Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подготовка к осуществлению работы по формированию графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями:
1. Убедиться в том, что дети правильно держат в руках карандаш (ручку).
2. Правильно подобрать средство для проведения работы. Например, если необходимо увеличить нагрузку на кисть ребенка, то использовать следует не краски или фломастеры, а грифельные карандаши.
3. При выборе средства для рисования (карандаши, кисти, ручки, фломастеры и т.д.), убедиться, что они соответствуют всем необходимым требованиям, удобны в использовании и не окажут на кисть ребенка негативного влияния. Например, если карандаш слишком короткий, то его неудобно держать, ребенок «подстраивается» под короткий карандаш, что может привести к деформации кисти.
4. Соблюдение правильной осанки, для этого педагогу нужно удостовериться, что высота стула и стола соответствуют всем нормам и ребенку не приходится слишком наклоняться над столом или напротив, вытягиваться.
5. Правильное освещение. Свет на лист бумаги должен падать не со сторон той руки, которой пишет ребенок, а с противоположной.
6. Непрерывная графическая нагрузка на ребенка не должна превышать более 5 минут, а общая продолжительность занятия зависит от возраста детей, уровня и темпа их развития.
7. На протяжении всего занятия по формированию графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями, необходимо уделять должное внимание гигиеническим правилам письма.
Гигиенические навыки письма, соблюдаемые при формировании графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями:
-
За столом следует сидеть прямо и не касаться его грудью; Ноги должны стоять на полу ровно; -
Расположение рук на столе: правая рука свободно двигается, а левая придерживает лист бумаги; -
Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола; -
Точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам – взрослый помогает. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.2 Характеристика контингента дошкольников экспериментальной группы
Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили дошкольники с речевыми нарушениями Муниципального бюджетного дошкольном образовательном учреждении «Ясли-сад комбинированного типа № 308 города Донецка»
В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико- педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование дошкольников.
Изучение документации и анкетных данных показало, что имеют место: особенности протекания беременности (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.), отклонения во внутриутробном развитии. Роды отмечались у 2-х женщин раньше срока, остальные срочные. В патологии родов были отмечены: асфиксия у 4-х детей. Пять детей из десяти в возрасте до года наблюдались у невропатолога с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия). В раннем речевом развитии отмечалась некоторая задержка. Первые слова у большинства детей появились в 1,1-1,3 года, 5 детей в 3 года уже пользовались фразовой речью, но мамы отмечали, что речь смазана и непонятна. У большинства дошкольников экспериментальной группы (7 человек) отмечалась задержка сложных локомотивных функций: дети начали ходить в возрасте 1,2-1,3 года. Родители отмечают моторную неловкость детей: они быстро устают во время ходьбы, много спотыкаются, падают, плохо прыгают. Часто отмечается замедленность действий детей.
В заключениях специалистов (отоларинголог, невропатолог) патологии не выявлено.
В ходе проведения психолого-педагогического и логопедического обследований были установлены особенности речевого развития дошкольников, а также недостаточная сформированность моторной сферы, в том числе, моторики рук. При обследовании артикуляционного аппарата у детей отмечалась возможность выполнения всех артикуляционных проб, но при анализе качества выполнения этих движений была выявлена смазанность, нечеткость артикуляции, снижение амплитуды движений, кратковременность удержания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падало.
Изучение дошкольников с нарушением речи показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата отмечается и отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики. При выполнении сложных двигательных актов, проявлялась моторная недостаточность, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. При проведении проб-тестов пальцевой гимнастики дети затруднялись выполнять движения по подражанию, например «замок», «колечки» и другие упражнения. Все это не может не отразиться на письме.
При обследовании звукопроизношения выявлялись: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков. Наиболее распространенным нарушением оказался дефект произношения свистящих и шипящих звуков, нарушения произношения соноров [р] и [л]. Достаточно часто отмечалось межзубное, щечное произношение. Характерно, что такие нарушения нестабильны и зависят от различных условий (например, от позиции звука в слове).
