Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможные оценки - 0, 1 баллов
1 балл - нарисована непрерывная линия от точки до звездочки, изгиб или небольшой угол не влияет на оценку:
* если ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;
* если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.
0 баллов
* если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а так же если сделаны исправления;
* если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более 0,5 см от стимулирующих точек;
* если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз).
Задание 2. «Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Нарисуй середину первой линии, а затем - второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш».
Возможные оценки - 2,1,0 баллов 2 балла
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
* если нарисована непрерывная линия от середины левой линии до середины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;
* если ребенок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;
* если линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см. от середины стимулирующих точек сверху или снизу.
1 балл
* если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем 0,5 см., но не более чем на 1 см;
* если нарисованная линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см.
0 баллов
* если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а так же с небольшими исправлениями;
* если линия выходит за пределы стимулирующих линий, начинается или заканчивается на расстоянии более чем 1 см. от стимулирующих линий.
Задание 3. «Посмотри, вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки».
Возможные оценки - 2, 1, 0
2 балла
* если нарисована непрерывная линия посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или небольших отклонений, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;
* если ребенок отрывал карандаш, но линия непрерывная, без явных разрывов и острых углов;
* если линия короче или длиннее стимулирующих линий не более чем 0,5 см.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
1 балл
* если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий;
*если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см.
0 баллов
* если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий;
* если видны разрывы или острые углы;
* если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см.;
* если нарисованная линия короче стимулирующих линий (справа или слева) более чем на 0,7 см.;
* если линия нарисована неровно, толчками, явно заметен тремор.
Задание 4. «Здесь тоже нарисованы точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз».
Возможные оценки 1, 0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания 1.
Задание 5. «Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаша от бумаги, и соедини середину верхней полоски с серединой нижней».
Возможные оценки 2, 1, 0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания 2
Задание 6. «Проведи вертикальную линию посередине дорожки сверху вниз. Не задевай края дорожки. Закончив, отложи карандаш».
Возможные критерии оценок 2, 1, 0
Критерии оценок аналогичны критериям задания 3.
Задания 7-12. «Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся передать правильно форму и размер
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
фигур. Фигуру обводи и рисуй, только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш».
Задание 7. Возможные оценки 2, 1, 0 баллов
2 балла
* если фигура обведена правильно, по направлению стрелки, без отрывов, видимых обводок, углов или отклонений, а самостоятельно нарисованные фигуры не отличаются от заданной по размеру и форме;
1 балл
* если фигура обведена правильно, но линия отклоняется от стимулирующей незначительно;
* если самостоятельно нарисованные фигуры отличаются от заданной незначительно по размеру и форме;
* если при обведении фигуры или рисовании линии ребенок отрывал карандаш, но выполнил работу с небольшими нарушениями (углами или разрывами).
0 баллов
* если фигура обведена не по направлению стрелки, с большими отклонениями от стимулирующих линий, с явными разрывами или углами;
* если ребенок не смог уловить конфигурацию стимулирующей фигуры;
* если самостоятельно нарисованные фигуры значительно отличаются от стимулирующей по форме и размеру;
* если самостоятельно нарисованные фигуры выполнены с явными разрывами, углами.
Задание 8. Возможные оценки 2,1,0
Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но учитывается расположение рисунка в строке.
1 балл
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
*если самостоятельно выполненный рисунок выходит за ограничительные линии, но менее чем на 0,5 см.
0 баллов
*если самостоятельно выполненный рисунок выходит за пределы ограничительных линий более чем 0,5 см.
Задание 9 . Возможные оценки 2,1,0 баллов 2 балла
* если стимулирующие линии обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов, углов или явных отклонений; самостоятельно ребенок нарисовал линии без разрывов, в правильном направлении и правильно расположил линии в пространстве.
1 балл
* если самостоятельно нарисованные линии выполнены с небольшими отклонениями от заданного образца;
* если самостоятельно нарисованные линии незначительно отклонены от заданного направления.
0 баллов
* если стимулирующие линии обведены с большими разрывами, имеют обводки или углы, а самостоятельно проведенные линии тоже выполнены с этими же нарушениями;
* если ребенок соединил стимулирующие линии и самостоятельно рисует одну изогнутую линию;
* если ребенок рисует самостоятельные линии в противоположном направлении (не по стрелкам) или рисует «зеркальное отражение»;
* если самостоятельно нарисованные линии выполнены с большими отклонениями от заданного образца.
Задание10 . Возможные оценки 2, 1.0 баллов
-
балла
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
* если ребенок обвел контрольные и самостоятельно нарисованные линии правильно по направлению стрелок, без разрывов, углов, обводок или отклонений;
* если размер или форма самостоятельно нарисованных линий отличается от контрольной незначительно.
1 балл
* если ребенок обвел контрольные и самостоятельно нарисовал линии, имеющие небольшие отклонения от образца;
* если самостоятельно нарисованные линии выступают за границу строки более чем 0,5 см.
0 баллов
* если ребенок обвел контрольные и самостоятельно нарисовал линии с разрывами, углами или обводками;
* если ребенок самостоятельно рисует линии не по направлению стрелок;
* если ребенок не может воспроизвести заданный образец;
* если ребенок не смог правильно выделить 2 прямые линии, а рисует линии как 2 изогнутые или четыре короткие прямые линии.
Задание 11 . Возможные оценки 2,1,0 баллов Критерии оценок аналогичны критериям задания 7
Задание 12. Возможные оценки 2,1,0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но учитывается расположение рисунка на строке.
Задания 13-16. «Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию надо вести только в том направлении, в каком показывает стрелка. То есть, как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Закончив, отложи карандаш».
Задание 13. Возможные оценки 2,1,0 баллов
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
2 балла
* если контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов и отклонений.
1 балл
* если при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжает работать без отрыва
0 баллов
*если при обведении контрольной фигуры ребенок отрывает карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии обводки;
* если при обведении контрольной фигуры ребенок, «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.
Задания 14-16. Возможные оценки 2,1,0 баллов Критерии оценок аналогичны критериям задания 13. Интерпретация результатов.
Далее полученные баллы по каждому из заданий суммируются.
Максимальное количество набранных баллов равняется 30.
Для детей в возрасте 6,6-7 лет уровни выполнения методики таковы 30-20 баллов - очень высокий уровень;
20-15 баллов - высокий уровень; 15-12 баллов - средний уровень; 12-9 баллов - низкий уровень; ниже 9 - очень низкий уровень.
2. Графическая проба (А.Р. Лурия) (1-2 вариант - рисование простых узоров)
Данное исследование осуществлялось в соответствии с методикой нейропсихологического обследования А.Р. Лурия и адаптированной для детей 6-7 лет в лаборатории нейропсихологии МГУ.
Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Инструкция: «Продолжи мой узор». Ребенку предлагается рисовать заданный узор. Оценка результатов:
4 балла - ребенок хорошо справился с заданием;
3 балла - в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги;
2 балла - нарушение плавности, микро- и макрографии;
1 балл - нарисованный узор не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам;
0 баллов - ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).
Уровни выполнения методики
4-3 балла - высокий уровень 3-2 балла - средний уровень 2-1 балл - низкий уровень
Ниже 1 балла - несформированность навыка. 3.Графический диктант
Данная методика используется для оценки состояния графо-моторных программ.
Материал для обследования состоит из 4 диктантов, первый из которых тренировочный, носит обучающий характер.
Дети выполняют задание на листах в клетку с заранее отмеченной точкой
- началом диктанта.
Инструкция:
Вариант диктанта №1 «Начнем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
Вариант №2 «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна