Файл: Курсовая работа студентки дневного отделения 2 курса группы 02032104 фио научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В период второй половины XIX века определены основные факторы профессионального педагогического образования. На первом этапе, определенного 60-ыми-70-ыми годами XIX века, происходит количественное увеличение фактических образовательных учреждений, направленных на подготовку профессиональных кадров. Стоит обозначить, что данный «бум» коснулся не только педагогической сферы, но и других сфер: экономики (торговли), политики, дипломатии и др. В основе образовательной сферы стали формироваться более комплексные подходы к профессиональному образованию. В основе методологического профессионального образования были заложены компоненты учения и философии выдающихся социально-образовательных деятелей, таких как Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др. В работах данных авторов, указывались принципы, цели, задачи, инструменты профессионально-образовательной сферы. Причем, важно отметить исключительно гуманистический характер образования. Важной целью подготовки кадров выступало создание таких условий, в которых профессиональная деятельность выступала бы в качестве образовательной среды. Также стоит обратить внимание на то, что несмотря на отсутствие определенных «терминологических» обозначений, мы сталкивались с тем, что в рамках представленных работ можно увидеть инновационность, междисциплинарность представленных подходов.

В рамках дореволюционной подготовки образовательных кадров исследователи подчеркивали необходимость обучения будущих педагогов в контексте требований времени. «Готовый» специалист должен был знать не только базовые требования своей профессии, но и обладать дополнительными навыками, которые можно считать дополнительной профессией. Стоит отметить, что подготовка педагогических кадров имела более сложную и комплексную цель: нужно было обозначить такие направления воспитательной и образовательной среды, в которой будут сформированы такие условия, итоговым продуктом которых станет высококлассный специалист, который может применять методики, формировать необходимые базы знаний. Однако стоит учитывать, что «теория» в конце первого этапа стала развиваться намного быстрее, чем практика. Во многом это связано с тем, что специалистам было гораздо удобнее использовать методы, которые были проверены годами, нежели вводить новые.

На втором этапе в период 80-90-ых XIX века формируется более целостная система взаимодействия теоретиков и практиков. Профессиональная педагогическая подготовка стала обладать более систематизированной нормативно-правовой базой, в рамках которой появилась система уставов, законов, положений.


На данном этапе стоит обратить внимание на следующие тенденции:

1) появляются «высшие» и «средние» уровни профессиональной подготовки педагогов. В рамках высшего уровня формируется база для преподавательских кадров, работающих в гимназиях и лицеях. Обычно данные педагогические кадры имели более узконаправленные образовательные траектории, или же оставались «теоретиками». В рамках среднего образования формировалась основа для народного образования. Данные специалисты обычно не обладали «энциклопедичностью» знаний, однако благодаря широкому профилю подготовки могли предоставить базовые знания предметов в случае нехватки других специалистов. На данном этапе мы также отмечаем появление внутреннего разделения в итак элитарном образовании. Теперь, при выборе педагога ориентировались не только на его фактический опыт, но и на уровень его подготовки.

2) появления ряда образовательных учреждений для женщин. Интересно, что на сегодняшний день «женское лицо» школы является неотъемлемой частью образовательной среды. В XIX веке данное явление было бы просто невозможным.

3) появляется первый ФГОС: «Проект Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884 г.). Данный проект хотя и был реализован лишь частично, но стоит обратить внимание на то, что на реализацию проекта повлияли политико-экономические условия, а также ограниченность времени. Именно этот проект будет заложен как фундамент реализации «ликбеза» в советское время. В рамках данного периода появлется ряд исследователей, которые занимаются проблемами профессиональной подготовки кадров: И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский и др.

Однако государственные учреждения, специализирующиеся на подготовке профессиональных педагогических кадров, скорее остаются «малочисленными», а реформы носят скорее «догоняющий» характер.

