Файл: Тема Федеральные налоги Вопрос Налог на доходы физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим, что датой начала выездной проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной налоговой проверки. Решение о проведении проверки может быть вручено только руководителю организации или лицу, официально (по приказу или по утвержденным функциональным обязанностям)
исполняющему обязанности руководителя. Вручение решения о налоговой проверке другим работникам организации
(включая главного бухгалтера) не может считаться законным.
Сотрудники организации (включая работников службы безопасности) обязаны допустить инспекторов в помещения, используемые для предпринимательской деятельности. Однако со своей стороны сотрудники инспекции обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении проверки.
Налоговые инспекции проводят оперативный контроль и плановый контроль.
Оперативный контроль проводится в тех случаях, если поступившие сведения о налогоплательщике позволяют предположить от том, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить объекты обложения или документы бухгалтерской отчетности. В таком случае к проверке привлекаются органы МВД для обеспечения безопасности работы сотрудников налоговых органов.
Плановый контроль подразумевает составление перечня проверяемых организаций на период. Существует специальная процедура отбора кандидатов для проверок.
В ходе выездных проверок налоговые органы вправе приостанавливать свои действия для выполнения следующих мер и процедур:
·
истребование документов или информации;
·
получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
·
проведение экспертиз;
·
перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке;
·
привлечение для участия свидетеля;
·
производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов присутствии понятых;
·
истребование документов при проведении налоговой проверки;
·
выемка документов и предметов;
·
на договорной основе привлечение эксперта.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителями проверяемой организации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое юридическое и физическое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность предполагает ответственность лица за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В Налоговом кодексе РФ сформулировано понятие налоговых правонарушений и установлены меры ответственности за их совершение, а также определены основания, условия, обстоятельства и порядок привлечения к ответственности. Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом РФ установлена ответственность».
За совершение налоговых правонарушений ответственность несут как организации, так и физические лица.
Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет несколько условий, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения:
·
отсутствие события налогового правонарушения;
·
отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину, признаются:
·
совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
·
совершение деяния налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
·
выполнение налогоплательщиком и налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции;
·
совершение деяния физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Банки также несут ответственность за нарушения в сфере налогообложения. В главе 18 НК излагаются виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение. Банки, как участники внесения налоговых платежей в бюджеты налогоплательщиками, несут ответственность за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику, за неисполнение решения налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и за другие правонарушения.
Вопросы для самопроверки:
1.
Какова структура налоговой системы?
2.
Охарактеризуйте совокупность налогов налоговой системы.
3.
Какое значение имеет налоговое законодательство в налоговой системе?
4.
Какова роль налогового администрирования в налоговой системе?
5.
Перечислите признаки налога.
6.
Назовите обязательные элементы налога.
7.
Какими отличительными и общими признаками обладают налоги и сборы?
8.
Перечислите основные функции налога.
9.
Какие налоги относятся к федеральным?
10.
Классификация налогов в России предусматривает определенные виды и формы. Перечислите их и раскройте их сущность.
11.
Что определяют обязательные элементы налога?
12.
Перечислите обязательные элементы налоги.
13.
Какова сущность объекта обложения?
14.
Объясните понятие «налоговый резидент».
15.
Классифицируйте методы определения налоговой базы.
16.
Классифицируйте виды налоговых ставок.
17.
Какие виды специальных налоговых режимов предусматривает действующее законодательство?
18.
Что можно отнести к объектам налогообложения?
19.
Какова роль налогового учета в налоговых органах?
20.
Какова роль налогового агента?
21.
Дайте определение налоговой декларации.
22.
Какова последовательность определения налоговой базы?
23.
Каков порядок уплаты налога?
24.
В каких случаях налоговые органы вправе проконтролировать правильность применения цен налогоплательщиком?
25.
Перечислите способы взыскания налогов с налогоплательщика, предусмотренные НК РФ.
26.
Каковы основные правила декларирования?
27.
Раскройте сущность понятия «налоговый контроль».
28.
Какие формы налогового контроля устанавливаются в НК РФ?
29.
Перечислите общие и отличительные признаки камеральной и выездной налоговой проверки.
30.
Что такое трансфертное ценообразование?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Бондарева Н.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Н.А.Бондарева. – М.: Московский финансово- промышленный университет «Синергия», 2014. – 328 с. (Тема II, Тема III, Тема IV)
Дополнительная литература:
1.
Гражданский кодекс РФ (часть первая)
2.
История налогов России: важнейшие даты, факты и события /Под ред. Букаева Г.И.; Гос. НИИ развития налоговой системы. М.: Гелиос А
РВ, 2010.156 с.
3.
Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Р
Ф. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 758 с.
4.
Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Р
Ф. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 758 с.
5.
Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Т. Ф. Юткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
И
НФРА-М, 2011. - 575 с.: ил. - (Высшее образование).
Интернет-ресурсы:

Наименование портала (издания, курса,
документа)
Ссылка
1
Сайт ФНС РФ
nalog.ru
2
Сайт Росстата РФ
gks.ru
3
Консультант Плюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с
2014 года.
consultant-moscow.ru
4
Информационно-правовой портал «Гарант»
garant.ru
5
Сайт Минфина РФ
minfin.ru
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Тема 2. Федеральные налоги

Цели и задачи:
Цель изученияданной темы - получение знаний о правовых основах исчисления федеральных налогов, их экономической сущности и роли в доходах бюджетов.
Прикладные задачи изученияданной темы для каждого вида федерального налога или сбора:
·
использование механизма исчисления налогов;
·
получение информации, необходимой для исчисления налоговых баз;
·
использование налоговых льгот, ограничений и норм для определения сумм налогов;
·
изучение декларирования налога.
В результате успешного изучения темы Вы:
получите представление о:
·
структуре того или иного элемента налога;
·
налоговой отчетности;
·
налоговых льготах;
будете знать:
·
методы исчисления налоговых баз;
·
правила применения льгот;
·
порядок определения суммы налога и сроков и перечисления в бюджет;
приобретете следующие профессиональные компетенции:
·
способность использовать налоговое законодательство в исчислении налогов;
·
умение находить необходимую информацию для исчисления налога;
·
способность самостоятельно рассчитать сумму налога.
Вопросы темы:
1.
Налог на доходы физических лиц.
2.
Налог на добавленную стоимость.
3.
Акцизы.
4.
Налог на прибыль организаций.
5.
Налог на добычу полезных ископаемых.
6.
Государственная пошлина.
7.
Водный налог.
8.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Вопрос 1.
Налог на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в
Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Доказательство принадлежности к гражданству Российской Федерацииподтверждается паспортом гражданина
Российской Федерации (удостоверением личности гражданина Российской Федерации), а до его получения - свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица (статья 10 Закона РФ от
28.11.91 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»).
В соответствии с п. 2 ст. 11 части I Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами
Российской Федерации является физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Физические лица фактически находящиеся на территории
Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской
Федерации.
Физические лица могут быть признаны нерезидентами Российской Федерации, с последующим уточнением
данного статуса по состоянию на следующие даты:
·
фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории
Российской Федерации в текущем календарном году;
·
отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы Российской
Федерации;
·
на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина, либо лица без гражданства.
Если на дату уточнения статус меняется, то в целях налогообложения производится уточнение статуса с соответствующими налоговыми последствиями (в частности, изменением ставки налогообложения и перерасчетом суммы налога с начала года).
Если же по достижении 183 календарных дней работник продолжит трудовые отношения с организацией,

выплаченные ранее доходы должны быть пересчитаны исходя из ставки налогообложения в 13 процентов и с предоставлением налоговых вычетов (ст. 224, 232 п.2 НК РФ). Налоговые базы физических лиц – налоговых нерезидентов облагаются по ставке – 30%.
Объектом налогообложенияявляется доход, полученный налогоплательщиком (ст.209 НК РФ).
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Кроме того, в главе 23 Налогового кодекса выделены отдельные статьи, отражающие особенности определения н а л о г о в о й б а з ы п р и п о л у ч е н и и д о х о д о в , п о р я д о к н а л о г о о б л о ж е н и я к о т о р ы х н е с к о л ь к о о т л и ч а е т с я о т общеустановленного порядка налогообложения доходов, полученных в денежной форме. Особенности определения налоговой базы возникают в случае получения доходов:
·
в натуральной форме (ст. 211 НК РФ);
·
в виде материальной выгоды (ст.212 НК РФ);
·
по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения (ст.213 НК РФ);
·
от долевого участия в организации (ст.214 НК РФ);
·
по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги (ст. 214.1 НК РФ).
Организации-нерезиденты (в том числе находящиеся на территории Российской Федерации дипломатические и иные официальные представительства иностранных государств, международные межправительственные организации,
их филиалы и представительства) могут производить на территории Российской Федерации вышеуказанные выплаты по договорам подряда и договорам гражданско-правового характера и вознаграждения в иностранной валюте только физическим лицам-нерезидентам.
Применение иностранной валюты в расчетах по оплате труда с работниками может производиться только в рамках
«системы начисления заработной платы», по которой работодатель обязуется начислять работнику заработную плату в сумме, эквивалентной в иностранной валюте или условных единицах. Выплачивать же заработную плату следует исключительно в валюте Российской Федерации.
При налогообложении физического лица большое значение имеет налоговый агент.
