Файл: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57 деятельности может рассмотреть и учесть весь комплекс экологических тре- бований до того, как будет принято окончательное решение. В тех случаях, когда экологические требования при размещении объектов не выполняются, органы землеустроительной службы, санитарно-эпидемиологического над- зора, охраны окружающей среды имеют право налагать запрет на размеще- ние объектов.
На стадии п р о е к т и р о в а н и я проектные и изыскательские организа- ции должны обеспечить рациональное использование земель и других при- родных ресурсов, а также охрану окружающей природной среды. В проект- ных разработках в соответствии с заданием на проектирование выделяются пусковые комплексы, которые включают не только объекты основного про- изводства, вспомогательного и обслуживающего назначения любого земле- владения и землепользования, но также и очистные сооружения и объекты, связанные с охраной окружающей природной среды. В соответствии с при- родоохранными стандартами и методиками нормирования выбросов произ- водства в проектно-сметной документации должна быть предусмотрена утилизация отходов и побочных продуктов производства, а также приведены сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. В проекте должны быть предусмотрены технические решения, обеспечиваю- щие предотвращение загрязнения,- окружающей среды как при производст- венных процессах, так и в случае аварии, а также ликвидацию негативных последствий для окружающей природной среды. В проектно-сметной доку- ментации должны быть подробно разработаны вопросы охраны атмосфер- ного воздуха (перечень источников выбросов, наименование выбрасываемых загрязняющих веществ с суммирующимися вредными воздействиями, коли- чественные характеристики выбросов загрязняющих веществ, в том числе возможных аварийных выбросов); охраны водоемов от загрязнения сточны- ми водами (предложения по предотвращению аварийных сбросов сточных вод, по предельно допустимым и временно согласованным сбросам сточных вод); восстановления (рекультивации) земельного участка, использования плодородного слоя почвы, охраны недр и животного мира.
Предпроектная и проектно-сметная документация должна содержать оценку соответствия размещения объекта долгосрочной программе развития района, степени экологической опасности хозяйственной деятельности раз- мещаемого объекта, масштабам и характеру оказываемого им воздействия на окружающую среду и здоровье человека. В этих документах должны быть приведены сведения об экологической обстановке в зоне предполагаемого размещения объекта, включая оценку устойчивости природно- территориального комплекса населенного пункта, района. Так, при разме- щении предприятий в черте населенных пунктов вокруг них обязательно нужно устраивать санитарно-защитные зоны.
Мероприятия по охране окружающей среды в процессе строительства объектов на территории землевладений и землепользований включают: предотвращение потерь природных ресурсов, рекультивацию земель, пре- дотвращение вредных выбросов в почву или их очистку. Кроме того, на тер-
58 ритории действующих объектов не допускаются не предусмотренное про- ектно-сметной документацией уничтожение древесно-кустарниковой расти- тельности, неорганизованный излив подземных вод, запрещается выпуск во- ды со строительных площадок на склоны, не защищенные от размыва.
Органы экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и проектные организации контролируют выполнение проектных ре- шений при строительстве предприятий, сооружений и иных объектов. При отклонении от проектных решений проектные организации РосНИИземпро- екта или других ведомств имеют право давать указания о прекращении про- изводства работ, выполняемых с нарушением требований проекта и норма- тивных документов.
Органы контроля проводят проверки соблюдения нормативных эколо- гических требований в процессе строительства и реконструкции зданий и сооружений, снятия и хранения плодородного слоя земли, проведения ре- конструкции или посадки зеленых насаждений и осуществляют надзор за подготовкой к пуску и наладкой природоохранных сооружений. По итогам проведенных проверок уполномоченные государственные органы дают предписание об устранении выявленных нарушений экологических и сани- тарных норм и правил. Если в указанный срок нарушения не будут устране- ны, органы контроля и надзора могут принять решение о приостановлении строительства.
Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов про- изводства при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, осуществляется на основании ак- тов приемочных комиссий. В комиссии включают представителей специ- ально уполномоченных на то государственных органов Российской Федера- ции в области охраны окружающей среды, в том числе и Государственного земельного комитета РФ. Необходимо отметить, что запрещается ввод в экс- плуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, со- оружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, не оборудованных средствами контроля за загрязнением окружающей территории. Кроме того, если не завершены необходимые ра- боты по мелиорации и рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды, то также запрещена эксплуатация таких объектов.
Особую важность экологические требования приобретают при исполь- зовании земельных массивов, эксплуатации объектов и сооружений на их территории.
Предприятия, организации, частные лица обязаны соблюдать техноло- гический режим, использовать экологически безопасные технологии, вы- полнять требования по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
Работа очистных сооружений, установок и средств контроля, обезврежива- ния и утилизации отходов должна быть надежной и эффективной. Следует проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной расти- тельности, животного мира, по воспроизводству природных ресурсов.
59
Земельное законодательство содержит требование о предотвращении загрязнения сельскохозяйственных и иных земель производственными от- ходами. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, вклю- чая и арендаторов, обязаны за свой счет осуществлять защиту земель от за- грязнения отходами своего производства, химическими и радиоактивными веществами. Критерием оценки загрязненности почв служат нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве. Для обеспе- чения безопасности населения и создания необходимых условий для экс- плуатации промышленных, транспортных и иных объектов в земельном за- конодательстве предусмотрена возможность установления вокруг предпри- ятий зон с особыми условиями использования (охранных, защитных, сани- тарных и т.п.).
В тех случаях, когда предприятия проводят работы, связанные с нару- шением земель, они обязаны обеспечить снятие, использование и сохране- ние плодородного слоя почвы, а по окончании работ провести рекультива- цию нарушенных земель, восстановление плодородия и других полезных свойств земли и обеспечить вовлечение их в хозяйственный оборот.
Предприятия, объединения, организации и граждане, занимающиеся сельским хозяйством, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, во- доемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздей- ствия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, которые могут ухудшить состояние закрепленных за ними территорий.
Строительство в сельской местности животноводческих ферм и ком- плексов, складов минеральных удобрений и средств защиты растений, пред- приятий по переработке сельскохозяйственной продукции в первую очередь должно отвечать общим экологическим требованиям, предъявляемым к размещению, технико-экономическому обоснованию проектов, проектиро- ванию и экспертизе проектов, вводу объектов в эксплуатацию и их эксплуа- тации.
Сельскохозяйственное производство более тесно связано с природной средой, чем промышленность. Места размещения ферм, складов химикатов, перерабатывающих предприятий нужно выбирать особенно тщательно. Их располагают с наветренной стороны или ниже по рельефу по отношению к населенным пунктам, учитывают необходимость охраны ценных сельскохо- зяйственных угодий, возможность размещения объекта в водоохранной зоне малых рек либо рыбохозяйственных водоемов, расположение объектов на занятых лесом или открытых территориях и т.п. Если эти объекты в процес- се эксплуатации могут отрицательно повлиять на состояние земель, то необ- ходимо оценить защитные мероприятия по результатам государственной са- нитарно-гигиенической и экологической экспертизы (статья 103 Земельного кодекса РСФСР), без положительного заключения которой запрещаются строительство или реконструкция объектов.
60
В санитарной зоне вокруг рыбохозяйственных водоемов, т.е. не ближе 2 км от их берегов, а также в пределах водоохранных зон малых рек запрещено строительство складов для хранения пестицидов, минеральных удобрений, топливно-смазочных материалов, устройство взлетно-посадочных площадок для авиахимработ, площадок для заправки наземной аппаратуры средствами защиты растений, животноводческих комплексов и ферм, мест захоронения, а также мест складирования навоза.
Не допускается размещение сельскохозяйственных объектов и пред- приятий перерабатывающей промышленности в первом поясе зон санитар- ной охраны источников водопользования населения (статья 16 Закона РФ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), в первой и второй зонах санитарной охраны округов (статья 91 Земельного кодекса
РСФСР), на землях заповедников и заповедных зон природных (националь- ных) парков (статья 90 Земельного кодекса РСФСР).
При планировании размещения животноводческих и перерабатываю- щих сельскохозяйственное сырье предприятий следует предусматривать создание очистных сооружений, санитарно-защитных зон вокруг них на ос- нове существующих нормативов.
Обязательное требование при организации территории землевладений и землепользовании – приоритетное использование сельскохозяйственных угодий по прямому назначению. Внутрихозяйственные производственные постройки следует возводить главным образом на землях, непригодных для сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при про- ведении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем при- нимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от исто- щения, затопления, подтопления, стремиться предупреждать другие вред- ные последствия для окружающей природной среды. Правовое регулирова- ние отношений, связанных с мелиорированными (в первую очередь оро- шаемыми) землями, основывается на нормах Земельного и Водного кодексов, а строительство и эксплуатация водохозяйственных сооружений регулиру- ются нормами гражданского законодательства. Собственники земли, земле- владельцы и землепользователи обязаны осуществлять защиту земель от подтопления, заболачивания, вторичного засоления (статья 101 Земельного кодекса РСФСР). В земельном законодательстве закреплено также требова- ние, в соответствии с которым осуществление программ по мелиорации зе- мель запрещено без предварительной оценки возможного отрицательного влияния их на состояние земель (статья 103 Земельного кодекса РСФСР).
Для этого проводят санитарно-гигиеническую и экологическую экспертизу.
Границы мелиоративной системы проектируют с учетом территориаль- ных комплексных схем охраны природной среды и схем охраны вод малых рек, границ имеющихся заповедников, заказников, территорий (акваторий) обитания особо охраняемых видов фауны, памятников природы, а также с учетом статуса их охраны.
61
При проектировании водозаборов на рыбохозяйственных водоемах по согласованию с органами рыбоохраны предусмотрена установка специаль- ных приспособлений, которые препятствуют попаданию рыбы в водоза- борные сооружения.
Особые экологические требования предъявляют и к эксплуатации ме- лиоративных систем. Правилами технической эксплуатации оросительных систем предусмотрена обязанность водопользователей осуществлять раз- личные мероприятия по повышению плодородия мелиорированных земель, полностью и высокопродуктивно их использовать, не допуская засоления, заболачивания либо иного ухудшения. Для борьбы с засолением и заболачи- ванием почв хозяйства обязаны систематически проверять состояние ороси- тельной и дренажной сети и сооружений, не допускать затопления посевов, сброса вод в коллекторно-дренажную сеть, утечки воды через сооружения, должны проводить контрольные замеры поливных норм. Землевладельцы и землепользователи, имеющие мелиорированные земли, обязаны не только соблюдать требования законодательства по охране тех земель и водных ре- сурсов, на которые оказывают прямое воздействие мелиоративные меро- приятия, но и принимать меры по обеспечению охраны лесов и нелесной растительности, животного мира, рыбных запасов.
Нарушение указанных требований, превышение нормативов выбросов и сбросов, причинение вреда природе и здоровью человека влекут за собой ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию спе- циально уполномоченных на то государственных органов Российской Феде- рации в области охраны окружающей среды и здравоохранения. Предпри- ятие также обязано возместить ущерб, нанесенный нерациональным исполь- зованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его непосредственных работников, населения и потребителей про- дукции в хозяйстве и регионе.
В соответствии с Положением о порядке осуществления государствен- ного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федера- ции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.92 г., государственный земельный контроль осуществляют соответст- вующие органы законодательной и исполнительной власти, а также специ- ально уполномоченные на то государственные органы (Государственный зе- мельный комитет РФ, Минздрав России, Минприроды РФ и др.) в соответ- ствии с действующим законодательством. Задача госземконтроля – обеспе- чить соблюдение физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства.
Государственные органы осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией; они организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений; принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; участвуют в подготовке нормативных и законодательных