Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный нефтегазовый университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Таблица 2. Исходные данные.
Порядковый номер
Наименование фактора
Количество об- ращений в ор- ганы здраво- охранения
1 2
3 4
5 6
7 8
9
Качество питьевой воды
Уровень радиации
Удельный вес вредных ве- ществ в атмосфере
Экология рабочего места
Уровень техники безопасно- сти
Качество пищи
Социально-психологический климат на работе
Психологический климат в семье
Прочие факторы
1281 1630 2246 1118 1090 170 1980 430 55
Необходимо провести анализ качества жизнедеятельности в данном ре- гионе, то есть выяснить, какие факторы наиболее влияют на здоровье жителей региона; а также установить причины, воздействующие на важнейший фактор, с помощью указанных в задании методов и средств.
Контрольные вопросы:
1) В чем заключается сущность диаграммы Исикавы? Ответ обоснуйте.

12
Лабораторная работа № 2
Диаграмма Парето.
Цель: Установить с помощью АВС - диаграммы Парето важнейшие фак- торы, влияющие на здоровье жителей региона, с целью повышения качества жизнедеятельности.
Теория: Уровень здоровья оценивается по числу обращений в органы здравоохранения, связанные с воздействием на здоровье людей того или иного фактора. Рассматриваются следующие основные факторы качества жизнедея- тельности:
1. качество питьевой воды;
2. уровень радиации;
3. удельный вес вредных веществ в атмосфере;
4. экология рабочего места:
5. уровень техники безопасности;
6. экология жилых помещений;
7. социально-психологический климат на работе;
8. психологический климат в семье;
9. прочие факторы.

Задание:
Для решения задач улучшения качества жизнедеятельности в регионе
.необходимо:
1) С помощью АВС - диаграммы определить основные факторы, влияющие на здоровье людей в регионе и, следовательно, на качество жизнедеятельности;
2) Выявить важнейший (из указанных) фактор;
3) Провести анализ причин, влияющих на важнейший фактор с применением причинно-следственной диаграммы Исикавы;
4) Сделать выводы, предложив конкретные мероприятия по улучшению качест- ва жизнедеятельности в регионе, направленные на устранение главных из рас- смотренных причин.
Варианты заданий приведены в таблице 3.
Номер варианта выбирается в зависимости от порядкового номера сту- дента в списке группы.

13
Таблица 3. Исходные данные.
-
Ф А К Т О Р Ы

вариантов
1 2
3 4
5 6
7 8
9 1
3000 1400 3500 600 500 350 300 250 100 2
3400 1250 2000 1020 400 230 220 450 200 3
1370 3800 1800 500 50 1170 150 40 20 4
1845 430 1965 3465 50 790 300 70 130 5
2630 125 3010 45 68 2610 810 652 50 6
1128 736 1870 910 97 2010 734 342 61 7
1970 475 3096 253 121 1362 35 873 4
8 2300 2964 407 143 89 365 134 1874 25 9
1370 163 56 237 679 1850 630 1260 11 10 1681 573 1240 2731 600 118 1763 279 54 11 2915 1020 156 870 183 756 453 643 46 12 2170 287 876 643 68 2436 194 439 55 13 128 163 2246 1118 1090 170 1980 430 35 14 910 3257 147 870 123 1125 346 1845 33 15 57 821 2840 112 289 2980 187 14 65 16 1260 134 2136 534 201 1138 213 109 110 17 2530 272 286 3271 49 287 211 72 98 18 117 930 2570 2418 100 710 367 97 35 19 1830 4100 212 31 218 830 483 81 15 20 2910 1020 156 97 2375 500 227 162 57 21 821 98 2940 281 125 3107 299 12 38 22 1670 2357 1921 128 238 211 354 14 72 23 3210 2940 87 57 213 50 1543 53 65 24 821 141 1819 183 2024 980 88 115 39 25 593 192 2854 112 272 2350 976 95 14 26 889 56 110 2670 1767 1929 174 129 75 27 2672 121 143 587 65 3200 1150 64 21

14 28 169 198 2518 630 102 2190 165 78 18
Контрольные вопросы:
1) В чем заключается смысл
АВС - диаграммы Парето

15
Лабораторная работа № 3
«Потребительское понимание термина «качество»
Цель: Сформировать представление о различных теоретических и прак- тических аспектах термина «качество» применительно к различным объектам.
Теория: Понятие «качество» является общеупотребительным, а не только техническим термином. Поэтому неудивительно, что термину «качество» люди дают разное толкование, даже если они будут говорить об одной и той же вещи.
Для кого-то «качество» будет в стоимости, для кого-то в дизайне, для кого-то в надежности и т.д. В результате фраза покупателя «качественный автомобиль» для специалиста не несет никакой информации. Но любой покупатель скажет, что «качество» автомобиля марки БМВ отличается от автомобиля марки ВАЗ и даже уточнит, что БМВ лучше.
Задание:
1. Предложите свою интерпретацию термина «качество» и занесите ее в отчет.
1. Обозначьте на рисунках отчета задания основные ценности, составляющие, по вашему мнению, качество услуг и продукции (надежность, долговечность, дружелюбие, наличие сервиса и т.д.).
Контрольные вопросы:
1. Укажите главные составляющие термина «качество».
2. Приведите примеры объектов, к которым применим термин «качество».