Дети испытывали трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры, упрощали звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
При исследовании фонематического восприятия отмечается искажение, упрощение и уменьшение количества слогов при воспроизведении серии из трех слогов. Исследование способности звукового анализа и синтеза выявило недостаточную сформированность навыка.
В психолого-педагогических характеристиках таких детей отмечается неустойчивость внимания, низкая работоспособность, особенности зрительного и тактильного восприятия, особенности некоторых видов памяти и мышления, недостаточный уровень развития общей и мелкой моторики.
Таким образом, по логопедическому заключению экспериментальную группу составили дети с общим недоразвитием речи.
Контрольную группу составили 10 детей с нормальным речевым развитием.
Данное заключение обосновано тщательным изучением медицинских карт дошкольников, где не было выявлено органических поражений головного мозга, психолого-педагогической характеристикой воспитателей и психолога, в которой отмечались достаточно сформированные эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы, обследованием логопеда, в котором не выявилось нарушений в развитии речи.
2.2 Задачи, организация и методика исследования графомоторных навыков дошкольников с нарушением речи
Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольников с нарушения речи в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием.
Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы детей.
В экспериментальную группу вошло 10 дошкольников с нарушением речи в возрасте 6-6,5 лет. Из них 6 мальчиков и 4 девочки. Экспериментальную группу составили праворукие дети.
В контрольную группу вошло 10 дошкольников в возрасте 6-6,5 лет. Из них было 4 мальчика и 6 девочек с нормальным речевым развитием.
Для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс письма, использовались методики и тесты М.М. Безруких, А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого.
Экспериментальное изучение было направлено на исследование собственно графомоторных функций, зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, моторики и серийной организации движений.
Исследование графомоторных функций проводилось при использовании следующих методик: методика оценки графо - моторных функций по М.М. Безруких, выполнение графических проб (А.Р. Лурия), графический диктант.
-
Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) -
Исследование моторики
По Н.И. Озерецкому предложено 6 тестов на исследование моторики: исследование статической координации, динамической координации и соразмерности движений, скорости движений, двигательной памяти, одновременности движений, отчетливости движений. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Исследование серийной организации движений проводилось при использовании следующих методик: проба на динамический праксис, проба на реципрокную координацию движений, графическая проба А.Р. Лурия (рисование простых узоров).
-
Исследование зрительно-пространственного восприятия проводилось при использовании следующих методик: методика «домик», опознание незаконченных изображений, опознание наложенных изображений, проба Хеда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) -
Исследование зрительной памяти
Исследование зрительной памяти проводилось при использовании следующих методик: методика оценки зрительной памяти, запоминание 6 картинок, сюжетная картинка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования графомоторных навыков дошкольников с нарушением речи
Методика оценки графомоторных функций по М.М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7-13 отмечались следующие особенности выполнения: фигура-образец
обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13-16 наблюдались особые выраженные трудности: фигура-образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.
При выполнении графической пробы (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с нарушением речи допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора волнистой линией. Так же замечено, что ученики экспериментальной группы плохо «держат» строчку. Контрольная группа хорошо справилась с заданием. Линии четкие, узор соответствует заданному образцу по форме и величине.
Достаточно сложным заданием оказалась методика графический диктант для детей дошкольного возраста экспериментальной группы. Дети контрольной группы хорошо справились с заданием. Наиболее трудными для детей экспериментальной группы оказались 1 и 3 диктанты, не считая тренировочного. Отмечалось многократное повторение одной серии элементов вместо программы из 2-х звеньев, а также трудности ориентировки право - лево, в связи с чем, пропускалась часть инструкции «одна клеточка налево» и узор приобретал совершенно другую форму, несмотря на то, что первый элемент узора был правильно воспроизведен. Так же отмечалось несоблюдение строки и разрывы линий.
Таблица 1
Результаты выполнения проб, направленных на исследование графо-моторного компонента, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп
Название текста | Среднее количество баллов | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Беззруких | 10,7 | 20,1 |
Графическая проба по А.Р. Лурия (1 и 2 вариант рисования простых узоров) | 2,2 | 3,5 |
Графический диктант | 5,5 | 11,5 |
Итого: | 18,4 | 25,1 |