Файл: Курсовая работа студентки дневного отделения 2 курса группы 02032104 фио научный.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В период второй половины XIX века определены основные факторы профессионального педагогического образования. На первом этапе, определенного 60-ыми-70-ыми годами XIX века, происходит количественное увеличение фактических образовательных учреждений, направленных на подготовку профессиональных кадров. Стоит обозначить, что данный «бум» коснулся не только педагогической сферы, но и других сфер: экономики (торговли), политики, дипломатии и др. В основе образовательной сферы стали формироваться более комплексные подходы к профессиональному образованию. В основе методологического профессионального образования были заложены компоненты учения и философии выдающихся социально-образовательных деятелей, таких как Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др. В работах данных авторов, указывались принципы, цели, задачи, инструменты профессионально-образовательной сферы. Причем, важно отметить исключительно гуманистический характер образования. Важной целью подготовки кадров выступало создание таких условий, в которых профессиональная деятельность выступала бы в качестве образовательной среды. Также стоит обратить внимание на то, что несмотря на отсутствие определенных «терминологических» обозначений, мы сталкивались с тем, что в рамках представленных работ можно увидеть инновационность, междисциплинарность представленных подходов.
В рамках дореволюционной подготовки образовательных кадров исследователи подчеркивали необходимость обучения будущих педагогов в контексте требований времени. «Готовый» специалист должен был знать не только базовые требования своей профессии, но и обладать дополнительными навыками, которые можно считать дополнительной профессией. Стоит отметить, что подготовка педагогических кадров имела более сложную и комплексную цель: нужно было обозначить такие направления воспитательной и образовательной среды, в которой будут сформированы такие условия, итоговым продуктом которых станет высококлассный специалист, который может применять методики, формировать необходимые базы знаний. Однако стоит учитывать, что «теория» в конце первого этапа стала развиваться намного быстрее, чем практика. Во многом это связано с тем, что специалистам было гораздо удобнее использовать методы, которые были проверены годами, нежели вводить новые.
На втором этапе в период 80-90-ых XIX века формируется более целостная система взаимодействия теоретиков и практиков. Профессиональная педагогическая подготовка стала обладать более систематизированной нормативно-правовой базой, в рамках которой появилась система уставов, законов, положений.
На данном этапе стоит обратить внимание на следующие тенденции:
1) появляются «высшие» и «средние» уровни профессиональной подготовки педагогов. В рамках высшего уровня формируется база для преподавательских кадров, работающих в гимназиях и лицеях. Обычно данные педагогические кадры имели более узконаправленные образовательные траектории, или же оставались «теоретиками». В рамках среднего образования формировалась основа для народного образования. Данные специалисты обычно не обладали «энциклопедичностью» знаний, однако благодаря широкому профилю подготовки могли предоставить базовые знания предметов в случае нехватки других специалистов. На данном этапе мы также отмечаем появление внутреннего разделения в итак элитарном образовании. Теперь, при выборе педагога ориентировались не только на его фактический опыт, но и на уровень его подготовки.
2) появления ряда образовательных учреждений для женщин. Интересно, что на сегодняшний день «женское лицо» школы является неотъемлемой частью образовательной среды. В XIX веке данное явление было бы просто невозможным.
3) появляется первый ФГОС: «Проект Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884 г.). Данный проект хотя и был реализован лишь частично, но стоит обратить внимание на то, что на реализацию проекта повлияли политико-экономические условия, а также ограниченность времени. Именно этот проект будет заложен как фундамент реализации «ликбеза» в советское время. В рамках данного периода появлется ряд исследователей, которые занимаются проблемами профессиональной подготовки кадров: И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский и др.
Однако государственные учреждения, специализирующиеся на подготовке профессиональных педагогических кадров, скорее остаются «малочисленными», а реформы носят скорее «догоняющий» характер.
