Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОАО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ГОРОДА МОСКВЫ
ГАОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Cборник статей Всероссийской научно-практической
конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ
ЯЗЫКУ
Москва
2014
2
3
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку: Cборник статей Всероссийской на-
учно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. —
М., «Просвещение», 2014
Ответственные редакторы: О. В. Каплина (МИОО), А. А. Королева (МИОО)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо предисловия
Памяти учителя, Г. А. Корникова, зав. методической лабораторией иностранных
языков ГАОУ ВПО Московского института открытого образования,
Заслуженный учитель РФ
Часть 1. Теория методики
1. Традиции и инновации в языковом образовании, К. С. Махмурян, д. п.
н, профессор, зав. кафедрой иностранных языков ГАОУ ВПО Москов-
ского института открытого образования
2. Профориентация как способ повышения мотивации к изучению не- мецкого языка в профильной школе: к постановке проблемы, А. А. Ко-
лесников, к. п. н., доцент Рязанского государственного университета
имени С. А. Есенина
3. Проблемы межъязыковой интерференции при обучении эмотивно оце- ночной лексике немецкого языка как второго иностранного, Н. А. Пари-
лова, к. п. н, доцент кафедры немецкой и французской филологии Север-
ного Арктического Федерального Университета им. М. В. Ломоносова
4. Мотивация в процессе обучения иностранным языкам: современные направления исследований, О. Л. Захарова, к. и. н., преподаватель
Немецкого культурного центра им. Гете при Германском посольстве
в Москве, член Президиума Ассоциации учителей немецкого языка
г. Москвы
5. Содержание обучения иностранному языку как средству межкультурного общения, В. П. Фурманова, д. п. н., профессор ФГБОУ ВПО Мордовского
научно-исследовательского университета им. Н. П. Огарева, г. Саранск
Часть 2. Современная методика обучения ИЯ в школе:
Традиции и тенденции развития
1. Приемы обучения чтению на иностранном языке в рамках современного урока, Н. Е. Мамчур, учитель немецкого и английского языков, МАОУ
Средняя общеобразовательная школа № 7, г. Соликамск, Пермский край
2. Упражнения как один из способов обучения говорению на уроках не- мецкого языка, Власюк Екатерина Анатольевна, учитель немецкого
языка, МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 34, г. Черепо-
вец, Вологодская область
3. Метод проектов как средство формирования лингвистической компе- тенции учащихся на уроке немецкого языка, Е. П. Калачева, мето-
дист МБОУ ДПО (ПК) специалистов, Старооскольский городской
институт усовершенствования учителей, Почетный работник
общего образования Российской Федерации
4
5
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
4. Проектная деятельность на уроках немецкого языка как второго иностран- ного на средней ступени обучения, А. В. Насонова, учитель немецкого язы-
ка, Центр дистанционного образования Липецкой области, г. Липецк
5. Активные методы в обучении иностранному языку, Н. С. Ляндрес, учи-
тель немецкого языка, МОУ СОШ № 9, г. Саратов
6. Создание условий для осознанного выбора будущей профессии и воз- можностей реализации собственных жизненных планов, Е. А. Ряб-
ченко, учитель немецкого и французского языков, МБОУ Гимназия
№ 117, г. Ростов-на-Дону
7. Современные подходы к оценке знаний учащихся, Т. В. Панина,
учитель немецкого и английского языков МБОУ «Лицей № 24 имени
Героя Советского Союза А. В. Корявина» Сергиево-Посадского муници-
пального района Московской области
8. Роль опор в организации личностно-ориентированного обучения немец- кому языку в общеобразовательной школе, Е. Н. Салитова, учитель
иностранных языков МБОУ СОШ № 12 им. В. В. Тарасова, г. Пенза
Часть 3: Проблемы подготовки и переподготовки
современного учителя иностранного языка