Социальный состав учителей средних школ в Европейской России в конце XIX в. выглядел так:

потомственных дворян - 1,7%;

личных дворян и чиновников - 25%;

духовенства - 32,4%;

почетных граждан и купцов - 6%;

мещан и цеховых - 8,4%;

крестьян - 3,4%;

низших чинов и других сословий -12%. [1,с.154]

Подводя итог описания эволюции педагогического образования в России XIX - начала ХХ века, перечислим:

I. Учебные заведения, окончание которых приравнивалось к окончанию педагогических училищ:

1. Учительские семинарии - мужские и женские.



2. Земские и министерские учительские школы.

3. Церковно-учительские школы.

4. Женские гимназии с 8-м педагогическим классом.

5. Мужские и женские гимназии, реальные и ком -мерческие училища, при условии прохождения не менее 3-месячных педагогических курсов.

6. Экстернат на звание учителя.

7. Городские училища, организованные по положению 1872 г., и высшие начальные училища, при условии окончания трехгодичных педагогических курсов.

8. Епархиальные училища с педагогическим классом.

9. Медресе: Мухамеадия в Казани.

Касимия в Казани.

Галия в Уфе.

Усмания в Уфе.

Буби в Иж-Бобья, Агрызского района.

Хусанния в Оренбурге.

Расулия в Троицке.

II. Учебные заведения, окончание которых приравнивалось к окончанию учительских институтов:

1. Учительские институты (независимо от продолжительности курса обучения).

2. Общеобразовательные педагогические курсы в Москве, учрежденные Алферовым.

3. Московские педагогические курсы при обществе воспитательниц и учительниц имени Тихомирова.

4. Педагогические курсы при Петроградской Мариинской женской гимназии по специальностям: русский язык, математика, география и иностранные языки.

5. Курсы для преподавателей средних учебных заведений и высших начальных училищ при учебных округах и учительских институтах.

6. Экстернат за полный курс учебных заведений, дающий право на преподавание в школах повышенного типа общеобразовательных предметов.

7. Окончание трех курсов высших учебных заведений.

8. Женские педагогические курсы в Одессе.

9. Женские курсы новых языков Лохвицкой-Скалон в Петербурге.

10. Женские специальные курсы новых языков Бобрищевой-Пушкиной в Петрограде.

11. Женские курсы иностранных языков Полторацкой в Москве.

12. Курсы иностранных языков Степановой в Москве.

13. Курсы иностранных языков Лаврентьевой в Петрограде.

14. Правительственные курсы французского языка в Петрограде.

15. Курсы иностранных языков при женских институтах; Николаевском и Александровском - в

Петрограде и Екатерининском - в Москве.

16. Художественное училище - Московское,

Строгановское, Петроградское, Штиглица,

Лодзинское, Пензенское, Одесское и др.

17. Варшавские педагогические курсы новых языков.

18. Демидовские курсы иностранных языков в Петербурге.

2.2. Важнейшие представители педагогики России XIX века

Класс

7 «Б»

Тема урока

Учитель – профессия и призвание

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Форма урока

Урок- беседа

Цели урока

Создать условия для формирования системы знаний учащихся по регулированию поведения людей в обществе; способствовать формированию информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными  источниками информации; способствовать воспитанию у учащихся уважения к закону.

Образовательные

ресурсы

История. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе / [ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. академ. наук, Рос. академ. Образования, изд-во «Просвещение»– М.: Просвещение, 2013. – 159 с.: ил., карт. (Академический школьный учебник), мультимедийная презентация, рабочие листы (Приложения 1, 2).

План урока

1. Знать, любить, учить.

2. Что такое призвание?

3. Кто такой учитель?

4. Почему важно учиться?


Методы и формы

обучения

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование

ИКТ, презентация «Учитель – профессия и призвание», листы самооценки.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знать особенности основных правовых понятий, норм и правил. Установить причинно-следственные связи между особенностями законного и противозаконного поведения человека в обществе.


Познавательные: осознавать поставленную задачу, извлекать информацию из текста; делать обобщения, выводы; устанавливать причинно-следственные связи, предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, беседы, участия в дискуссии.

Регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний; работать по плану, определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные:уметь работать в группе, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.