Социальный состав учителей средних школ в Европейской России в конце XIX в. выглядел так:
потомственных дворян - 1,7%;
личных дворян и чиновников - 25%;
духовенства - 32,4%;
почетных граждан и купцов - 6%;
мещан и цеховых - 8,4%;
крестьян - 3,4%;
низших чинов и других сословий -12%. [1,с.154]
Подводя итог описания эволюции педагогического образования в России XIX - начала ХХ века, перечислим:
I. Учебные заведения, окончание которых приравнивалось к окончанию педагогических училищ:
1. Учительские семинарии - мужские и женские.
2. Земские и министерские учительские школы.
3. Церковно-учительские школы.
4. Женские гимназии с 8-м педагогическим классом.
5. Мужские и женские гимназии, реальные и ком -мерческие училища, при условии прохождения не менее 3-месячных педагогических курсов.
6. Экстернат на звание учителя.
7. Городские училища, организованные по положению 1872 г., и высшие начальные училища, при условии окончания трехгодичных педагогических курсов.
8. Епархиальные училища с педагогическим классом.
9. Медресе: Мухамеадия в Казани.
Касимия в Казани.
Галия в Уфе.
Усмания в Уфе.
Буби в Иж-Бобья, Агрызского района.
Хусанния в Оренбурге.
Расулия в Троицке.
II. Учебные заведения, окончание которых приравнивалось к окончанию учительских институтов:
1. Учительские институты (независимо от продолжительности курса обучения).
2. Общеобразовательные педагогические курсы в Москве, учрежденные Алферовым.
3. Московские педагогические курсы при обществе воспитательниц и учительниц имени Тихомирова.
4. Педагогические курсы при Петроградской Мариинской женской гимназии по специальностям: русский язык, математика, география и иностранные языки.
5. Курсы для преподавателей средних учебных заведений и высших начальных училищ при учебных округах и учительских институтах.
6. Экстернат за полный курс учебных заведений, дающий право на преподавание в школах повышенного типа общеобразовательных предметов.
7. Окончание трех курсов высших учебных заведений.
8. Женские педагогические курсы в Одессе.
9. Женские курсы новых языков Лохвицкой-Скалон в Петербурге.
10. Женские специальные курсы новых языков Бобрищевой-Пушкиной в Петрограде.
11. Женские курсы иностранных языков Полторацкой в Москве.
12. Курсы иностранных языков Степановой в Москве.
13. Курсы иностранных языков Лаврентьевой в Петрограде.
14. Правительственные курсы французского языка в Петрограде.
15. Курсы иностранных языков при женских институтах; Николаевском и Александровском - в
Петрограде и Екатерининском - в Москве.
16. Художественное училище - Московское,
Строгановское, Петроградское, Штиглица,
Лодзинское, Пензенское, Одесское и др.
17. Варшавские педагогические курсы новых языков.
18. Демидовские курсы иностранных языков в Петербурге.
2.2. Важнейшие представители педагогики России XIX века
Класс | 7 «Б» | ||
Тема урока | Учитель – профессия и призвание | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||
Форма урока | Урок- беседа | ||
Цели урока | Создать условия для формирования системы знаний учащихся по регулированию поведения людей в обществе; способствовать формированию информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации; способствовать воспитанию у учащихся уважения к закону. | ||
Образовательные ресурсы | История. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе / [ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. академ. наук, Рос. академ. Образования, изд-во «Просвещение»– М.: Просвещение, 2013. – 159 с.: ил., карт. (Академический школьный учебник), мультимедийная презентация, рабочие листы (Приложения 1, 2). | ||
План урока | 1. Знать, любить, учить. 2. Что такое призвание? 3. Кто такой учитель? 4. Почему важно учиться? | ||
Методы и формы обучения | Методы: словесно-наглядный; практический. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. | ||
Оборудование | ИКТ, презентация «Учитель – профессия и призвание», листы самооценки. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Знать особенности основных правовых понятий, норм и правил. Установить причинно-следственные связи между особенностями законного и противозаконного поведения человека в обществе. | Познавательные: осознавать поставленную задачу, извлекать информацию из текста; делать обобщения, выводы; устанавливать причинно-следственные связи, предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, беседы, участия в дискуссии. Регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний; работать по плану, определять степень успешности своей работы. Коммуникативные:уметь работать в группе, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
Организационная структура урока
Этапы урока и время проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели:- проверить готовность и настроить учеников на работу. Гимнастика для глаз | Приветствует учащихся, уточняет тематические рамки урока. Проверяет готовность к уроку (наличие учебников), создает положительную атмосферу в классе Давайте с вами сделаем небольшую зарядку для глаз. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу. Выполняют упражнения. | | Личностные: уметь выражать свои эмоции. Регулятивные: ставится задача сравнения изученного материала с новым материалом Коммуникативные: планируют сотрудничество между одноклассниками |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели:- подводить учеников к формулиро-ванию темы урока и озвучиванию целей урока. | Актуализация знаний. Вначале урока давайте с вами вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. У вас у каждого на парте лежит тест по прошлой теме. Сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача ответить на вопросы. Ребята, обратите внимание, у вас на партах лежит конверт с буквами. Попробуйте из букв составить тему нашего урока (Читулье – рипвазие). Формулирование темы и целей урока совместно с учениками. 1.Что у вас получилось? 2.А теперь давайте подумаем, что можем объединять эти два понятия: учитель и призвание? 3.Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? 4.Давайте подумаем, какие вопросы мы с вами можем сегодня изучить? Постановка проблемного вопроса. Ребята, давайте мы с вами посмотрим на слайд, кто представлен на нашей презентации? (портреты выдающихся деятелей педагогической мысли) Каждый из них занимался тем, что учил, разрабатывал систему преподавания, а также искал возможности более высокого уровня подготовки будущих педагогов. | Отвечают на вопросы теста, работая в парах, взаимопроверка, проверяют ответы по презентации. Составляют из букв тему (учитель – призвание). Отвечают на вопросы учителя, - Учитель–призвание. - учитель - Мы будем говорить об учителях пытаются ставить цели, формулировать тему урока и план урока просмотр презентации Ответы детей Формулируют тему урока | Знать: отвечать на вопросы по пройденному материалу. | Познавательные:самостоятельно выделять, формулировать цели урока и проблему. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме. Регулятивные: целеполагание |
III. Изучение нового материала(10 мин) Цели:- усваиватьучащимися новый материал, развивать умения решать проблемные вопросы, уметь работать в группе с текстом учебника | Ребята, мы с вами сейчас попытались сформулировать тему и цели нашего урока. Ребята, Учитель называет темы для групп: 1 группа- Педагог – это призвание. 2 группа- педагог – это профессия. 3 группа- педагог – это … (свой ответ) Каждая группа изучает свой отрывок и кратко записывает в тетрадях. -Ваше время подошло к завершению, давайте мы с вами попробуем выяснить, что интересного вы узнали. Корректирует, дополняет выступления | Чтение отрывка в учебнике, ответы на вопросы в учебнике. Распределение на группы. Каждая группа изучает свой параграф в учебнике и кратко записывает в тетрадях. Изучают материалы учебника, рисунки, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись Каждая группа работает по своему направлению. Представители каждой группы отчитываются за проделанную работу. | Знать: уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы. уметь: сотрудничать и работать в группе; | |
IV. Физминутка V. Закрепление нового (15 мин) Цель:- освоить способы действия, которые помогут применять знания на практике | Учитель отмечает степень вовлечения учащихся в работу. Ребята, сейчас давайте обратим особое внимание на третий вопрос, который освещали ребята 3 группы, и посмотрим презентацию. А бы ли учителя в далёком прошлом? Об этом мы узнаем из статьи в учебнике на с. 49. Откройте учебник на стр.49 и прочитайте рубрику «Путешествие в прошлое». А сейчас давайте мы с вами закрепим наши знания. Вначале прочитайте Параграф 6 в учебнике на стр.48-54. После прочтения выполните задания в рабочей тетради: стр.21 №1 и стр.30 №6 Контролирует выполнение работы. Осуществляет: выборочный контроль. | Просмотр презентации и ответы на вопросы. Изучают текст в учебнике, отвечают на вопросы, данные после текста. Выполняют упражнения. Знакомятся с материалом в учебнике стр.48-54 параграф 6, а затем учащиеся работают самостоятельно в тетрадях: стр.21 №1 и стр.30 №6 | уметь: делать сравнительный анализ. | Познавательные: уметь работать с новым материалом, анализировать, обобщать, устанавливать причину и выходящие из ние следственные связи. Коммуникативные: контролировать, корректировать, оценивать действия всех членов группы. Регулятивные:контролировать формы, способы действия, результаты работы с материалом в учебнике. |
