зили обеспокоенность созданием нового монополиста.
1) Объясните причины возражений со стороны ФАС и участников рынка, а также мотивацию Минсвязи в управлении качеством услуг на основе лицен- зий.
2) Свяжите ситуацию с экономическими последствиями, если известно, что по новым условиям лицензирования телекоммуникационные сети смогут предавать лишь внутренние вызовы, а на внешний мир все будут обязаны вы- ходить через сеть «Ростелекома».
3) Рынок дальней связи принадлежит «Ростелекому»: убытки оператора сетей общего пользования покрываются за счет снижения тарифов на местную связь за счет Ростелекома. Является ли Ростелеком монополистом, и почему практика перекрестного субсидирования не позволяет либерализовать рынок дальней связи?
4) Соблюдаются ли условия конкуренции при сложившейся системе?
42
Самостоятельная работа для студентов.
1.Определение и соотношение понятий «качество» и «полезность».
2.Анализ термина «обеспечение качества» в стандарте ИСО 8402.
3.Анализ термина «управление качеством» в стандарте 8402.
4.Система качества. Определение, назначение и состав системы.
5.Соотношение понятий «обеспечение качества» и «управление качества».
Функции управления качеством
6. Политика качества.
7. Планирование качества.
8. Организация работ по качеству.
9. Обучение персонала.
10. Мотивация персонала.
11. Контроль качества.
12. Информация о качестве.
13. Разработка мероприятий.
14. Принятие решений руководством предприятия.
15. Реализация мероприятий.
16. Взаимодействие с внешней средой.
Статистические методы контроля качества
17. Диаграмма Парето.
18. Причинно-следственная диаграмма.
19. Гистограмма.
20. Контрольная карта.
21. Система качества
22. Этапы разработки системы качества.
23. Служба качества. Назначение и состав.
24. Проверки системы качества.
25. Кружки качества.
26. Назначение и состав «Руководства по обеспечению качества».
Темы для контрольных работ:
1.Этапы развития управления качеством.
2.Комплексное управление качеством.
3.Тотальное управление качеством.
4.Принцип управления качеством продукции и состав функций управления качеством.