16
Лабораторная работа № 4
Основная терминология. Взаимосвязь между терминами.
Цель: Получение навыков использования словаря терминов ИСО 9000, применения стандартизированной терминологии в области качества, усвоение основных терминов.
Теория: ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий
Серия стандартов ИСО 9000 затрагивает различные аспекты управления качеством и включает некоторые из наиболее известных стандартов ИСО.
Стандарты содержат руководства и инструментарий для компаний и организа- ций, которые хотят, чтобы их продукция и услуги постоянно отвечали требова- ниям заказчика, а качество постоянно улучшалось. ИСО 9001:2008 устанавли- вает требования к системе менеджмента качества, ИСО 9000 содержит основ- ные понятия и словарь, ИСО 9004 сосредоточено на том, как сделать систему управления качеством, более эффективной и работоспособной. ИСО 19011 ру- ководство по проведению внутреннего и внешнего аудитов систем менеджмен- та качества.
Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, одна- ко документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве на- циональных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011-1,2,3.
Стандарты серии ИСО 9000 сосредоточивают свои требования на обеспе- чении качества продукции (под качеством ИСО 8402 понимает "совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить уста- новленные и предполагаемые потребности") и не касаются технических харак- теристик продукции и технических требований к процессу производства.
Важно также понимать, что ИСО 9000 не является стандартом качества продукции или даже качества производственного процесса, но устанавливает стандартные требования к системе качества ("система качества - совокупность организационой структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством" - ИСО 8402).
Сертификация на соответствие стандартам ИСО 9000 проводится незави- симыми компаниями (регистраторами), аккредитованными национальной сис- темой регистрации. В процессе сертификации, занимающем, как правило, око- ло двух лет, регистратор проводит один или несколько аудитов - проверок сис- тем качества на соответствие требованиям стандартов и (если находит, что тре-


17 бования стандартов в основном удовлетворены) выдает сертификат, действи- тельный в течение трех лет. Во время действия сертификата регистратор про- водит периодические проверки, а по его окончании процедура сертификации повторяется в полном объеме.
Задание:
Каждой группе необходимо дать интерпретацию 2-3 терминов указанных преподавателем. Студенты в произвольной форме письменно излагают свою интерпретацию терминов. Преподаватель опрашивает несколько групп студен- тов и, сравнивая определение со стандартом, анализирует данное ими опреде- ление. Совместно со студентами обсуждаются причины имеющихся расхожде- ний со стандартом и количество вариантов ответов
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение и состав понятия «менеджмент качества».
2. Дайте определение терминов «поставщик», «организация», «потребитель».
3. Дайте определение терминов «удовлетворенность потребителей», «несоот- ветствие».
4. Расскажите, какие бывают виды связей между терминами.

18
Лабораторная работа №5.
Принцип цикла PDCA применительно к процессам.
Цель: Приобретение навыков использования цикла PDCA применитель- но к процессам.
Теория: РDCA (англ. «Plan-Do-Check-Act» - (планирование-действие- проверка-корректировка) циклически повторяющийся процесс принятия реше- ния, используемый в управлении качеством.
Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Цикл управ- ления начинается с планирования.
Планирование: установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ре- сурсов.
Выполнение: выполнение запланированных работ.
Проверка: сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.
Воздействие (управление, корректировка): принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.
В практической деятельности цикл PDCA применяется многократно с различной периодичностью. При выполнении основной деятельности цикл
PDCA применяется с периодичностью циклов отчетности и планирования. При выполнении корректирующих действий длительность PDCA может быть мень- ше или больше длительности циклов отчетности и планирования и устанавли- вается в зависимости от характера, объема, длительности и содержания меро- приятий по устранению причин отклонения.
Бланк «PDCA»


19
"Планируй"- установите цели и мероприятия (процессы), необходимые для получения результатов;
«Выполняй»- реализуйте мероприятия (внедрите процессы).
«Проверяй»- проводите мониторинг деятельности (процессов) и продукции, измеряйте их и сообщайте о результатах.
«Воздействуй»-предпринимайте действия по постоянному улучшению функционирования деятельности (процессов).
Задание:
1. Составить цикл Деминга для любой деятельности.
Контрольные вопросы:
1. Назовите этапы цикла PDCA.
2. Приведите примеры этапов цикла PDCA для рабочего места

20
Лабораторная работа №6-7.
Разработка политики и целей предприятия в области качества.
Мониторинг, измерение, анализ и улучшение процессов.
Цель: Приобретение навыков для разработки: 1) политики в области ка- чества, 2)характеристик (синонимы: показатели, критерии, индикаторы) каче- ства продукции и процессов, 3)целей в области качества, 4)методов измерения значений характеристик (показателей, критериев и т.д.), 5) методов анализа достижения целей в области качества, 6)мероприятий по улучшению деятель- ности, 7)предупреждающих и корректирующих мероприятий.
Теория: В стандарте ИСО 9001 большое внимание уделено требованиям к политике области качества.
Политика в области качества– общие намерения и направления деятель- ности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством) должна:
- соответствовать стратегическим целям предприятия;
- включать требования по постоянному улучшению деятельности;
- постоянно анализироваться на пригодность;
- быть доведена до сведенья всего персонала.
Постановка целей в области качества является следующим, после разра- ботки политики, этапом «развертывания» системы качества в организации.
Стандарт ИСО 9001:2008 требует, чтобы цели в области качества были уста- новлены, относились ко всем подразделениям и уровням управления организа- ции и обязательно являлись измеримыми. Выполнение этого требования подра- зумевает под собой документирование целей в области качества.
Цели в области качества представляют собой иерархическую структуру.
На верхнем уровне находятся цели, относящиеся ко всей организации. Далее эти цели раскладываются до уровня отдельных подразделений (организацион- ных единиц). В некоторых организациях цели в области качества детализируют до уровня отдельных сотрудников. Однако, если система качества только стро- ится, такой уровень детализации будет только вредить, т.к. для получения дос- товерной информации о достижении этих целей, как правило, нет соответст- вующих механизмов.