1. Простой вопрос: как научить будущего учителя немецкого языка ориентироваться в современном мировом профессиональном простран- стве? А. С. Карпов, к. п. н, профессор, зав. кафедрой немецкого языка
Бурятского Государственного Университета, г. Улан-Удэ
2. Профессиональная компетентность учителя немецкого языка в услови- ях современного информационного общества, Т. А. Потапова, учитель
немецкого языка МБОУ СОШ с. Лопатина Пензенской области
3. Система повышения квалификации учителя — залог успешности уче- ника в изучении немецкого языка, С. А. Сергеева, учитель немецкого
языка МАОУ «Гуманитарный лицей», г. Псков
Часть 4: Из опыта работы
1. Активные формы работы на уроках немецкого языка, Е. В. Старцева,
учитель немецкого языка, МБОУ СОШ № 36, г. Воронеж
2. „Das umgedrehte Klassenzimmer“ — Инновационная модель обучения немецкому языку: опыт применения, А. М. Ищенко, учитель немецко-
го языка, МОБУ СОШ № 6, г. Таганрог, Ростовская область
3. Использование видеоматериалов как одна из формы активизации по- знавательной деятельности учащихся, Л. А. Стащук, учитель немецко-
го языка МАОУ СОШ № 15, Пермский край, г. Соликамск
4. Роль песни в развитии коммуникативной компетенции на уроках не- мецкого языка, Г. Ю. Полякова, учитель немецкого языка, МАОУ СОШ
№ 7, г. Соликамск
5. Использование страноведческого и лингвострановедческого компонен- тов на уроках немецкого языка, С. Н. Степанищева, учитель немец-
кого языка МАОУ СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных
предметов, г. Старый Аскол, Белгородская область
6. Kalmückische Märchen im Deutschunterricht, T. W. Buraeva,
Kalmückische Staatliche Universität, Dozentin, Humanitäre Fakultät
Daldinowa Elsa Ochir-Goryaewna, Kalmückische Staatliche Universität,
Dozentin, Humanitäre Fakultät
7. Проектная деятельность, Н. А. Черных, учитель немецкого языка
МБОУ гимназии № 2, г. Воронеж
8. Использование метода проектов при изучении страноведения Германии,
А. М. Карпачева, учитель немецкого языка ГБОУ СОШ № 775, г. Москва
9. Формирование социокультурных знаний и умений у младших школь- ников в процессе изучения немецкого языка, Е. В. Алексашкина, учи-
тель немецкого языка ГБОУ гимназия № 278, г. Санкт-Петербург
10. Lerncomputerspiele in den Deutschstunden, I. G. Knjasewa,
Deutschlehrerin der Oberschule № 15, Kosakensiedlung Rogowskaja,
Region Krasnodar
11. Использование игровых приемов на уроках немецкого языка, С. В. Ко-
зина, учитель немецкого языка ГБОУ СОШ № 1493, г. Москва
12. WebQuest: Berufswahl. Использование ресурсов сети Интернет для формирования навыков работы с аутентичными текстами и создания собственного продукта с его последующей презентацией, Е. Е. Горяче-
ва, учитель немецкого языка МАОУ СОШ № 3, станица Брюховецкая
Краснодарского края
13. Создание тематической учебно-методической разработки как способ формирования и развития мотивации школьников при изучении не- мецкого языка, О. Н. Демина, учитель немецкого языка МБОУ СОШ
№ 61, г. Ульяновск
14. Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках немецкого языка, Э. Н. Берзина, учитель немецкого языка МОУ гимназии № 37,
г. Петрозаводск
15. Немецкая слобода города Архангельска в контексте регионального компонента на уроках немецкого языка, Е. В. Антипина, учитель не-
мецкого и французского языков МБОУ ОГ № 24, г. Архангельск
16. Воспитательный аспект индивидуальной проектной работы во внеу- рочной деятельности, Л. И. Либман, учитель немецкого языка ГБОУ
СОШ № 1227, г. Москва
17. Soziokulturelle und kommunikative Entwicklung der Persönlichkeit mittels DaF, S. W. Maltseva, Deutschlehrerin Sprachlyzeum № 22,
Ischewsk Leiterin des Förderungszentrums der Republik Udmurtien für
das Fach Deutsch
6
7
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
18. Unterrichtsentwurf zum Thema „In der Disko“, Л. Д. Янова, препода-
ватель немецкого языка, КГБОУ СПО Красноярский педагогический
колледж № 1 имени М. Горького