Организационная структура урока


Этапы урока и время проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:- проверить готовность и настроить учеников на работу. Гимнастика для глаз


Приветствует учащихся, уточняет тематические рамки урока. Проверяет готовность к уроку (наличие учебников), создает положительную атмосферу в классе

Давайте с вами сделаем небольшую зарядку для глаз.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу.

Выполняют упражнения.




Личностные: уметь выражать свои эмоции.

Регулятивные: ставится задача сравнения изученного материала с новым материалом Коммуникативные: планируют сотрудничество между одноклассниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подводить учеников к формулиро-ванию темы урока и озвучиванию целей урока.

Актуализация знаний. Вначале урока давайте с вами вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке.

У вас у каждого на парте лежит тест по прошлой теме. Сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача ответить на вопросы.

Ребята, обратите внимание, у вас на партах лежит конверт с буквами. Попробуйте из букв составить тему нашего урока (Читулье – рипвазие).

Формулирование темы и целей урока совместно с учениками.

1.Что у вас получилось?

2.А теперь давайте подумаем, что можем объединять эти два понятия: учитель и призвание?

3.Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

4.Давайте подумаем, какие вопросы мы с вами можем сегодня изучить?

Постановка проблемного вопроса. Ребята, давайте мы с вами посмотрим на слайд, кто представлен на нашей презентации?
(портреты выдающихся деятелей педагогической мысли)

Каждый из них занимался тем, что учил, разрабатывал систему преподавания, а также искал возможности более высокого уровня подготовки будущих педагогов.




Отвечают на вопросы теста,

работая в парах, взаимопроверка, проверяют ответы по презентации.

Составляют из букв тему (учитель – призвание).
Отвечают на вопросы учителя,

- Учитель–призвание.
- учитель

- Мы будем говорить об учителях

пытаются ставить цели, формулировать тему урока и план урока


просмотр презентации


Ответы детей

Формулируют тему урока

Знать:

отвечать на вопросы по пройденному материалу.

Познавательные:самостоятельно выделять, формулировать цели урока и проблему.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в устной форме.

Регулятивные: целеполагание


III. Изучение нового материала(10 мин)

Цели:- усваиватьучащимися новый материал, развивать умения решать проблемные вопросы, уметь работать в группе с текстом учебника

Ребята, мы с вами сейчас попытались сформулировать тему и цели нашего урока. Ребята,

Учитель называет темы для групп:

1 группа- Педагог ­– это призвание.

2 группа- педагог – это профессия.

3 группа- педагог – это … (свой ответ)

Каждая группа изучает свой отрывок и кратко записывает в тетрадях.

-Ваше время подошло к завершению, давайте мы с вами попробуем выяснить, что интересного вы узнали.
Корректирует, дополняет выступления


Чтение отрывка в учебнике, ответы на вопросы в учебнике.
Распределение на группы.
Каждая группа изучает свой параграф в учебнике и кратко записывает в тетрадях.

Изучают материалы учебника, рисунки, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись

Каждая группа работает по своему направлению.
Представители каждой группы отчитываются за проделанную работу.


Знать:
уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы.


уметь: сотрудничать и работать в группе;







IV. Физминутка

V. Закрепление нового (15 мин)

Цель:- освоить способы действия, которые помогут применять знания на практике

Учитель отмечает степень вовлечения учащихся в работу.
Ребята, сейчас давайте обратим особое внимание на третий вопрос, который освещали ребята 3 группы, и посмотрим презентацию.

А бы ли учителя в далёком прошлом? Об этом мы узнаем из статьи в учебнике на с. 49. Откройте учебник на стр.49 и прочитайте рубрику «Путешествие в прошлое».

А сейчас давайте мы с вами закрепим наши знания. Вначале прочитайте Параграф 6 в учебнике на стр.48-54. После прочтения выполните задания в рабочей тетради: стр.21 №1 и стр.30 №6

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: выборочный контроль.


Просмотр презентации и ответы на вопросы.