VI. Контролирующее задание (12 мин) Цель:- осознать каждым учащимся степень усвоения пройденного материала на уроке | Подводя итог урока, предлагает ответить на вопросы теста и выполняет сразу взаимопроверку. | Осуществляют: самопроверку; взаимопроверку. Выполняют контрольный тест. На ваших партах лежит тест, в котором надо сопоставить педагога и его деятельность. | уметь: делать сравнительный анализ. | Регулятивные: выделяют и осознают усвоенный материал и тот еще, который надо изучить. Личностные: ученики подводят результаты своей работы. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели:- соотнести поставленные задачи с полученным результатом. VIII. Домашнее задание (1 мин) | Учитель знакомит учащихся с условиями игры: Я вам предлагаю немного поиграть в игру. Я называю вам слово учитель, а вы называете слова, какие ,по-вашему мнению, относятся к этому слову. Понравился вам урок? Какое у вас настроение? Как вы думаете, мы смогли ответить на наши вопросы, поставленные в начале урока? Выставление оценок Объяснение домашнего задания: параграф 6 стр.34-37 | Ребята называют слова по цепочке. Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Учащиеся оценивают свои конечные результаты пройденного урока, отмечают, что они смогли, а что не получилось и по какой причине. Домашнее задание параграф 6. Записывают домашнее задание. | уметь: организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; | Коммуникативные:умение с достаточной выражать полнотой и точностью свои мысли. Познавательные:рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: ученики подводят результаты своей работы. |
Таблица №1. Раздаточный материал. Выдающиеся педагоги России XIX века.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848гг.) | - противник сословного образования и воспитания - отстаивал необходимость всестороннего, гармоничного развития молодежи. - принцип гуманизма - Главной целью и средством воспитания являются: человечность, любовь к человеку, преумножение добра |
Александр Иванович Герцен (1812 - 1870гг.) | - советовал читать Гете, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, заниматься естественными науками и историей - изучать конкретные труды; - требовал больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где сокрыта гуманность, благородство, патриотичность. - Цель воспитания - борьба с общественным злом, воспитание гуманной, свободной личности стремящейся к преобразованию, воспитание любознательности, любви к труду. |
Николай Платонович Огарев (1813 - 1877гг.) | - Проект народной политехнической школы. - Обязанность учителя - всегда выказывать бесполезность и ненужность обмана и потом его подлость. Это единственный путь приучить к честности. - Естественные науки должен знать отлично, иметь привычку производить опыты. Хорошее поведение необходимо. |
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889 гг.) | - Цель воспитания - формирование личности живущей общественными интересами, борющейся за народное благо. - развил идею народности воспитания. - В нравственном воспитании большое значение отдавалось ТРУДУ. - Показателем зрелости человека является практическая деятельность, активность включения молодежи в борьбу за народное счастье, благосостояние. |
Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861 гг.) | - отстаивал самостоятельность и инициативность педагога. - учитель пользуется своим авторитетом только для того чтобы предоставить максимальную свободу, самостоятельность развитию детей, проявлению способностей и индивидуальных качеств. - Идеал воспитания - в удовлетворении естественных стремлений человека на основе антропологизма (где человек-целое, неразделенное существо). |
Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868 гг.) | - настаивал на изучении ребенка и защите его прав. - был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. - отвергал профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования. - считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной. |
Лев Николаевич Толстой (1829 - 1910 гг.) | - учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования. |