19. Unterrichtsentwurf zum Thema „Berufswahl“, Э. И. Овчаренко, препода-
ватель немецкого языка ФГКОУ Ульяновское гвардейское суворовское
военное училище
20. Разработка модуля уроков повторения по теме «Каникулы» для
7–8 классов (немецкий язык как второй иностранный), М. А. Князева,
учитель ГБОУ СОШ № 1319, г. Москва
21. Методическая разработка открытого урока в 4 классе по теме «Mein
Zuhause», Н. Г. Тюменцева, учитель немецкого языка ГБОУ СОШ
№ 1394, Москва
22. «Организация обучения немецкому языку в школе и использование новых информационных технологий», Л. А. Александрова, учитель
немецкого языка, МБОУ гимназия № 82, г. Краснодар
23. Обучение младших школьников иноязычной лексике с учетом систе- мы хранения лексических единиц mental lexicon, И. Н. Запруднова,
учитель немецкого языка, А. А. Дедюлина, учитель английского языка,
МОУ СОШ № 4, г. Ростов
24. Формирование социокультурной компетенции студентов педагогиче- ского колледжа на уроках иностранного языка, С. В. Анищенко, препо-
даватель иностранного языка ГБОУ СПО РО «Донской педагогиче-
ский колледж», г. Ростов на Дону
25. Использование информационных технологий при обучении немецкому языку, О. В. Хмелева МАОУ СОШ № 51, г. Тюмень
26. Писать и/или печатать. (Из опыта использования ИКТ на уроках немецкого языка), Г. А. Чернявская, учитель немецкого языка, Лингви-
стический лицей № 1555, г. Москва
27. Применение методов и приемов билингвального обучения на началь- ном этапе в системе углубленного языкового образования в школе
(из опыта работы), Н. Л. Горбунова, учитель немецкого языка МАОУ
СОШ № 12, г. Пермь
Вместо предисловия
Памяти Учителя
Г. А. Корникова, зав. методической
лабораторией иностранных
языков ГАОУ ВПО МИОО,
Заслуженный учитель РФ
Мое знакомство с Инессой Львовной Бим произошло много лет тому назад. Она — заведующая кафедрой лексики и фонетики немецкого языка
МГПИ им. Ленина, молодая, строгая, требовательная, умная и очень кра- сивая, а я студентка романо-германского факультета того же института.
После окончания вуза я преподавала немецкий язык в обычной обще- образовательной школе по учебникам И. Л. Бим. С одной стороны мне, мо- лодому специалисту, было легко работать при четко выстроенной системе обучения, с другой стороны было не просто соответствовать тем требова- ниям, которые Инесса Львовна, как автор, предъявляла к учителю и об- учающимся. Не редко я не успевала уложиться в план урока. Но система была простроена очень четко и грамотно и позволяла выполнить учебную программу в полном объеме. Это была хорошая школа, которая помогала расти профессионально. Кто ее прошел и принял авторскую концепцию, может без страха входить в любой класс. Позже все эти знания, навыки и умения пригодились мне в работе методиста.
Инесса Львовна была не только блестящим автором, но и лектором.
Ее выступления перед учителями и методистами были всегда актуальны, отличались логикой, глубиной содержания. И. Л. Бим умела обратить внимание учителя на решение проблем, которые возникают в учебно-вос- питательном процессе. Особенно значимым она считала осознание учите- лем поставленных на конкретном году обучения целей и задач и того, как учитель и ученик решают поставленные перед ними цели и задачи. Инес- са Львовна подчеркивала, что учитель и ученик видят цели под разным углом зрения и с разной степенью полноты.
«Учитель, мастер своего дела, прямо движется к цели, видя ее во всем объеме, а также вехи — подцели, задачи на пути к ней. Если ему удается жестко вести за собой ученика и стимулировать его продвижение, сде- лать цели для ученика осязаемыми, то обучающийся движется к цели с наименьшим отклонением, если нет, то путь ученика к цели может быть чрезмерно длинным или вовсе не приведет к цели.» Учитель должен уметь ставить перед учеником конкретные задачи, помогая осознать их. Тог- да движение ученика к цели будет более самостоятельным и успешным.
