Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный нефтегазовый университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт промышленных технологий и инжиниринга
Кафедра «Станки и инструменты»
Управление качеством
Сборник практических, лабораторных работ, курсовых, контрольных работ и методических указаний по самостоятельной работе студентов по дисциплинам: «Всеобщее управление качеством»,
«Управление качеством» для студентов, обучающихся по специальностям:
200503.65 «Стандартизация и сертификация»,
151002.65 «Металлообрабатывающие станки и комплексы»,
220501.65 «Управление качеством» и направлениям:
221400.62 «Управление качеством», 151900.62 «Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительных производств»,
151000.62 «Технические машины и оборудование»,
221700.62 «Стандартизация и метрология»
Тюмень
ТюмГНГУ
2013

2
Сборник практических, лабораторных, курсовых, контрольных работ и методических указаний по самостоятельной работе студентов по дисцип- линам: «Управление качеством», «Всеобщее управление качеством»
для студентов, обучающихся по специальностям: 200503.65 «Стандартизация и сертификация», 220501.65 «Управление качеством», 151002.65 «Металло- обрабатывающие станки и комплексы» » и направлениям: 221400.62
«Управление качеством», 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 151000.62 «Технические машины и оборудование», 221700.62 «Стандартизация и метрология».
[Текст] / сост. Д.С. Василега, М.С. Остапенко, А.М. Тверяков; Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень: Издательский центр БИК, 2013. – 60 с.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на засе- дании кафедры «Станки и инструменты»
«19» марта 2013 года, протокол № 9.
Сборник практических, лабораторных, курсовых, контрольных работ и ме- тодических указаний по самостоятельной работе студентов по дисциплинам:
«Всеобщее управление качеством», «Управление качеством»
для студентов, обучающихся по специальностям: 200503.65 «Стандартизация и сертификация»,
220501.65 «Управление качеством», 151002.65 «Металлообрабатывающие стан- ки и комплексы» » и направлениям: 221400.62 «Управление качеством»,
151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроитель- ных производств», 151000.62 «Технические машины и оборудование»,
221700.62 «Стандартизация и метрология». Данные дисциплины изучаются в одном семестре.
Приведено содержание основных тем дисциплин, указаны перечень прак- тических, лабораторных работ, курсовых и дана развернутая теория в области применения современных методов в управлении качеством. Приведены вариан- ты заданий и темы для самостоятельной работы студентов. Даны методические указания и рекомендации по выполнению практических работ.


3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………5 1.
ЦЕЛИ,
ЗАДАЧИ
И
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИ-
НЫ………………………………………….......................................6 2.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ И АППАРАТУРА...............8 3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ……………………8 4.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ …………………………8 5.
СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЁТА…………………………………………8 6.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТА …………………9 7.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 «АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЖИЗНЕДЕЯ-
ТЕЛЬНОСТИ»……………………………………………11 8.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
№ 2 «ДИАГРАММА
ПАРЕ-
ТО»…………………………………………………………………13 9.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 «ПОТРЕБИТЛЬСКОЕ ПОНИМАНИЕ
ТЕРМИНА «КАЧЕСТВО»»…………............................16 10. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 «ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛО-
ГИЯ.ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТЕРМИЕАМИ»……………..17 11. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «ПРИНЦИП ЦИКЛА PDCA ПРИМИНИ-
ТЕЛЬНО К ПРОЦЕССАМ»……………………….19 12.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6-7 «РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ И ЦЕЛЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЯ
В
ОБЛАСТИ
КАЧЕСТ-
ВА.МОНИТОРИНГ,ИЗМЕРЕНИЯ,АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕС-
СОВ»….…………………………………. ……………21 13.
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8-9 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО
ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПО ПРИНЦИПУ СРЕДНЕГО ВЗВЕШЕННО-
ГО»…………………………………23
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ОЦЕНКА СИ-
ТИАЦИИ»…………………………………………25
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11-12 «SWOT-АНАДИЗ»……27
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13-14 «РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТАЦИИ
СМК»……………………………………………..30
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «СЕРТИФИКАЦИЯ СИТЕМ КАЧЕСТ-
ВА»………………………………………………………33
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 «ИСО СЕРИИ 9000»……….34
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3-4 «ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТРИРО-
ВАННЫХ ПРОЦЕДУР»………………………….35
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
№5 «ПРОЦЕДУРА
СЕРТИФИКА-
ЦИИ»………………………………………………………………39
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6-8 «ЛИЦИНЗИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯ-
ТЕЛЬНОСТИ»………………………………………………40
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ…………..…43
КУРСОВАЯ РАБОТА……………………………………………45 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………50

