Файл: Тема Федеральные налоги Вопрос Налог на доходы физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

·
форму уплаты налога или сбора (наличная, безналичная).
По окончании налогового периода организация подает в налоговые органы налоговую декларацию. Налоговым кодексом определены даты представления налоговой отчетности в налоговые органы по месту регистрации организации. В налоговой декларации организация приводит экономические показатели, участвующие в расчете налоговой базы, сумму налоговой базы и налоговую ставку. Также организация представляет документы,
подтверждающие экономические и финансовые операции, бухгалтерский баланс, отчеты и документы, которые истребуют налоговые органы для осуществления налогового контроля. Непредставление документов считается налоговым правонарушением и влечет ответственность.
Вопрос 4. Исполнение обязанностей по уплате налогов. Налоговый учет и контроль.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований для каждого вида налога, что в обязательном порядке должно быть предусмотрено в налоговом законодательстве.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика.
Порядок уплаты налога это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.
Если налог является денежным (то есть предметом налогового платежа выступают деньги), то уплата налога выражается в передаче налогоплательщиком государству соответствующей денежной суммы. Если налог является натуральным (то есть предметом налогового платежа выступают вещи, определяемые родовыми признаками), то уплата налога выражается в передаче налогоплательщиком государству соответствующих вещей (конкретней — продукции).
Порядок уплаты налога включает три основных элемента: способы, сроки и формы перехода предмета налогового
платежа от налогоплательщика к государству.
В зависимости от лица, ответственного за исполнение налогового обязательства, существует два способа уплаты налога:
1)
путем самостоятельной передачи предмета налогового платежа его плательщиком государству;
2)
путем принудительного взимания предмета налогового платежа государством (в лице его органов или налоговых агентов) с налогоплательщика.
В настоящее время применяются следующие основные способы самостоятельной уплаты налога:
а)
на основе декларации.
Налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика о наличии объекта
налогообложения, величине налоговой базы и размере подлежащего в связи с этим итогового платежа за
соответствующий налоговый период.
На основе налоговой декларации в настоящее время производится уплата всех налогов, в некоторых случаях и налога на доходы физических лиц (если он не уплачивается у источника выплаты дохода), земельного налога (за исключением физических лиц). Декларация предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Налоговый орган не имеет права отказать в приеме налоговой декларации. Налоговая декларация существует в определенной форме, то есть это не может содержать произвольную информацию. Поэтому налогоплательщик обязан её
заполнить по той форме, которая утверждена Министерством Финансов РФ. Налоговая декларация может представляться лично в инспекцию ФНС или через представителя налогоплательщика. Допускается почтовое отправление декларации, когда налогоплательщик может отправить налоговую декларацию по почте. В этом случае дата отправления заказного письма с описью будет являться датой представления, датой сдачи налоговой декларации в налоговый орган.
В настоящее время существуют единые требования к заполнению декларации, которые стали более строгими.
б)
на основе налогового уведомления.
Данный порядок уплаты налога выглядит следующим образом. Налоговый орган исчисляет налог и направляет налогоплательщику официальный документ - налоговое уведомление, который и служит основой для уплаты налогоплательщиком налога. В таком порядке уплачивается, например, физическими лицами земельный налог.
в)
путем самостоятельного исчисления и внесения налогового платежа.
В настоящее время ни физические лица, ни юридические лица не исчисляют налоги и не вносят их самостоятельно в отделениях почты.
г)
путем приобретения патента.
Приобретая патент, налогоплательщик уплачивает налог. Такое налогообложение может применяться в отношении индивидуальных предпринимателей, действующих на основе упрощенного режима налогообложения.
Основными способами принудительной (помимо воли плательщика и без его участия) уплаты налога являются:
а)
удержание налога у источника выплаты дохода;
В данном случае исчисление суммы налога производит лицо, выплачивающее доход налогоплательщику, взимая при этом сумму налога из выплачиваемого дохода. Это лицо именуется «источник выплаты дохода».
В качестве такого лица выступает, например, организация, выплачивающая заработную плату своим работникам.
Лицо, выплачивающее доход (источник выплаты дохода), при удержании налога с этого дохода выполняет функции

налогового агента государства. Удержанная сумма налога подлежит перечислению в бюджет в установленные сроки.
При невыполнении этой обязанности источник выплаты дохода привлекается к установленной ответственности.
б)
принудительное взимание налога с лиц, уклоняющихся от его уплаты.