Следует помнить, что цель никогда полностью не совпадает с результа-
8
9
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
том. Поставленные цели должны быть привлекательными для учащих- ся, чтобы они ощущали потребность и необходимость их достижения.
Умение правильно формулировать задачи, не упуская из виду конечной цели, действовать последовательно и целенаправленно по их реализации, соотносить их с возможностями обучающихся, формировать у учащихся потребность в самообразовании являются важными профессиональными умениями.
Инесса Львовна учила учителей грамотно использовать учебник в ка- честве основного средства обучения немецкому языку: понимать его функции, особенности содержания, структуру, систему упражнений. Она определила требования к учебнику иностранного языка, показала его специфику и связь с другими средствами. И. Л. Бим считала, что «ни один компонент содержания учебника (текст, рисунок и т. п.) не может иметь сам по себе методической значимости, если он не соотнесен с теми действи- ями, которые на его основе должны формироваться». Несмотря на нали- чие учебника, в котором задано определенное содержание образования, учитель участвует в отборе этого содержания, а также дозирует материал, расставляя в нем разные акценты в зависимости от потребностей и воз- можностей своих учеников, создавая для них ситуацию выбора, стимули- руя развитие рефлексии, их стремление к самосовершенствованию, само- реализации.
Неоценимой заслугой Инессы Львовны является разработка проблем реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Она помогала многим учителям грамотно осуществлять принцип ин- дивидуализации и дифференциации в обучении предмету, осознавать, что центральной фигурой учебного процесса является учащийся, который, в от- личие от традиционного подхода к процессу обучения, активно сотруднича- ет с одноклассниками в выборе материала, в планировании урока в парной и групповой работе, в выполнении проектных заданий, в ролевых играх.
И. Л. Бим показала, каким образом формируется многообразные обуча- ющие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока и шко- лы. Личностно-ориентированный подход в обучении ставит ученика в си- туацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.
При отборе содержания этот подход побуждает учителя апеллировать к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждает к вы- ражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций. Реализация этого подхода в процессе обучения предполагает, что ученик отвечает за результаты освоения программы в той же мере, что и учитель.
Инесса Львовна помогала учителям разобраться в проблемах органи- зации современного урока иностранного языка как основной структурной единицы учебно-воспитательного процесса. Она выделяла два исходных типа уроков: уроки I-го типа, направленные преимущественно на фор- мирование познавательно-коммуникативной деятельности учащихся
(овладение средствами и технологиями общения), и уроки II-го типа, направленные преимущественно на развитие собственно коммуникатив- ной деятельности во всех ее функциях: познавательной, ценностно-ори- ентированной, регулятивной с выходом в другие виды деятельности. При этом Инесса Львовна обращала внимание учителей, что даже при решении собственно коммуникативных задач (сообщить, убедить, посоветовать и т. п.) урок должен начинаться с ориентировки, чувственного ознаком- ления с условиями решения коммуникативных задач, с предлагаемыми для этого средствами, а затем (или в ходе ознакомления) непосредственно решать поставленную коммуникативную задачу. Она выделяла подтипы уроков внутри уроков II-го типа в зависимости от их основной функции
(направленности), например, говорение на репродуктивном или продук- тивном уровне. Инесса Львовна считала необходимым устранять дис- пропорции между удельным весом тренировки и применения учебного материала и увеличивать количество упражнений на решение собственно коммуникативных задач; усиливать взаимосвязей между обучением ау- дированию, говорению, чтению, письму. Она обращала внимание учителя на то, что ученики должны не только овладеть самой иноязычной речевой деятельностью как самоцелью, но и определенными учебными действиями
(умением учиться), которые должны помочь заложить совместно с родным языком основы филологического образования, создать базу для даль- нейшего специализированного доучивания. Очень важно формировать не только собственно коммуникативную, но и учебную (познавательную) мотивацию особенно на начальном этапе обучения.
Учителя нередко испытывают трудности при выборе приемов обучения, конструировании ситуаций общения. Инесса Львовна учит учителя основ- ным способам создания ситуаций общения. Прежде всего, понимать, что будет положено в основу ситуации: информационный дефицит, когда один что-то сообщает, объясняет, другой расспрашивает; регуляция поведения, побуждение к совместной или другой деятельности, когда один выражает просьбу, другой соглашается или возражает; формирование ценностных ориентаций, когда собеседники обмениваются мнениями, суждениями, при этом мнения могу совпадать или расходиться; овладение речевым этикетом в стандартных (типичных) обстоятельствах, а также выбирать форму задания, а именно:
1) словесное описание ситуации, предваряемое репликой: «Представьте себе… Вы находитесь… (ставится коммуникативная задача), узнай- те… (расспросите, сообщите, объясните)»;
10
11
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
2) ситуация задается так же, но коммуникативную задачу для себя определяет сам обучающийся (разыгрывание ситуативных этюдов);
3) подбираются ролевые игры, в которых характер персонажей предо- пределяет речевое поведение партнеров;
4) ситуация создается на основе зрительного восприятия (картинка, серия карт инок);
5) постановка вопроса, проблемы: «Как вы думаете…? Выскажите свое мнение, обосновывая его, чтобы убедить…»
6) высказывание заведомо ложного или спорного суждения, побуж- дающего учащегося к инициативному «речевому вмешательству» и опровержению.
Важным резервом повышения результативности обучения немецкому языку Инесса Львовна считала умение учителя не только правильно ис- пользовать задаваемые в УМК приемы работы, но и совершенствовать их за счет своих собственных конструктивных умений.
И. Л. Бим является разработчиком концепции преподавания второго иностранного языка с учетом первого иностранного и родного языка. В ходе исследования ею были выявлены возможности переноса и особенности про- явления интерференции языков. Она показывала учителю, как необходимо учитывать основную специфику обучения второму иностранному языку, на- личие у школьников опыта изучения первого ИЯ, и соответственно уровень развития специальных учебных умений, речевых способностей и конкрет- ных иноязычных знаний, навыков и умений, позволяющих осуществлять целенаправленный перенос, предотвращать интерференцию и значительно интенсифицировать процесс изучения второго ИЯ.
Отличительной особенностью Инессы Львовны как ученого была ее связь с практикой преподавания, со школой. Интересен и полезен был экспери- мент по преподаванию немецкого языка как второго иностранного языка по учебнику И. Л. Бим «Brücken» в трех московских школах. В течение двух лет учащиеся 6, 7, 10 классов и учителя имели возможность продемон- стрировать свои успехи, пообщаться с автором. Ученики старались показать все то, чему они научились. Учителя отмечали, что после этих встреч с ав- тором значительно возросла мотивация к изучению немецкого языка как второго иностранного. Для автора эти встречи были также полезны.
Инесса Львовна разрабатывала проблему реализации предпрофильной и профильной подготовки школьников. Она показывала структуру и со- держание обучения в старшей школе, чтобы обеспечить качественность и непрерывность иноязычного образования. И. Л. Бим считала, что крайне важно особенно последовательно осуществлять дифференцированный под- ход к обучению школьников на старшей ступени, причем на специально созданной для этого организационной основе.
И. Л. Бим опережала время, вооружала учителей новыми знаниями и умениями, помогала понять и освоить современные технологии обуче- ния. На всех этапах своей педагогической деятельности она разрабаты- вала новые направления развития языкового образования. Структурный подход в обучении языкам в начале 1960 годов был новым словом в общей методике обучения иностранным языкам. Разработка вопросов системы обучения иностранным языкам, показ соотношения компонентов этой системы и взаимосвязь между ними были абсолютно новым направлени- ем для методики. Разработка проблемы учебника иностранного языка, концепции базового курса обучения немецкому языку отражали основные достижения современной методики.
И. Л. Бим возглавляла группу разработчиков Государственных стандар- тов по иностранному языку первого поколения. Методическая школа Бим остается одной из самых сильных, целостных и взвешенных в нашей стра- не. Учителя иностранного языка еще очень долго будут руководствоваться ее мудрыми советами и рекомендациями.