4
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время наши предприятия по мере продвижения своей про- дукции все чаще и чаще сталкиваются с жесткими требованиями к качеству. Да и в быту мы все чаще говорим о качестве, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции, требуем предъявлять сертификаты на продукцию, настаиваем на соблюдении Закона о защите прав потребителей. Так что с уве- ренностью можно сказать: Будущее, в котором нечего делать без качества, уже наступило. Все это требует организации подготовки специалистов по специаль- ностям: 200503.65 «Стандартизация и сертификация», 220501.65 «Управление качеством», 151002.65 «Металлообрабатывающие станки и комплексы» » и на- правлениям: 221400.62 «Управление качеством», 151900.62 «Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительных производств», 151000.62
«Технические машины и оборудование», 221700.62 «Стандартизация и метро- логия» в новом ключе, учитывая современные реалии постоянно меняющегося российского и международного законодательства в сфере применения методов и инструментов управления качеством.


5
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.1 Цель дисциплины:
«Управление качеством» относится к базовой части профессионального цикла (ПЦ.Б.3.1/10) ООП имеет своей целью: формирование у студентов тео- ретических знаний в области управления качеством на основе стандартов серии
ИСО 9000 и практических навыков по их применению для решения реальных практических задач, в том числе с применением ЭВМ, в соответствии с ФГОС
ВПО рекомендациями УМО в области политехнического образования, а также требованиями работодателей.
1.2 Задачи дисциплины:
- усвоение основных положений по мониторингу и методам оценки прогресса в области улучшения качества;
- ознакомление с основными законодательными и нормативными актами в области качества;
- изучение основных принципов и методик управления качеством продукции в организациях и на предприятиях;
- овладение методологией разработки и внедрения систем управления качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов серии ИСО 9000;
- получение практических навыков по применению методов планирования и управления системами качества;
- выработать в студентах направления, мотивацию к самообучению и научно- техническому творчеству;
- развивать и укреплять у студентов по всем направлениям необходимые соци- ально-личностные компетенции с целью формирования гармонично развитой личности.
Знать:
 цели и задачи количественной оценки качества продукции;
 виды нормативных документов применяемых для анализа и систематиза- ции показателей качества продукции работ и услуг на всех стадиях жизненного цикла продукции;
 методы оценки качества машиностроительной продукции, классифика- цию показателей качества, принципы определения оптимального показателя качества продукции работ и услуг;
 разновидности комплексных показателей качества и условия их приме- нимости, уровни компетентности экспертов при оценке качества продукции экспертным методом.

6
Уметь:
 определять показатели качества выпускаемой продукции,
 выполнять сбор информации по объекту исследования,
 обобщать уровень качества однородной продукции и прогнозировать тех- нический уровень изделия в будущем,
 сравнивать уровень качества выпускаемой продукции в России и за рубе- жом,
 использовать нормативную документацию в исследованиях уровня каче- ства,
 контролировать показатели качества продукции работ и услуг на всей стадии жизненного цикла объекта.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные компетенции (ОК) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятель- ности стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастер- ства осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профес- сиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моде- лирования, теоретического и экспериментального исследования имеет навыки работы с компьютером как средством управления инфор- мацией способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях профессиональные компетенции (ПК) общепрофессиональные: применяет знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или ус- луги применяет знание подходов к управлению качеством применяет знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг


7
ПК-10 ведет необходимую документацию по созданию системы менедж- мента качества и контролю ее эффективности
2. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для выполнения практической и лабораторной работы необходима муль- тимедийная и лабораторная аудитория, программа электронного тестирования
EDUCON.
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Требования техники безопасности при выполнении практической и лабо- раторной работы согласно «Инструкции по охране труда при работе на персо- нальном компьютере», утвержденной директором ИПТИ.
4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
4.1. Запустить программу EDUCON. Открыть курс «Управление качест- вом» и найти методическое указание к соответствующей практической и лабо- раторной работе. Внимательно его прочитать.
4.2. Согласно полученному заданию выполнить работу.
4.3. Сформировать и оформить отчет на ЭВМ в соответствии с требова- ниями ЕСКД. Подготовиться к защите практической и лабораторной работе.
5. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЁТА
5.1. Титульный лист: название учреждения, наименование лабораторной работы, дисциплина, исполнитель, проверяющий, год обучения.
5.2. Введение: проблема, цель, задачи.
5.3. Задание на выполнение практической работы.
5.4. Содержательная часть: содержит полный алгоритм решения постав- ленной задачи (примера) с необходимыми таблицами, графиками и диаграмма- ми, в обязательном порядке содержит результаты анализа и выводы.
5.5. Список литературы: методические указания, конспект лекций, учебни- ки, справочники, федеральные законы и др.

