Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Имея общие черты с двигательными навыками, графические навыки не является только двигательными. Своеобразие этих навыков в том, что с самого начала их формирования с определенным двигательным образом ассоциирует определенное смысловое значение буквы и совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Таким образом, процесс формирования графомоторных навыков подчиняется, с одной стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой - речевых интеллектуальных действий[16].

Для формирования навыка требуется, чтобы ребенок был подготовлен к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер. Функциональная база графомоторных навыков включает серийную организацию движений, зрительную память, зрительно-пространственную координацию, моторику. Рассмотрим роль и специфику данных компонентов.

1.2 Формирование графомоторных навыков в онтогенезе
Становление графомоторного навыка начинается с раннего возраста.

1 - 1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, движения его пока ограничены. Он получает радость и увлечен самим процессом. Может чертить беспорядочные линии.

К 2 - 3 годам ребёнок начинает держать карандаш сверху, также зажимая его в ладони. Сложные движения спонтанны и не ограничены ориентирами. В этом возрасте дети начинают воспроизводить простые формы, могут копировать круг.

С 3 лет линии приобретают осмысленность, они более определенны и менее разбросаны. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но имитируют движения плохо. Овалы пока неровные, но на рисунках их уже много. Может копировать крест. В этом возрасте ребенок может обводить простые фигуры по контуру, начинает рисовать человека, состоящего из трех частей - «головонога» (обычно из головы, глаз и ног).

В 3 - 4,5 года совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Дети уже умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дошкольники могут копировать квадрат, рисовать человека из шести частей, пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет дети хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, способны ограничивать их длину. Правильно держат карандаш. Раскрашивают простые формы. Рисунки приобретают детализированный и пропорциональный характер, становится больше цветов. Обнаруживаются явные отличия рисунков мальчиков 
(машины, самолеты) и девочек (куклы, наряды, цветы). Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети всё больше стараются писать буквы. Копирует заглавные печатные буквы [5].

В 6 лет дети пропорционально копируют простые геометрические фигуры, соблюдая их размер. Более четкими становятся штрихи, а овалы - завершёнными. Шестилетний ребенок умеет рисовать геометрические фигуры в тетради в клетку. Регулярные занятия рисованием повышают качество движений, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму [2, 12].

К 7 годам ребенок должен уметь свободно различать пальцы; полноценно владеть мелкой моторикой; копировать сложные рисунки и фигуры; проводить прямые горизонтальные, вертикальные и наклонные линии; хорошо рисовать овалы и линии с закруглениями; «видеть строку», писать в ней; видеть клеточки и точно вести по ним рисунок; уметь выполнять серию ритмически организованных графических движений.

Тонкая моторика кистей и пальцев рук

2 - 3 года. Дети могут захватывать предметы большим и указательным пальцами. Им доступно открывание крышек, игры с песком и глиной, использование ножниц.

В 3 - 4 года правильно определяет большой палец. Умеет поочередно загибать пальчики каждой руки, делать легкие удары кулаком по ладони, поочередно постукивать пальчиками по поверхности.

В 4 - 5 лет дети могут определять предметы в мешочке на ощупь, шнуровать ботинки, постукивать пальчиками начиная с мизинца, поглаживать все пальчики большим, чередовать два несложных движения. (Например, щепоть - ладонь).

К старшему дошкольному возрасту (5 - 6 лет) дети владеют всеми необходимыми навыками самообслуживания : застегивают пуговицы, завязывают шнурки, узелки и др. Принимают посильное участие в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п.

К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание зон коры головного мозга, отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Дети способны овладеть клавишной игрой на инструменте. Аккуратно вырезают картинки. Свободно различает все пальцы [7].

Зрительно - пространственное восприятие

В 3 - 4 года начинается дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Моторный репертуар ребенка расширяется и усложняется. Обогащается 

«схема тела», тонкая моторика, артикуляции, предметные действия. В этот период Б. А. Сазонтьев подчеркивает: основная трудность рисовальщика дошкольного возраста состоит в том, что у них еще не развито пространственное восприятие предмета и навыки изображения пространства на листе бумаги. Плоскость листа побуждает детей выделять плоскую грань предмета, либо развертывать рельеф видимой стороны предмета в плоский контур [1].

К 5 - 6 годам дети могут выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать предметы различной величины (до 10, размещая их по убыванию или возрастанию, различать круглую, квадратную и треугольную форму предметов, обозначать свое местоположение и предмета относительно других.

К 7 годам дети легко узнают предметы и картины со сложным сюжетом. Могут объединять группы предметов и удалять часть предметов из группы, находить части целого и целое по известным, сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры. Способны делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Видоизменять геометрические фигуры, ориентироваться в окружающем пространстве, на нелинованном листе бумаги и в клетку. Владеют пространственными понятиями: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, между, далеко, близко, широкий, узкий и т. д. [5]

Зрительно-моторная координация

Важнейшей функцией, от которой зависит графомоторный процесс, является зрительно-моторная координация.

В период от 1 года до 4 - 5 лет дети овладевают произвольной регуляцией движений руки. Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межанализаторная интеграция двигательных ощущений и зрительных образов. Рука как бы учит «глаз».

К 6 - 8 годам межанализаторная интеграция достигает наибольшего развития и зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и развитии соответствующих навыков [13].

Слухомоторная координация

В период 0 - 2 мес. дети начинают различать звуки в пространстве, узнавать голос матери, замирать при появлении нового звука.

К 2 годам формируется фонематическое восприятие.

К 5 - 6 годам ребенок полностью овладевает фонематической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами. В этом же возрасте дети могут воспринимать ритмы из 6 звуков, повторять их без ошибок.


К 7 годам уже хорошо воспринимают речевые инструкции без наглядного сопровождения. Справляются с письменными заданиями по речевой инструкции [5].

Зрительная память

Зрительная (образная) память появляется около 8 месяцев. Целенаправленное запоминание появляется в возрасте 5 лет. До этого времени ребенок запоминает непроизвольно. В основном произвольная память проявляется в игре.

К 5 годам ребенок способен запомнить 7 - 8 картинок из 10 - 15 предъявленных.

К 7 годам ребенок способен осознано запоминать информацию. В кратковременной памяти ребенок способен удержать от 5 до 8 картинок или слов. Таким образом, завершается дошкольный возраст, ребенок достигает необходимого уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости, которая предполагает сформированность пространственно- временного представления, зрительного и слухового анализа и синтеза, общей моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, зрительно- пространственных координаций, произвольного управления поведением [5].

Состояние графомоторных навыков находится на достаточно высоком уровне, однако их формирование завершается только к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению [2].


    1. Особенности формирования графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями


В настоящее время отмечается рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Также необходимо отметить, что дети, имеющие речевые нарушения, одновременно имеют и проблемы с развитием мелкой и общей моторики. Дети с речевыми нарушениями находятся в группе риска, так как освоение грамоты и письма является одним из основных условий успешности обучения в школе. Ввиду того, что письмо и чтение находятся в тесной взаимосвязи с речью, у детей с речевыми нарушениями возникает проблема в освоении. Для того, чтобы исправить данную ситуацию, не допустить развития нарушений и своевременно их исправить, организуется специальная коррекционная работа. В первую очередь коррекционная работа направлена на формирование у детей графомоторных навыков.

Оптимальным периодом для формирования графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями является период дошкольного возвраста, именно в этом возрасте необходимо развивать руку ребенка и готовить ее к письму.


Основные направления формирования графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями:

- Формирование токоординированных движений кисти и пальцев рук.

- Формирование зрительной и пространственной ориентировки.

- Формирование зрительной и моторной координации.

Вся коррекционная работа, по формированию графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями осуществляется в два этапа.

Первый этап – реализуется первое направление по формированию тонкоординированных движений пальцев и кисти рук. Основная работа заключается в проведении специальных занятий, которые включают в себя игры и упражнения по развитию ручной моторики. На данном этапе для работы используется следующее оборудование:

  • Мелкие предметы, разной формы, которые необходимо рассортировать по банкам или лоткам (пуговицы, бусинки, зерна, орешки и т.д.);

  • Нитки, проволочки или веревочки, которые необходимо наматывать на катушки или палочки;

  • Специализированные игрушки-шнуровки или дощечки, которые имеют несколько отверстий для продевания шнурков;

  • Разнообразные застежки, которые нашиты на ткань, задача ребенка их застегнуть, расстегнуть, завязать или развязать;

  • Наборы из лент и веревочек разной толщины и длины, которые дети должны завязывать, заплетать, развязывать и т.д.;

  • Прищепки, разноцветные палочки или специальные пластмассовые наборы;

  • Мозаики, конструкторы, пазлы и т.д.

Второй этап – включает в себя работу над формированием тонкоординированных графических движений. На этом этапе используются следующие упражнения:

  • Штриховка с разной силой нажима, в разных направлениях и с разной амплитудой;

  • Раскрашивание с ограничительными линиями и без них;

  • Копирование и обведение изображения по контуру;

  • Рисование и письмо по опорным точкам: дорисовка изображений;

  • Рисование на ограниченной поверхности по клеточкам;

  • Графические диктанты;

  • Выкладывание по контуру изображения ниток, веревочек и т.д.

В условиях формирования графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями прежде, чем организовать работу по формированию графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями, педагог должен убедиться в том, что соблюдены все необходимые требования и созданы нужные условия.