Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики
Кафедра специального дефектологического образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Логопедия»
на тему «Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи»
Выполнил:
студент 2 курса, гр. З-СДО-20/1у-Б
Цветанская Татьяна Николаевна
(ФИО студента)
Научный руководитель:
Старший преподавтель
(должность преподавателя)
Лондаренко Снежана Юрьевна (ФИО преподавателя)
Дата защиты ________________
Оценка _____________________
Подпись руководителя________
Донецк – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Теоретические представления о графомоторных навыках в литературе
1.2 Формирование графомоторных навыков в онтогенезе
1.3 Особенности формирования графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Характеристика контингента дошкольников экспериментальной группы
2.2 Задачи, организация и методика исследования графомоторных навыков дошкольников с нарушением речи
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования графомоторных навыков дошкольников с нарушением речи
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
3.1 Направления и содержание коррекционной работы, направленной на формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением речи
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента, проведенного после коррекционной работы, направленной на формирование графомоторных навыков
ВЫВОД
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха. В настоящее время уделяется много внимания образованию ребенка задолго до школы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Рекомендации М.М.Кольцовой и О.С.Бот заключаются в том, что работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми шести-семи месяцев и продолжать её до поступления ребёнка в школу.
Специалисты, которые работают с детьми, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие тонкости, выверенности и синхронности движений: что-то брать, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые функции рук, и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением выше указанных действий.
Проблеме развития графомоторной деятельности посвящаются работ около 42% - это трудности овладения письменной речью. Чтобы разобраться в причинах и выделить «фактор речи», необходимо оглянуться назад, ведь истоки школьных проблем – на раннем этапе, в дошкольном развитии ребёнка.
Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передать информацию на расстоянии и закреплять её во времени». Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. её механизм складывается в период обучения грамоте и совершенствуется в процессе всего дальнейшего обучения. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Следовательно, для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: фонетической, фонематической, лексико-грамматической, зрительного восприятия и двигательной функции руки. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени обладания навыков. В отличие от дошкольника, который «срисовывает» различные фигуры, узоры, буквы со всеми особенностями шрифта, начинающий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы. Суждения учёных позволяют нам иметь представление о том, что акт письма включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы (посадки), иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, элементы прилаживания к пространству (ориентировки) и т.д. Главным средством познания пространственных признаков становиться активное осязание руками вместе со зрением.
До настоящего времени остаются недостаточно раскрытыми многие вопросы, связанные с изучением формирования навыка письма у дошкольников с речевыми нарушениями. Недостаточно разработаны методы, не выработаны оптимальные пути формирования графомоторных навыков у детей с речевой патологией. Это и определило актуальность данного исследования.
Объект исследования - графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет исследования формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель данного исследования проанализировать и исследовать формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях нормативного речевого развития.
2. Подобрать материалы и методику обследования графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму у дошкольников с нарушением речи.
3. Проанализировать результаты обследования и описать особенности графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму у дошкольников с нарушением речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму у дошкольников с нарушением речи.
В качестве гипотезы исследования можно предположить, что предложенная комплексная работа по формированию графомоторных навыков, познавательной и речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями позволит корректировать формировния гравомоторных навыков на начальном этапе обучения письму у дошкольников с нарушением речи.
В процессе выполнения использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме, метод экспериментального исследования, метод анализа полученных данных в результате исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении научно-методической литературы по проблеме формирования графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушением речи и анализировании и обобщении материала по вопросам логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями.
Практическая значимость
заключается в подборе методик исследования, разработке и самоанализе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи первого уровня, разработке рекомендаций для педагогов и родителей.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
-
Теоретические представления о графомоторных навыках в литературе
Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна[17].
Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графомоторных навыков, является зрительно-слухо-моторная координация.
Е.В. Гурьянов (1954), М.М. Безруких (1991), С.П. Ефимова (1991), Е.В.Новикова(1998), Н.В. Новоторцева (2000), С.Е. Гаврина (2001) и др.[6;7;11] авторы, исследуя процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, доказали, что они зависят от сформированности:
- зрительного и двигательного контроля (зрительно-моторной координации); координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки;
- навыка произвольного изменения направления движения);
- пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения;
- глазомера);пространственных представлений (знания "телесной схемы";
- умения видеть графему и ее точное расположение;
- умения анализировать предмет, его изображение: процессы соизмерения);чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);"ручнойумелости" (развитой мелкой моторики);
- необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций) (Р.Е. Левина 1961); зрительного внимания.
Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительнопространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной способности, мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных представлений около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет, почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи [4].
Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторного компонента речи детей[10].
М.М. Кольцова и ряд исследователей считает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше [9].
Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук[14].
Н.Г. Агаркова разделяет понятия "графический" и "каллиграфический" навыки, так как понятие "графический" навык вбирает в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как "каллиграфический" навык характеризует лишь внешнее качество письма [3].
Таким образом, графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем сознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов), а каллиграфия - лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.
Графомоторные навыки представляют собой технику деятельности и процесса письма. Он имеет общую природу с двигательными навыками[18]. Правильно сформированные графомоторные навыки позволяют писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Рука пишущего при быстром, связном и достаточно сформированном письме совершает легкие, ритмичные колебания при помощи вращательного движения предплечья внутрь, в сторону корпуса. Неправильно сформированные графомоторные навыки создают комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Дополнительные трудности формирования графомоторных навыков возникают по причине того, что у ребенка 6-ти летнего возраста окостенение фаланг пясти и запястья рук еще не завершено, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, а также зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа[15].