Файл: Курсовая работа студентки дневного отделения 2 курса группы 02032104 фио научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

Педагогический институт

Кафедра педагогики

Становление и развитие системы педагогического образования в России XIX века 
Курсовая работа студентки

дневного отделения 2 курса группы 02032104

ФИО

Научный руководитель:

К.пед.н., доцент кафедры педагогики, Мусина В.Е.


БЕЛГОРОД 2023
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. Российское образование и педагогические идеи xix века ……............................................................................................................…5

1.1. Исторический контекст развития педагогического образования…....……5

1.2. Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России ………………....................................................................................….….8

2. Практическая работа по изучению российского образования в xix веке.........................................................................................................................15

2.1. Формирование и развитие педагогических институтов ……………….....15

2.2. Важнейшие представители педагогики России XIX века ………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………….…….35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день педагогическая система Российской Федерации претерпевает колоссальные видоизменения и структурные преобразования. Под воздействием внешних факторов образование как система вынуждена быть более гибкой, отвечать на всё большее количество вызовов. Компьютеризация и цифровизация, пандемия, специальная военная операция – факторы, которые не могут не оказать влияние как на учеников, так и на учителей.

Педагогическое образование в России имеет глубокие исторические корни. Преобразовываясь и совершенствуясь система подготовки педагогов позволила вырастить не одно поколение талантливых и известных по всему миру педагогов. Становление и развитие педагогического образования России в XIX веке можно считать «колыбелью» и расцветом педагогической мысли. Именно этой эпохе принадлежат такие выдающиеся деятели как Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, А. И. Герцен и многие другие. Научно-педагогические труды именно этой эпохи стали классикой для подготовки уже современных педагогических кадров.


Для современного учителя необходимо понимать и знать историю становления своей профессии, осознавать значимость своей миссии, рассматривая её через призму наследия прошлого.

Состояние разработанности изучаемой проблемы: Заявленная нами тема поднималась в работах большого количества авторов, большая часть которых являются либо историками, либо практикующими педагогами. В рамках нашего исследования мы основывались на исследованиях следующих ученых: Е. П. Белозёрцева [1], В. П. Борисенкова[2], Е.Ю. Илатдинова[3], Е.А. Князева[4] [5], О.А. Козыревой [6], Н.Н. Кузьмина [8], А.А. Марголис [9], А.В. Невзоровой [10], Л.Е. Никитиной [12], Ф.Г. Паначкина [14] [15] и др.

Следует обратить внимание на то, что в представленных работах обращается внимание как на процесс становления системы подготовки педагогических кадров, так и на влияние отдельных личностей в педагогической истории.

Объект исследования: история российского педагогического образования в XIX веке.

Предмет исследования: становление и развитие системы педагогического образования России в XIX веке.

Целью исследования выступает анализ процесса становления и развития системы педагогического образования в России XIX века.

В рамках достижения поставленной цели мы определили следующие задачи, которые необходимо решить в ходе проведения представленного исследования:

1. Определить исторический контекст развития педагогического образования;

2. Представить общую характеристику профессионально-педагогического образования в России;

3. Проанализировать формирование и развитие педагогических институтов;

4. Изучить деятельность важнейших представителей педагогики России XIX века.

Методы исследования. В основе представленного исследования лежат принципы историзма, объективности и достоверности, благодаря которым мы смогли представить достоверную и более полную картину развития педагогической системы России.

Помимо этого, в работе был использован сравнительно-исторический метод исследования, в рамках которого мы смогли проанализировать особенности развития как отдельных социально-образовательных учреждений, так и важнейших представителей педагогической науки.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.

1. Российское образование и педагогические идеи

xix

века
1.1. Исторический контекст развития педагогического образования

В XIX веке Российская империя была одной из крупнейших стран мира, она располагалась в 3 частях света Европе Азии и Америке. В первой половине XIX века Россия значительно увеличила свои владения к ним были присоединены: Финляндия, большая часть Польши, Бессарабия Закавказье и Северный Кавказ. За полстолетия территория России увеличилась до 18 млн квадратных километров, а численность населения выросла почти в два раза с 36 до 70 млн человек. Страна была многонациональной её население относилось к различным конфессиям основными из которых были православие, и ислам также многие исповедовали католицизм или буддизм.

Каким же было российское общество в первой половине XIX века? Почему наполеоновская армия потерпела поражение в России в 1812 году? кто такие декабристы? С чем связано распространение демократических идей и Антикрепостнического движения в стране? Какое значение для России имели последствия Крымской войны?

Россия в XIX веке являлась монархией, власть царя была неограниченной, самодержавной. Социальной основой самодержавия выступало дворянство. Российское общество было сословным: всё население делилось на обособленные группы – сословия. Каждое сословие обладало определенными правами и обязанностями, господствующим сословием было дворянство, которое составляло около 3 миллионов человек. Дворяне управляли страной, пользовались исключительным правом владеть землёй с крепостными. Дворянам, владевших поместьями называли помещиками. В середине XIX века их насчитывалось примерно 100000 человек. Далее шли сословия: духовенство и купечество – они освобождались от подушной подати рекрутских наборов в армию и телесных наказаний, но крепостными крестьянам они владеть не могли.