К такому способу прибегают налоговые органы в тех случаях, когда налогоплательщик в той или иной форме избегает (полностью или частично) уплаты налога, то есть имеет место полное или частичное уклонение от исполнения своего налогового обязательства. Принудительное взыскание налоговой задолженности производится налоговым органом за счет операций инкассо (безоговорочного списания денежных средств со счетов налогоплательщиков в банках), а также за счет имущества неисправного налогоплательщика в установленном порядке либо на основе одностороннего решения этого органа, либо на основании решения суда.
Сроки уплаты налога устанавливаются налоговым законодательством и зависят от вида налога и способа его уплаты.
Сроки уплаты налога - это дата или период, в точение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно статье 7 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. «Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами,
кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти,
либо действие, которое должно быть совершено».
В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют следующие виды налогов: срочные и периодично- календарные: декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые сроки уплаты налогов. Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и определяются календарной датой (15 -е, 20-е, 28-е число месяца) или периодом (месяц, квартал, год).
Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка», которое обозначает сумму налога, не внесенную в бюджет по истечении установленных сроков.
Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах, и никакими другими документами.
Налог должен быть уплачен в срок; в противном случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Так,
в соответствии со статьей 57 НК РФ «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик
(плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом».
Пеня - (от лат. pоеnа - наказание) - санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств. Начисляется в процентах к сумме невыполненного обязательства, как правило, за каждый день просрочки.
Ставка пени равна 1/300 действующей во время ее начисления ставки рефинансирования Банка России.
Например, налогоплательщик должен был уплатить налог в сумме 100 000 руб. 10 ноября, однако уплатил его 25
ноября. Ставка рефинансирования определена 8,25% (Публикуется на сайте ЦБ РФ). Рассчитаем сумму пени.
Ставка пени за каждый день просрочки налогового платежа — 0,0275% (8,25% х 1/300). Количество дней - 15.
Сумма пени, подлежащая внесению в бюджет за несвоевременную уплату налога, равна 412,5 руб. (100 000 руб. х
15 дн. х 0,0275%:100%).
В сфере налогообложения большое значение имеют льготы, т а к к а к п р и м е н я я н а л о г о в ы е л ь г о т ы ,
налогоплательщики могут уменьшить налоговую базу, а, следовательно, и заплатить налог в меньшем размере.
Уменьшение суммы налога имеет название минимизации налогового платежа. К налоговой минимизации стремится каждый налогоплательщик, так как высвободившиеся суммы он может израсходовать на расширение производства либо на другие цели, например, социальные. Поэтому при расчете налоговой базы налогоплательщик должен четко уяснить себе, какими льготами он может воспользоваться и является ли данное уменьшение налоговой базы налоговой льготой.
Налоговые льготы - это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения.
Налоговые льготы могут предоставляться в социальных целях либо при использовании налога в качестве метода экономического регулирования.
Налоговые льготы обычно устанавливаются налоговым законом (льготы по закону). В этом случае льготирование касается всех налогоплательщиков, но могут быть предоставлены и в силу соглашения между налогоплательщиком и уполномоченным государственным органом, если такой порядок предусмотрен налоговым законодательством данной страны. В этом случае льгота предоставляется конкретному лицу.
Обычно такого рода льготы связаны с так называемым «инвестиционным налоговым кредитом».
Давая правовую характеристику налоговым льготам в целом, отметим следующее:
Льготирование представляет собой исключение из общего режима налогообложения и поэтому распространяется либо на определенную группу налогоплательщиков, что имеет место при льготировании по закону, либо вообще касается конкретного лица (льгота по договору). Поэтому установление условий налогообложения, когда обязанность по уплате налога наступает при определенных обстоятельствах, не может рассматриваться как установление налоговой льготы, так как под действие данного налогового режима подпадают все налогоплательщики без исключения.
Рассмотрим примеры.
1.
Установление налоговым законом необлагаемого минимумане является формой налогового льготирования,
поскольку этот минимум касается всех налогоплательщиков.
2.
Не является налоговой льготой и установление специальных или особых режимов налогообложения в отношении некоторых категорий налогоплательщиков (например, установление специальных налоговых режимов для

субъектов малого предпринимательства), хотя эти режимы и предусматривают некое уменьшение размера налогового платежа либо упрощение порядка уплаты налога.
3.
Характер налогового льготирования зависит от конструкции налога. Так, освобождение некоторых видов реализуемых товаров (например, важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств) от уплаты налога на добавленную стоимость или налога с продаж может выражать налоговое льготирование, поскольку речь идет об исключении из общего правила: все товары подлежат налогообложению, а эти товары от него освобождаются. И
напротив, невключение товаров в состав подакцизных не означает собой установления налоговых льгот в части этих товаров, поскольку акцизами облагаются лишь определенные виды товаров, основная же их масса не подлежит обложению акцизом.
