Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный нефтегазовый университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 5.Функциональная схема управления качеством (петля качества) и ее срав- нение с циклом PDCA - кругом Деминга.
6.Состав функций управления качеством.
7.Политика в области качества.
8.Планирование качества.
9.Показатели планирования.
10.Организация работ по качеству.

44
Курсовая работа.
Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки, которая наряду с текстом включает графический, табличный и другой иллюстративный материал.
Пояснительная записка оформляется на бумаге стандартного формата А-4 на одной стороне листа. Сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.
При наборе рукописи курсовой работы на компьютере и его распечатке следует соблюдать требования:
Поля: сверху – 2,0 см, снизу – 3,0 см, слева – 2,0 см, справа – 2,0 см.
От края колонтитула: верхнего – 1,25 см; от нижнего – 2,8 см.
Вынос текста, колонтитула, сносок и иллюстративного материала (рисун- ков, таблиц и пр.) на указанные поля не допускается.
Текст курсовой работы должен быть набран в текстовом редакторе вер- сий Word 7.0, Word 2000 и выше.
Шрифт Times New Roman размером 14 pt, интервал междустрочный – по- луторный.
Абзацный отступ – 1,0 см, одинаковый по всему тексту.
В текстовой части обязательно должны быть ссылки на включаемые в курсовой проект материалы в соответствии со списком используемой лите- ратуры.
Все таблицы и рисунки должны иметь сквозную двойную нумерацию в рамках глав и свое название. Первая цифра в номере таблицы (рисунка) соответствует номеру главы, вторая – номеру таблицы (рисунка) в этой главе.
Например, таблица 3.1. Это означает, что в третьей главе это первая таблица.
Номер и название таблицы дается над ней, номер и название рисунка — под ним. Таблицы и рисунки делаются одноцветными. Рисунками считаются схемы, диаграммы, формы документов и т.п.
Все страницы должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа. Номер на титульном листе не проставляется.
В оглавлении указываются заголовки всех разделов и параграфов курсо- вой работы, включая список литературы и приложения с указанием номеров страниц, на которых они помещены. Название заголовков в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам в тексте.
Обязательны в пояснительной записке библиографические ссылки на источники цитат и заимствований из научных трудов, учебно-методической литературы, официальных публикаций.
Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Каждое из них обозначается словом «Приложение». При этом указывается его


45 порядковый номер, ему дается тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
Рекомендуется следующий порядок размещения основного текста и до- полнительных материалов в пояснительной записке:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть (1,2,3 главы);
• заключение;
• список использованных источников;
• приложения.
Темы курсовых работ:
1. Качество, основные понятия.
Включает в себя: Определение качества в соответствии со стандартом ISO
9000. Классификация показателей качества продукции. Показатели техноло- гичности продукции. Экономические, эргономические, эстетические, патентно- правовые показатели качества продукции. Дополнительные показатели качест- ва продукции.
Оценка уровня качества продукции. Количественная и качественная форма оценки качества продукции. Классификационные, ограничительные и оценоч- ные показатели качества продукции.
Методы оценки качества продукции: дифференциальный и комплексный по- казатели. Разновидности комплексного показателя (главный, средневзвешен- ный, интегральный). Информационные компьютерные системы в сфере обмена нормативно-методическим обеспечением качества
Качество и надежность. Стандартизация и качество. Качество, ценность и стоимость. Конкурентоспособность и качество. Качество и заинтересованные стороны.
Практическая часть включает в себя: расчет интегрального показателя ка- чества для различного вида продукции.
2. Развитие теории и практики в области управления качеством.
Включает в себя: Истоки качества. Эволюция методов обеспечения ка- чества. Интегрированный и межфункциональный процессы управления качест- вом.
«Звезды» качества.

46
Качество продукции как соответствие стандартам;
Качество продукции как соответствие стандартам и стабильности процессов;
Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;
Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей;
Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, акционе- ров, потребителей и служащих.
Практическая часть включает в себя: проведения анкетирования и анализ данных по потребительскому спросу на предприятии.
Пример анкеты:
Типичные вопросы исследования рынка (на примере основания книжного ма- газина)
1. Кто может основать свой книжный магазин? Изучить правовые, личностные, финансовые предпосылки.
2. Когда и где открыть книжный магазин? Взвесить варианты выбора времени, местоположения в рамках данной местности, условия покупки или аренды по- мещения, возможности парковки автомобилей.
3. Вопросы о помещении и оснащении. Учесть в анализе размеры помещения и предполагаемое оснащение, необходимые склады, оформление витрин и т.д.
4. Какой товарный ассортимент следует выбрать? Проанализировать ассорти- мент книжных запасов на складах на момент открытия, выяснить возможности дальнейшего развития складских запасов, а также проанализировать возмож- ность расширения ассортимента.
5. Как можно было бы оформить рекламу в связи с открытием магазина? Срав- нить эффективность разных видов рекламы (внешняя, проспекты, объявления и т.д.)
6. Как можно удовлетворить потребность в персонале? Искать наилучшие пути привлечения сотрудников и учитывать зависимость численности персонала от оборота.
7. Как преодолеть первые барьеры после основания? Прежде всего, изучить си- туацию с клиентами, поставщиками, банками.
8. Какие конкурентные отношения следует учитывать? Насколько сильны кон- куренты, как они себя ведут, насколько возможно сотрудничество с конкурен- тами
3. Управление качеством.


47
Включает в себя: Управление качеством на основе стандартов ISO
9000: семейство международных стандартов ISO 9000 и их роль в управлении качеством. Особенности стандартизации районов крайнего севера.
Основы управления качеством.
Включает в себя. Условия управления качеством продукции (теоретические предпосылки).
Вклад специалистов в создание и развитие концепции управления качеством.
Принципы Э.Деминга;
Принципы Джурана;
Причинно-следственная диаграмма Исикавы;
Принципы всеобщего управления качеством Фейгенбаума;
Принципы Креста.
Практическая часть включает в себя: Рассмотрение вопросов внедре- ния СМК на предприятие.
Сегодня в мире используются различные системы управления качест- вом. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечи- вать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управ- ления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стан- дартов в области управления качеством ISO 9000:
1. Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предпри- ятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
2. Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать ус- ловия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
3. Вовлечение работников. Это одно из ключевых положение TQM, в соот- ветствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внут- ренняя потребность в улучшениях.
4. Процессный подход. И органично связанный с ним пятый принцип:
5. Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Прак- тика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые про-


48 цессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, мож- но и нужно устранять путем использования группового подхода.
6. Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базирова- лась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американ- ской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы упарвления.
7. Принятие решений, основанных на фактах. Реализация принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми.
Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать реше- ния на их основ. Наиболее распостраненными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которо- го в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Принципы управления качеством, на формирование которых оказывает влияние протяжении более трех десятилетий задачи создания высококачест- венной продукции решаются путем системного история развития экономики, культуры, политической системы страны, на сегодняшний день довольно раз- нообразны. Что же касается методов обеспечения качества, то многолетняя ми- ровая практика показывает, что во многом они сходны и можно проследить оп- ределенные тенденции в этом деле.
4. Создание систем качества.
Включает в себя: Системы качества – это совокупность организацион- ной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руко- водства качеством.
ИСО 2011 - Аудит опирается на шесть принципов. Эти принципы помо- гают сделать аудит результативным и надежным инструментом в поддержку политик менеджмента и средств управления, предоставляя информацию, на ос- нове которой организация может улучшить свою деятельность. Следование этим принципам является предпосылкой для предоставления заключений ауди- та, являющихся существенными и достаточными, и для предоставления воз- можности аудиторам, работающим независимо друг от друга, достичь схожих заключений в схожих обстоятельствах. a) Целостность: основа профессионализма b) Беспристрастность: обязанность представлять правдивый и точный отчет c) Профессиональная осмотрительность: старательность и рассудительность при аудитах d) Конфиденциальность: безопасность информации


49 e) Независимость: основа для достоверности аудита и объективности заключе- ний аудита f) Подход, основанный на свидетельстве: рациональный метод достижения на- дежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематических аудитов.
ИСО 14000международный стандарт по созданию систе- мы экологического менеджмента. ISO 14000 представляет собой семейство стандартов, связанных с окружающей средой, которое существует, чтобы по- мочь организациям:
 свести к минимуму негативное влияние деятельности организации на окружающую среду,
 соблюдать применимые законы, правила и другие экологически ориенти- рованные требования,
 постоянно совершенствоваться в приведенном выше.
TQM- философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
 качества продукции
 качества организации процессов
 уровня квалификации персонала позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.
Качество определяется следующими категориями:
 степень реализации требований клиентов
 значения финансовых показателей компании
 уровень удовлетворенности служащих компании своей работой
Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху.
TQM включает 2 механизма:

50

Quality Assurance (QA) — контроль качества — поддерживает необходи- мый уровень качества и заключается в предоставлении компанией опреде- ленных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.

Quality Improvements (QI) — повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, со- ответственно поднимая и уровень гарантий.
Практическая часть включает в себя: Создание систем качества:
5. Методологические основы управления качеством.
Политика в области качества.
Включает в себя: Методологические основ управления качеством:
Основные этапы управления качеством (теория и практика).
Цели систем качества.
Стратегия и тактика управления качеством.
Функции управления качеством.
Факторы, влияющие на качество. Роль и виды компьютеризированных сис- тем информации в области оценки соответствия.
Требования к основным этапам жизненного цикла продукции.
Модель управления качеством продукции.
Практическая часть включает в себя: Разработку политики в области качества.
6. Основные методы управления качеством продукции.
Включает в себя: В последнее время наши предприятия по мере продви- жения своей продукции на рынки сбыта все чаще и чаще сталкиваются с жест- кими требованиями к качеству.
Качествоемкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философ- ский, социальный, технический, экономический и правовой.
В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг.
Основой конкурентоспособности является качество. И хотя кроме качества в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, производительность, га-