8
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Каждая лабораторная и практическая работы должны быть выполнены в виде отчета, который должен быть оформлен в соответствии с требованиями
ЕСКД и должен содержать полный алгоритм решения поставленной задачи
(примера) с необходимыми таблицами, графиками и диаграммами, в обязатель- ном порядке содержит результаты анализа и выводы.
Работа оформляется студентом самостоятельно во внеаудиторное время в рамках часов на самостоятельную работу. Преподаватель проверяет качество и правильность оформления работы и в зависимости от этого допускает или нет студента к защите практической и лабораторной работы.
Защита практической и лабораторной работы может происходить в форме собеседования по теме выполненной работы с привлечением теоретического материала по дисциплине или в форме электронного теста. Студент должен по- нимать содержание выполненной работы (знать определения понятий, уметь разъяснить значение и смысл любого терминов, используемых в работе, пол- ный алгоритм решения поставленной задачи (примера), результаты анализа и выводы и т.п.).
Результаты защиты работы выставляются преподавателем («зачтено», ко- личество баллов, подпись преподавателя, дата сдачи) на титульном листе отче- та по работе. Не подписанная преподавателем работа считается не защищенной.
В журнале учета успеваемости студентов выставляется балл за выполнен- ную работу (от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности практической и лабо- раторной работы, качества выполнения работы и её защиты) согласно табл.1.
Работа, оцененная менее чем 1 баллом, не может быть «зачтена» и переде- лывается самостоятельно студентом во время занятий или дома с дальнейшей ее сдачей и защитой со снижением оценки на 1 балл, если работа переделывает- ся и защищается во время последующих занятий и без снижения оценки, если практическая или лабораторная работа переделывается во время текущего учебного занятия.
В процессе подготовки и выполнения практической и лабораторной рабо- ты студент может пользоваться консультациями преподавателя, материалами сайта кафедры. Наличие конспекта лекций на практической работе не обяза- тельно.
Таблица 1. Критерии оценки практических и лабораторных работ.
Балл
Критерии оценки (содержательная характеристика)
«1-2»
Работа выполнена полностью. Студент владеет минимальными теоретическими знаниями и опытом по применению управления качеством, допускает незначительные ошибки на дополнитель- ные вопросы.
«3-5»
Работа выполнена полностью. Студент владеет достаточным


9 теоретическим материалом знаниями и опытом по применению оценки в управлении качеством, отсутствуют ошибки при описа- нии теории, формулирует собственные, самостоятельные, обос- нованные, аргументированные суждения, допуская незначитель- ные ошибки или представляя полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы.
В случае пропуска занятий без уважительной причины или не допуска к защите, проверка и защита практической и лабораторной работы осуществляет- ся во время консультаций преподавателя.

10
Лабораторная работа № 1
Анализ качества жизнедеятельности.
Цель:Провести анализ причин, влияющих на важнейший фактор, с ис- пользованием причинно-следственной диаграммы Исикавы.
Теория: Диаграмма Исикавы — графический способ исследования и определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме.
Ключевая задача заключается в том, чтобы иметь от трёх до шести основ- ных категорий, которые охватывают все возможные влияния. Фактически мак- симальная глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Когда такая создаваемая диаграмма является полной, она воспроизводит достаточно полную картину всех возможных основных причин определённой проблемы.
Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для просмотра действия возможных факторов и выделение наиболее важных при- чин, действие которых порождает конкретные следствия и поддается управле- нию
Работа с диаграммой Исикавы проводится в несколько этапов:

Выявление и сбор всех факторов и причин, каким-либо образом влияю- щих на исследуемый результат.

Группировка факторов по смысловым и причинно-следственным блокам.

Ранжирование этих факторов внутри каждого блока.

Анализ полученной картины.

«Освобождение» факторов, на которые мы не можем влиять.

Игнорирование малозначимых и непринципиальных факторов.
Задание:
Город Магнитогорск в Челябинской области на реке Урал у подножия го- ры Магнитная, которая в настоящее разработана почти до основания. Магнито- горск возник в связи со строительством металлургического комбината. В на- стоящее время является крупнейшим центром черной металлургии в России.
Уровень здоровья оценивался по числу обращений в органы здравоохра- нения, связанные с воздействием на здоровье людей того или иного фактора.
Рассматривались следующие основные факторы качества жизнедеятельности, приведенные в таблице 2.