4.
Льготирование (независимо от того, что лежит в его основании: закон или договор) выражает собой право субъекта налога на полное или частичное освобождение от его уплаты, уменьшение суммы налога либо на иное изменение условий налогообложения (например, отсрочка уплаты налога или упрощение ведения налогового учета). То есть право на льготу ведет к корректировке налогового обязательства в выгодную для налогоплательщика сторону по
сравнению с обычными условиями.
5.
Льгота всегда связана с облегчением налогового бремени и поэтому является средством проведения налоговой политики государства в отношении определенных плательщиков, где налог является средством реализации тех или иных экономических или социальных задач.
Налоговые льготы могут касаться любого элемента налога. В связи с этим льготы можно классифицировать следующим образом:
1)
льготы по субъекту налога.
Например, от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются военнослужащие срочной службы.
2)
льготы по объекту налога.
Например, от уплаты налога на имущество организаций освобождаются объекты, используемые для охраны природы и пожарной безопасности.
3)
льготы по налоговой базе.
Например, по налогу на доходы физических лиц в налоговую базу не включаются выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.
4)
льготы по ставке налога.
Например, градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации уплачивают сбор за каждый объект водных биологических ресурсов в размере 15% ставок сбора, предусмотренных НК РФ.
5)
льготы по налоговому периоду.
6)
льготы по порядку исчисления налога.
Например, субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ведут исчисление налога, исходя из выбранного объекта налогообложения.
7)
льготы по порядку уплаты налога.
Например, в соответствии с договором налогового кредита или инвестиционного налогового кредита налогоплательщику могут быть изменены сроки уплаты налога.
Налоговые льготы могут касаться самых разнообразных сторон налогообложения и устанавливаться по самым различным основаниям. В силу этого эти льготы многочисленны и разнообразны как по форме, так и по своему содержанию. Это создает определенные трудности в их классификации.
Налоговое льготирование всегда обусловлено либо персоной (личностью) субъекта, либо характером деятельности, которую он осуществляет. В первом случае льготы предоставляются, как правило, лицам, имеющим особые заслуги перед государством (участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные высокими государственными наградами и т. п.).
На основании анализа представленных в ИФНС документов налоговые органы осуществляют налоговый контроль. Налоговый контроль — это комплекс мероприятий по проверке правильности исчисления налоговой
базы, выявлению по проведенному анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых
п о с т у п л е н и й с ц е л ь ю п р и н я т и я р е ш е н и й о п р о в е д е н и и к о р р е к т и р у ю щ и х м е р о п р и я т и й в о б л а с т и
налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.
Результаты эффективного налогового контроля влияют на изменения в налоговой политики государства, а правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм - это необходимое условие для эффективного налогообложения.
В целях налогового контроля и в соответствии с обязанностями, определенными Налоговым кодексом, налоговые органы обязаны ставить налогоплательщиков на налоговый учет. Налоговый учет позволяет присвоить каждому налогоплательщику идентификационный номер (ИНН), который служит номером учетного дела налогоплательщика в налоговом органе.
Каждый налогоплательщик должен быть поставлен на налоговый учет по месту нахождения организации и обособленных подразделений, по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.
Учет налогоплательщиков является первоочередной мерой, с помощью которой налоговые органы осуществляют контроль:
·
за соблюдением законодательных и иных нормативных актов о налогах и сборах;
·
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью и уплаты налогов и поступлением их в бюджет.


Одна из мер налогового контроля состоит в представлении налоговой отчетности налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, для которой предусмотрены требования по использованию в ней персональных данных налогоплательщиков, прежде всего это – указание соответствующего ИНН.
С 1999 года Министерство Российской Федерации по налогам и сборам приступило к широкомасштабной работе по учету налогоплательщиков физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
Учет налогоплательщиков - физических лиц и присвоение им ИНН налоговыми органами ведется главным образом для обеспечения контроля за наиболее полным выполнением бюджетного и налогового законодательства. Кроме того,
учет налогоплательщиков носит еще и социальный характер, поскольку благодаря ему становится понятно, какие доходы имеет население в каждом конкретном регионе, городе или деревне. Эти данные позволяют корректировать социальную политику как государства в целом, так и отдельных регионов, сделать ее более эффективной и социально справедливой.
Понятие «налогоплательщик» охватывает не только людей трудоспособного возраста.
Пенсионеры и дети зачастую владеют землей, недвижимым имуществом, транспортными средствами, ценными бумагами - то есть, не работая, являются плательщиками ряда налогов: платы за землю, налога на имущество физических лиц, налогов формирующих дорожные фонды.
Присвоение ИНН носит не принудительный, а добровольный характер. Для получения ИНН необходимо явиться в налоговую инспекцию по месту жительства (прописке) с документом, удостоверяющим личность и заполнить Заявление физического лица о выдаче ему Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
В свою очередь налоговая инспекция выдаст физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Оно раз и навсегда выдается налогоплательщику.
В соответствии со статьями 83 и 84 НК России Заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического
лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории
Российской Федерации подается организацией в налоговый орган в течение 10 дней после ее государственной регистрации по форме.
Названное заявление является учетным документом, на основании которого осуществляется постановка на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
Заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица заполняется в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения организации одновременно с копиями заверенных в установленном порядке:
·
свидетельства о регистрации;
·
учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации;
·
других документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством создание организации.
Так как многие организации имеют обособленные подразделения, то их необходимо также ставить на налоговый учет.
После завершения процедуры постановки на учет во всех случаях, предусмотренных НК России,
налогоплательщику выдается соответствующее Свидетельство.
Налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о постановке на учет организации и о присвоении соответствующего кода причины постановки на учет (КПП).
Иностранные граждане, владеющие недвижимым имуществом, регистрируются налоговым органом по месту нахождения этого имущества с присвоением ИНН. Адрес физических лиц - иностранных граждан или лиц без гражданства, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и имеющих адрес временного проживания, приравнивается к адресу места жительства. Налоговый орган также обязан внести сведения о налогоплательщиках в Единый Государственный Реестр Налогоплательщика (ЕГРН) не позднее 5 рабочих дней со дня предоставления документов.
Постановка на учет (снятие с учета) организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменение сведений о них осуществляются на основании сведений,
содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика в выдаваемом свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, а также во всех выдаваемых организации или физическому лицу уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер налогоплательщика в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе.
К числу иных документов, подаваемых организациями - налогоплательщиками в налоговые органы, связанных с вопросами их учета, в которых должен применяться ИНН, для организаций относятся следующие:
·
сообщение об открытии (закрытии) счетов;
·
сообщение об участии в российских и иностранных организациях;
·
сообщение о создании обособленного подразделения юридического лица;
·
сообщение о реорганизации или ликвидации обособленного подразделения юридического лица и другие.
Налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством, которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.


Виды, формы и методы налоговых проверок их понятия и цель определены основным законодательным налоговым документом Налоговым Кодексом. В настоящее время предусмотрены два вида налоговых проверок –
камеральная и выездная. Ц е л ь э т и х п р о в е р о к с о с т о и т в т о м , ч т о б ы п р о к о н т р о л и р о в а т ь с о б л ю д е н и е налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В частности, специалисты налоговых органов в ходе налоговых проверок, устанавливают:
1)
правильность определения сумм доходов, расходов, объектов налогообложения;
2)
правильность исчисления сумм налогов и сборов;
3)
своевременность уплаты сумм налогов и сборов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
4)
выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Налоговый Кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля:
·
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
·
проверки данных учета и отчетности;
·
осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
·
другие формы.
Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.
Камеральная налоговая проверка- это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа
(таможенного органа) на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком сбора), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц.
Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.
Условиями статьи 88 НК РФ предусмотрены определенные правила проведения камеральной проверки.
Камеральная проверка является формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня.
Этими проверками занимаются налоговые органы по месту своего нахождения.
При проведении камеральной налоговой проверки изучается налоговая отчетность, представленная налогоплательщиком по установленным формам, а также контролируется правомерность использования налоговых льгот. Представленная отчетность проверяется на предмет правильности содержащихся в ней расчетов, соблюдения установленных правил составления форм отчетности, а также сроков представления отчетности и уплаты налога.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Могут использоваться и иные документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов,
служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями,
содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Результаты камеральной налоговой проверки, как правило, актом налоговой проверки не оформляются.
Из положений ст. 88 Налогового кодекса РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится в основном за текущий год. При этом начало камеральной налоговой проверки определяется датой представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Другой вид налоговой проверки – выездная налоговая проверка. Она готовится и проводится после проведения камеральной налоговой проверки, если по ее итогам выявлены правонарушения и является основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам. Порядок назначения выездных налоговых проверок утвержден приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318.
Выездная проверка налогоплательщика, его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.
Во время такой проверки изучаются первичные учетные документы, на основании которых в организации ведется бухгалтерский учет и составляются регистры бухгалтерского учета. Просматриваются также гражданско-правовые договоры, заключенные организацией, и иные документы.
Правильность определения объекта налогообложения может быть проверена налоговым органом только при выездной налоговой проверке (в этом одно из ее отличий от камеральной проверки).