Файл: Курсовая работа студентки дневного отделения 2 курса группы 02032104 фио научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс появления дифференцированного и индивидуализированного обучения относится к периоду популяризации классно-урочной системы. До данного периода процесс обучения был индивидуальным, то есть скорость познания обучающихся и способы учителей преподнесения тех самых знаний были нацелены на способности учеников. Все это происходило еще с древних времен, ведь многие мыслители прошлых лет отмечали важность учета свойств ума и природных наклонностей обучающихся. Отечественные преподаватели точно так же отмечали важность учета индивидуальных способностей обучающихся, которые он проявляют в процессе обучения.

Если рассматривать дореволюционную школу России, то в ней дифференциация реализовывалась делением учеников по полу и сословной принадлежности. Как уже отмечалось выше, в России были различные виды и типы учебных заведений: начальное училище, духовное училище и семинария, кадетский корпус и другие. Были предприняты некие усилия для осуществления фуркации или иными словам разделить учебные планы и программы в старшем звене. Но дальнейшего развития данного проекта реформы не последовало, так как его не поддержали правительственные круги.

В рамках первой половины XIX века стали закладываться основы образовательной и педагогической мысли. Причем, важно отметить, что они имели теснейшую взаимосвязь с экономическим развитием страны. Духовные ориентиры общественности постепенно изменялись под влиянием западных веяний, а также внутреннего нарастания кризиса. Как отмечают исследователи, единственное, что оставалось неизменным и социально-классовое разделение, которое усугубляло и замедляло процесс формирования кадров. Получение университетского образования позволяло сформировать грамотный и целостный «ответ» на «вызов» современности. Интеллектуальная элита общества создавалась именно на университетской скамье, а учителями выступали выдающиеся деятели эпохи.

Само отношение к образованию как неотъемлемой составляющей образованности являлось важным катализатором обращения общественности к образовательной сфере. Требования к образованному человеку данной эпохи были чрезвычайно высоки: знание нескольких языков («мертвых» в том числе), понимание математических и философских сочинений, музыкальное искусство и т.д. Данные требования в первую очередь касались именно благородного сословия. По отношению к крестьянству условия образовательной среды оставались на низком уровне.


В 1802 году был впервые образован государственный орган, который будет отвечать за образовательную сферу – Министерство народного просвещения. В представленном органе должны были рассматривать основные проблемы, ценности и траектория образования. Важно, что впервые учителям должны были предоставить ответ на вопрос: как обучать? Чему обучать? П.В. Заводской, ставший первым министром новообразовавшегося министерства, а также имевший ранее возможность советоваться с Екатериной Великой, касательно европейского опыта построения образовательной сферы, а также ранее занимавшийся делами комиссии по учреждению школ. С 1802-1804 год была произведена образовательная реформа. В 1803 году были опубликованы так называемые: «Предварительные правила народного просвещения», в которых впервые говорилось об образовании малых народных училищ [26].

В рамках новой системы образовательно-педагогической сферы вопрос педагогических кадров также стоял наиболее остро. В качестве новой модели образовательной сферы были определены следующие элементы:

– университет – высшая ступень образовательной сферы.

– гимназия – средняя ступень образовательной сферы: помимо академических знаний, обучающиеся узнавали основы домоводства, управления, закона Божьего и т.д.

– уездные училища – промежуточная ступень образовательной сферы.

– приходский школы – начальная ступень образовательной сферы.

Важно отметить, что впервые были определены «этапы» получения образования. А также впервые произошло разделение страны на шесть учебных округов, во главе каждого стоял университет.

В обязанности управляющего округом входили следующие пункты:

– открытие университета,

– формирование педагогического коллектива,

– создание единой системы образовательной среды,

– взаимодействие с образовательными учреждениями округа,

– формирование и улучшение условий образовательной среды,

– управление учебными заведениями округа,

– назначение ректора университета [24].

Стоит обратить внимание на то, что ректором университета мог быть только человек, имеющий уважение, опыт и должный статус в образовательно-научной среде. Традиция совещательного выбора ректора продолжается и по сей день. В обязанности ректора входило ведение отчетности «попечителю» округа, а также прямое взаимодействие с другими учебными заведениями округа. Важно обратить внимание, что ректор, фактически, формировал педагогический коллектив университета.



Важной составляющей данной «иерархии» стало наличие гимназий. Директора гимназических учреждений фактически осуществляли контроль над всеми школьными учреждениями округа. Смотрители уездных школ, а также руководители приходских заведений подчинялись решениям именно директоров гимназий.

Стоит обратить внимание, что появление данной иерархии способствовало формированию более «прозрачной» и целостной системы образовательной сферы. Важно понимать, что возникающие в образовательном процессе проблемы решались не конкретно взятым учреждением, а выносились на всеобщее обсуждение. Таким образом происходило накопление педагогического опыта взаимодействия не только с обучающимися, но и с педагогическим коллективом, управляющими органами.

Важно определить, что данная иерархия позволяла также защитить педагогов от внешнего давления руководящих органов. На каждом уровне управления предоставлялось возможным осуществление взаимодействия через конкретное, поставленное лицо. Именно руководитель отстаивал интересы как учеников, так и педагогов [35].

В рамках гимназического образования, которое можно на сегодняшний день сопоставить с современным «колледжем», обучающиеся могли как подготовиться к дальнейшему поступлению в университет, так и освоить основные элементы будущей профессии. Хотя на последний аспект особого внимания первоначально и не обращали, так как «профильные» на наш современный взгляд, предметы носили общеобразовательный характер. Стоит обратить внимание и на то, что несмотря на то, что первоначально в гимназиях также преподавались Закон Божий и отечественная литература, под влиянием «западной моды» уже к середине XIX века они были исключены из программы. Энциклопедичность получаемых знаний в географии, философии, музыке, лингвистике, истории, экономике, технологии, а также предпринимательской деятельности позволяли выпускникам гимназий получать особый статус в обществе. Мы можем заметить это по определенному отношению к «гимназистам» и «лицеистам» на сегодняшний день. Во многих лицеях и гимназиях современной России подчеркивают особый статус учебного заведения, однако, как правило, программа образовательного учреждения мало чем отличается от СОШ. Отказ от отечественной литературы также был связан с неоднозначным образом писателей и поэтов XIX века, довольно часто именно интеллигенция поддерживала «опасные» революционные веяния, а также не стоит забывать о декабристском восстании, которое достаточно сильно подорвало отношение к благородному сословию со стороны правящей власти.


Стоит понимать, что несмотря на строгость и упорядоченность гимназической жизни перед учителями гимназий ставилась задача сформировать гуманные отношения со своими обучающимися. Хотя это и не было обозначено в нормативно-правовых актах, перед учителями стояла задача создать такие условия, в которых обучающийся будет сам заинтересован в получении дальнейших знаний. Важно было не только «вдолбить азбуку», но и подтолкнуть ученика к дальнейшему развитию в научном знании.

В рамках педагогического профессионального образования молодым педагогам позволялось выбирать учебные книги, самим формировать свою учебную программу, а также определить направление своей практической деятельности. Однако здесь стоит отметить, что именно в профессионально-ориентированном педагогическом образовании долгое время оставалось необходимым изучение Закона Божьего и изящных искусств.

В целом, молодой педагог должен был проводить за занятиями около 6-9 часов ежедневно. Конечно, данная нагрузка сказывалась и на самих студентах, и на педагогах [35].

Первым объектом реформ оказалась высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский [2].

Таким образом, рассмотрев проблему характеристики педагогического образования в России мы выделили основную систему иерархии образовательных учреждений, которые составляли основу образовательной сферы. Нами были выделены направления деятельности и обязанности директоров и руководителей образовательных округов, гимназий, приходских школ. Главным итогом реформирования образовательной сферы в XIX веке стало создание наиболее целостной системы, в рамках которой педагог получил определенное положение, а также «требования», которые он должен выполнять. В процессе реформирования отношение и наполнение образовательной программы изменялось: включались и исключались те или иные предметы, сменялись учебные программы, однако данный этап был необходим для создания наиболее совершенной системы.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ

2.1. Формирование и развитие педагогических институтов

Педагогическое образование, получаемое в рамках нестабильного и раздираемого противоречиями XIX века стало основной целью для формирования стабильности в стране. Качественность и направленность подготовки педагогов сказывалась и на формировании общественных настроений, которые как мы выяснили ранее были склоны к «радикализму».


Прежде чем дать определение педагогическому образованию как системе необходимо обозначить следующие направления, в которых развивалось педагогическое профессиональное образование:

– дошкольное (начальное) образование.

– педагогическое образование по профилям.

– педагогическое образование основного и полного образования.

В широком смысле педагогическая подготовка включает общие аспекты образовательной программы профессиональной подготовки кадров. В широком смысле мы понимаем:

– образовательную подготовку,

– политико-идеологическое направление развития.

– воспитательные траектории педагогических установок.

В узком смысле мы понимаем, под педагогической системой подготовки профессиональных кадров фактическую подготовку всех лиц, причастных к формированию образовательной среды обучающихся. То есть в широком смысле педагогическая профессиональная подготовка рассматривается как «идеальная» система, однако в узком смысле мы понимаем и изучаем фактическое состояние и реализацию данной системы [23, 1].

Стоит обратить внимание на то, что в Российской империи профессиональное педагогическое образования было несколько обособлено от других направлений.

В процессе соединения практического и теоретического аспекта образовательной системы подготовки кадров сформировалась практически самостоятельная иерархичная система взаимодействия органов образовательной среды. Институлиализация процесса получения педагогического образования способствовала созданию более совершенной системы учебно-методологического, управленческого инструментария. В теоретическом направлении педагоги формировали «базу знаний», которые были реализованы в процессе практического обучения. Важно отметить, что первоначально теория и практика не были разделены. Развитие теоретико-педагогического материала позволило сформировать отдельное, самостоятельное направление в педагогике ­– методистов.

В нашем исследовании мы определили, что в основе рассмотрения процесса формирования педагогического образования в Российской империи необходимо использовать цивилизационно-парадигмальный подход. В рамках которого нам удалось определить основные характеристики ключевых этапов развития профессионального педагогического образования.

Первый этап мы довольно подробно изучили в рамках определения контекста развития образовательной сферы в первом и втором параграфе работы. Поэтому целесообразным стоит обратить внимание на последующие этапы.