Перечисление удержанных сумм налога в соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ должнопроизводиться организациями не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода (в частности заработной штаты), а также дня перечисления дохода со счетов организации на счета работников либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках (таб.2).
Таблица 2.
Дата перечисления сумм налога
Вид дохода
Дата перечисления налога
1 2
Выплата заработной платы. Деньги на зарплату получены по чеку в банке
День получения наличных денежных средств в банке
Выплата заработной платы.
Заработная плата перечисляется на банковский счет работника или по его распоряжению на счета третьих лиц
День перечисления денежных средств со счета налогового агента
Выплата заработной платы из выручки предприятия
День, следующий за днем выплаты заработной платы
Выплата других видов доходов в денежной форме
День, следующий за днем выплаты дохода
Выплата доходов в натуральной форме
День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы налога
Выплата доходов в виде материальной выгоды
День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы налога
Во всех случаях не допускается уплата налога по принадлежности за физических лиц за счет средств организаций
(пункт 9 статьи 226 НК РФ).
При определении налоговой базы налогоплательщика учитываются все доходы, полученные им как в денежной,
так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 НК РФ к налогооблагаемым доходам, полученным в натуральной форме,
относятся:
·
оплата (полностью или частично) за физическое лицо товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах физического лица;


·
полученные физическим лицом товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги;
·
оплата труда в натуральной форме.
Иногда налогоплательщикам заработную плату или часть заработной платы выплачивается в натуральной форме. К
оплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ и оказываемых услуг. Доходы в натуральной форме включаются в объект налогообложения в размере стоимости товаров
(работ, услуг), исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке статьи 40 НК РФ. При этом налогооблагаемая база определяется с учетом сумм налога на добавленную стоимость и акцизов.
Налогоплательщик-физическое лицо в целях экономии денежных средств может осуществлять сделки с
материальной выгодой, то есть стоимость приобретенных товаров, ценных бумаг, кредитов в некоторых случаях будет дешевле. Образовавшаяся разница и является материальной выгодой.
К налогооблагаемым суммам материальной выгоды, облагаемым налогом на доходы в совокупности с суммами заработной платы и прочих основных доходов, в соответствии с пунктом 1 статьи 212 НК РФ относятся:
·
материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование физическим лицом заемными средствами, то они подлежат отдельному исчислению и обложению налогом по ставке 35 процентов.
Порядок расчета материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах в налоговом периоде.
1)
Определяется сумма процентной платы за пользование заемными (кредитными) средствами исходя из 2/3
ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, по рублевым средствам по формуле:
С
1
= З
с х Пц б
х Д / 365 или 366 дн.,
где
С
1
— сумма процентной платы исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату выдачи средств;
З
с
— сумма заемных (кредитных) средств, находящихся в пользовании в течение соответствующего количества дней в налоговом периоде;
Пц
б
— сумма процентов в размере 2/3 действующей ставки рефинансирования на дату получения рублевых заемных средств;
Д — количество дней нахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика со дня выдачи займа
(кредита) до дня уплаты процентов либо возврата суммы займа (кредита).
1)
Расчет процентной платы, исходя из процентов по кредиту, предоставляемому организацией.
С
2
= З
с х П
орг х Д / 365 или 366 дн.,
где
П
орг
– сумма процентов, установленная организацией.
2)
Расчет материальной выгоды (Мв). Из суммы процентной платы С
1
(вычитается сумма процентной платы,
внесенной согласно условиям договора займа (кредита) - С
2
. При этом сумма процентной платы рассчитывается с учетом порядка ее уплаты, предусмотренного соответствующим договором. Налоговая база определяется в размере полученной положительной разницы от произведенного вычитания (Мв):
С
1
- С
2
= Мв
Пример. Работнику организации 8 июня выдан заем в сумме 30 000 руб. на 3 месяца. Процентная ставка по
кредиту - 4,5%. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на дату выдачи займа 8,5%. Организация назначена в качестве
уполномоченного представителя налогоплательщика, то есть удерживает налог на доходы физических лиц с
материальной выгоды. Иначе налогоплательщик был бы обязан по окончании налогового периода заполнить
декларацию о доходах и на ее основании уплатить налог.
Решение.
1)
Узнаем С
1.
С
1
= 30 000 руб. х 2/3 х 8,5% х 90 дней / 365 дней = 419,18 руб.
2)
Узнаем С2.
С
2
= 30 000 руб. х 4,5% х 90 дней / 365 дней = 332,88 руб.
3)
Расчет Мв.
Мв = 419,18 – 332,88 = 86,30 руб.
4)
Рассчитаем сумму налога.
86,30 х 35% = 30,21 руб.
·
материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) по договорам гражданско-