Изучают текст в учебнике, отвечают на вопросы, данные после текста.

Выполняют упражнения.

Знакомятся с материалом в учебнике стр.48-54 параграф 6, а затем учащиеся работают самостоятельно в тетрадях: стр.21 №1 и стр.30 №6


уметь: делать сравнительный анализ.


Познавательные:

уметь работать с новым материалом, анализировать, обобщать, устанавливать причину и выходящие из ние следственные связи.

Коммуникативные: контролировать, корректировать, оценивать действия всех членов группы.

Регулятивные:контролировать формы, способы действия, результаты работы с материалом в учебнике.


VI. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:- осознать каждым учащимся степень усвоения пройденного материала на уроке


Подводя итог урока, предлагает ответить на вопросы теста и выполняет сразу взаимопроверку.


Осуществляют: самопроверку; взаимопроверку.

Выполняют контрольный тест. На ваших партах лежит тест, в котором надо сопоставить педагога и его деятельность.

уметь: делать сравнительный анализ.


Регулятивные: выделяют и осознают усвоенный материал и тот еще, который надо изучить.

Личностные: ученики подводят результаты своей работы.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:- соотнести поставленные задачи с полученным результатом.


VIII. Домашнее задание (1 мин)


Учитель знакомит учащихся с условиями игры:

Я вам предлагаю немного поиграть в игру. Я называю вам слово учитель, а вы называете слова, какие ,по-вашему мнению, относятся к этому слову.

Понравился вам урок?

Какое у вас настроение?

Как вы думаете, мы смогли ответить на наши вопросы, поставленные в начале урока?
Выставление оценок


Объяснение домашнего задания: параграф 6

стр.34-37

Ребята называют слова по цепочке.

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Учащиеся оценивают свои конечные результаты пройденного урока, отмечают, что они смогли, а что не получилось и по какой причине. Домашнее задание параграф 6.

Записывают домашнее задание.

уметь: организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

Коммуникативные:умение с достаточной выражать полнотой и точностью свои мысли.

Познавательные:рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.
Личностные: ученики подводят результаты своей работы.






Таблица №1. Раздаточный материал. Выдающиеся педагоги России XIX века.


Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848гг.)

- противник сословного образования и воспитания

- отстаивал необходимость всестороннего, гармоничного развития молодежи.

- принцип гуманизма

- Главной целью и средством воспитания являются: человечность, любовь к человеку, преумножение добра

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870гг.)

- советовал читать Гете, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, заниматься естественными науками и историей - изучать конкретные труды;

- требовал больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где сокрыта гуманность, благородство, патриотичность.

- Цель воспитания - борьба с общественным злом, воспитание гуманной, свободной личности стремящейся к преобразованию, воспитание любознательности, любви к труду.

Николай Платонович Огарев (1813 - 1877гг.)

- Проект народной политехнической школы.

- Обязанность учителя - всегда выказывать бесполезность и ненужность обмана и потом его подлость. Это единственный путь приучить к честности.

- Естественные науки должен знать отлично, иметь привычку производить опыты. Хорошее поведение необходимо.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889 гг.)

- Цель воспитания - формирование личности живущей общественными интересами, борющейся за народное благо.

- развил идею народности воспитания.

- В нравственном воспитании большое значение отдавалось ТРУДУ.

- Показателем зрелости человека является практическая деятельность, активность включения молодежи в борьбу за народное счастье, благосостояние.

Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861 гг.)

- отстаивал самостоятельность и инициативность педагога.

- учитель пользуется своим авторитетом только для того чтобы предоставить максимальную свободу, самостоятельность развитию детей, проявлению способностей и индивидуальных качеств.

- Идеал воспитания - в удовлетворении естественных стремлений человека на основе антропологизма (где человек-целое, неразделенное существо).

Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868 гг.)

- настаивал на изучении ребенка и защите его прав.

- был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка.

- отвергал профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования.

- считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.

Лев Николаевич Толстой (1829 - 1910 гг.)

- учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования.