Файл: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62 актов, касающихся использования и охраны земель; вносят предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее исполь- зование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрез- вычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного на- следия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников; ин- формируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель; участвуют в со- гласовании градостроительной и землеустроительной документации, в ра- боте комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земельных участков, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных для охраны зе- мель.
Государственный земельный комитет РФ и его органы на местах осуще- ствляют государственный контроль:
- за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использо- вания земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
- недопущением самовольного занятия земельных участков;
- предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании зе- мельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
- своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
- проектированием, размещением и строительством объектов, влияю- щих на состояние земель;
- своевременным и качественным выполнением мероприятий по улуч- шению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, пере- уплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих де- градацию земель;
- соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (хода- тайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
- установлением и сохранностью межевых знаков;
- своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.
Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации является председатель Государственного зе- мельного комитета РФ. Председатели органов Государственного земельного комитета в субъектах Российской Федерации, городах и районах являются го- сударственными инспекторами по использованию и охране земель соответ- ствующих территорий, а заместители председателей и начальники подразде- лений государственного контроля за использованием и охраной земель этих


63 органов – заместителями соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране земель.
Основные виды нарушений земельного законодательства.
1. Самовольное занятие земельных участков – использование земель- ного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документов, удо- стоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды. Ор- ган местного самоуправления может разрешить приступить к использова- нию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи ука- занных документов при условии указания границ земельного участка в натуре
(на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).
2. Противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель – принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением полномочий.
3. Нерациональное использование сельскохозяйственных земель – са- мовольный перевод ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, использование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, невыполнение мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановки на ней. Признаки нерационального использования земель: низкие урожаи, засоренность посевов, низкий уровень агротехники, проявление признаков деградации почв, отрицательный баланс питательных веществ в почве и другие показатели, характерные для каждого конкретного региона.
4. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и по предотвращению других про- цессов, ухудшающих состояние почв – необоснованное сокращение или не- выполнение предусмотренных объемов агротехнических, лесомелиоратив- ных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультива- ционных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджет- ных фондов.
5. Использование земельных участков не по целевому назначению, спо- собами, приводящими к порче земель, а также несоблюдение режима ис- пользования земель.
6. Систематическое невнесение платежей за землю – неуплата земель- ного налога в течение двух лет и непогашение задолженности по уплате зе- мельного налога в течение последующего года, неуплата в установленные сроки арендной платы, невнесение компенсации за потери сельскохозяйст- венного и лесохозяиственного производства, причиненные убытки и нане- сенный ущерб.
7. Захламление земель – накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной дея- тельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и


64 лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в местах, не предусмотренных для этих целей.
8. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы – частичное или пол- ное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) пло- дородия почв, вследствие чего использовать земельный участок невозможно либо приходится вводить специальные ограничения (включая консервацию земель) для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы могут быть результа- том нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторож- дений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использо- вания земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подто- пления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.
9. Нарушение сроков возврата занимаемых земель, невыполнение обя- занностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению – несоблюдение арендаторами условий договора арен- ды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодате- лям, невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
10. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуата- цию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель – внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения ме- лиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ; разработка карьеров, создание очистных сооружений, хвостохранилищ и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил, что приводит к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, и вызывает необходимость установления огра- ничений по использованию земель.
11. Приписки и искажение сведений в статистической документации о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, об объемах выпол- ненных работ по мелиорации, культуртехнике, рекультивации и др.
12. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Это нарушение возникает вследствие не- своевременного рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им зе- мельных участков, непредоставления гражданам информации о ходе форми- рования фонда перераспределения земель и месте нахождения включенных в него земельных участков.
13. Уничтожение межевых знаков – действия, приводящие к утрате в на- туре (на местности) границ земельных участков (запахивание, хищение или


65 уничтожение межевых знаков) и к необходимости проведения работ по их восстановлению.
На основании Указа Президента Российской Федерации «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при прове- дении земельной реформы» от 16.12.93 г. установлено, что граждане, должно- стные и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в админист- ративном порядке.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что входит в задачи государственного экологического контроля? 2. Пе- речислите полномочия должностных лиц органов государственного экологи- ческого контроля. 3. Какие экологические требования нужно соблюдать при размещении земельных массивов землевладений и землепользований? 4. Пе- речислите экологические требования при проектировании и строительстве хозяйственных объектов на территории землевладений и землепользовании.
5. Какие экологические требования следует соблюдать при эксплуатации зе- мельных угодий? 6. Назовите задачи государственных органов, осуществ- ляющих государственный земельный контроль. 7. Какие функции осуществ- ляет Государственный земельный комитет РФ? 8. Расскажите о правах госу- дарственных инспекторов по использованию и охране земель.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Глава 9: Охрана земельных ресурсов
В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование рацио- нального использования природных ресурсов и окружающей среды осущест- вляют федеральные органы исполнительной власти (Правительство Россий- ской Федерации), Министерство охраны природы и природных ресурсов, Го- сударственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды
(Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз),
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, со- ответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Депар- тамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих жи- вотных и Департамент по рыболовству). Министерства здравоохранения РФ и др. Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружаю- щей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы. Все эти организации относительно мо- лоды, и они были созданы в последнее десятилетие.
Для национальной политики в области охраны природы и рациональ- ного природопользования на современном этапе развития России характерны реформирование органов управления природопользования и охраны окру- жающей среды, внедрение в управление использования природных ресурсов и природоохранную практику преимущественно экономических методов воздействия на деятельность предприятий, организаций, объединений. Необ- ходимо использование методов, основанных на платности природопользова- ния, возмещении нанесенного природе экологического ущерба.

66
Деятельность органов исполнительной власти осуществляется на осно- ве законов, постановлений и решений, имеющих законодательный характер.
Общегосударственные правовые установления в отношении рационального природопользования и охраны окружающей среды содержатся в Конститу- ции Российской Федерации (1993).
Охра́на приро́ды — комплекс мер по сохранению, рациональному ис- пользованию и восстановлению природных ресурсов и окружающей среды, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, исто- рическое, социальное и государственное значение.
Мероприятия, связанные с охраной природы, можно разделить на сле- дующие группы:

Естественнонаучные,

технико-производственные,

экономические,

административно-правовые.
Мероприятия по охране природы могут осуществляться в международ- ном масштабе, общегосударственном масштабе или в пределах отдельного региона.
Международное сотрудничество в области охраны природы и рацио- нального природопользования осуществляется на основе принципов и обще- признанных норм международного права. Важнейшим условием плодотвор- ного международного сотрудничества в охране природы являются поддер- жание прочного мира, ограничение вооружений, разоружение.
Российская Федерация в своих отношениях с другими государствами исхо- дит из принципов сотрудничества, равенства, взаимной выгоды, невмеша- тельства во внутренние дела друг друга. Принципы международного сотруд- ничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды отве- чают принципам и общепризнанным нормам международного права. Россия в качестве важного принципа международного сотрудничества признает, что должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и нацио- нальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной сре- ды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров. Должен быть обеспечен также свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам ок- ружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий.
Государства должны оказывать взаимопомощь в чрезвычайных экологиче- ских ситуациях. Заинтересованность человечества в сохранении природы
Земли, важность соблюдения принципов охраны природы всем человечест- вом, суверенное равенство государств в справедливом решении проблем - все это нашло отражение в том, что ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды.
Организационные формы международного сотрудничества подразделяются на международные правительственные союзы и неправительственные объе- динения, а также организации, имеющие смешанное членство. Большая роль