Основную массу населения составляли крестьяне – около 44 млн человек это было самое бесправное сословие. Крестьянство подразделялось на категории: одни крестьяне работали на помещиков, другие на царскую семью и на государство. Наиболее тяжёлым было положение помещичьих крестьян, которые считались полной собственностью помещиков.


В первой половине XIX века в России стало увеличиваться количество так называемых разночинцев. Разночинцы – это люди умственного труда, мелкие чиновники, писатели, учителя и врачи. Они были как правило выходцами из разных сословий: духовенства, мещанство и разорившегося дворянства. Разночинцы сыграли важную роль в жизни российского общества и внесли большой вклад в развитие науки культуры и искусства в начале XIX века.

Россия принимала активное участие в международной политике. В это время во Франции правил император Наполеон 1, мечтавший о мировом господстве. Это привело его к войне не только со всей Европой, но и с Россией. 12 июня 1812 года войска Наполеона перешли Неман и вторглись в Российскую империю. Великая армия насчитывала более 600000 солдат и офицеров это была одна из сильнейших армий за всю предшествующую историю человечества. Европейское общество не сомневалась в быстрой Победе Наполеона, но всё произошло по-другому. Вторжение в Россию стало началом конца французской Империи Наполеона Бонапарта. В 1812 году Александр II издал манифест о победоносном окончании Отечественной войны. Русская армия, не останавливаясь продолжила свой освободительный поход в Европу. Победа России в Отечественной войне 1812 года имела огромное значение. Россия сыграла важнейшую роль в освобождении Европы от французского господства что укрепило её международный авторитет.

Отечественная война оказала большое влияние и на российское общество. Победа досталась дорогой ценой погибли сотни тысяч людей, множество городов и деревень были разделены. После завершения войны многие рассчитывали, что в мирной жизни произойдут изменения к лучшему. Крестьяне надеялись на отмену крепостного права, как и передовые дворяне. Но в политическом и государственном устройстве Царское правительство не пошло на реформы, и это вызвало глубокое разочарование в русском обществе в том числе среди офицеров, находившихся под впечатлением от увиденного в Западной Европе во время заграничных походов. Они стали объединяться и создавать тайные политические общества. Некоторые из них стремились к уничтожению крепостничества и самодержавия, созданию представительных органов и провозглашения Республики. Началась подготовка к военному перевороту силами армии. Движение возглавили Пестель, Муравьёв, Рылеев и другие. Вооружённое Восстание произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге новому императору Николаю I удалось подавить это выступление. Участников переворота стали называть декабристами, они были первыми революционерами в России. Движение
декабристов не получило поддержки в обществе, однако его историческое значение велико. Это был первый открытый протест против самодержавия, грозное предупреждение о необходимости коренного переустройства российского общества и отмены крепостного права.

Новый император Николай II правил 30 лет его царствование началось с суда над декабристами: пятеро руководителей движения были приговорены к смертной казни, сотни участников отправлены в Сибирь и на Кавказ. Опасаясь новых антимонархических выступлений, Николай I укреплял полицейский и бюрократический аппарат. При его личной канцелярии был создан специальный полицейский орган 3 отделение. Оно занималось сбором сведений, надзором за политически неблагонадежными людьми, наблюдением за общественным и революционным движением с помощью специального корпуса жандармов.

Однако несмотря на усилия властей такая охранительная политика не смогла остановить распространение демократических и антикрепостнических идей. Сложности общественно-политической жизни проявились в формирование двух направлений общественной мысли западников и славянофилов.

Западники признавали важность успехов европейской цивилизации и призывали следовать и опыту пути, указанному Петром Первым. Славянофилы, напротив, выступали за самобытную, отличную, от Западной Европы траекторию развития. Они критиковали Петра и не допускали мысли об установлении в России другой формы правления. Однако и западники, и славянофилы имели немало общего: они были патриотами, ратовали за скорейшую отмена крепостного права, но в то же время считали неприемлемым революционные, то есть насильственное преобразование государственного строя. Эти направления русской общественной мысли подготовили почву для реформ 1860-1870 годов и оказали благотворное влияние на развитие науки и культуры. Ещё одним событием которое подвигло царскую власть на серьезные реформы стало Крымская война 1953 -1956 годов.

1.2. Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России

В период XIX—XX вв. происходило изменение социально-экономического строя Российской Империи. Во многом государственные деятели России стали заниматься вопросами общественно-духовного развития. Ключевыми факторами развития страны стала реформаторская деятельность С.Ю. Витте, а также революционное движение 1905—1907 гг.. Помимо этого, стоит учитывать влияние столыпинской реформы, которая послужила основой дальнейшего политико-экономического развития страны. Основная проблема заключалась в неограниченной монархии, однако с постепенным разрушением традиционного сельского уклада, а также стремление сельского населения к городской жизни стало «толчком» для усовершенствования системы социальной сферы. Важно, что изменения в экономике и политике сказывались на общественном сознании, что и послужило основой для дальнейшего развития образовательной сферы.