Файл: Ознакомление с организацией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный приказ в государственной регистрации не нуждается), для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), приказываю:

  • Включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс считать формой N 1, Отчет о прибылях и убытках - формой N 2. Включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала считать формой N 3, Отчет о движении денежных средств - формой N 4, Приложение к бухгалтерскому балансу - формой N 5, Отчет о целевом использовании полученных средств - формой N 6.

Организациям, получающим бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год.


  1. Организация первичного учета и документооборота. Организация складского хозяйства

    1. Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций

 Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:

  • в целом по строительству и по отдельным объектам (зданиям, сооружениям и др.), входящим в него;

  • по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости.

При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.


Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете «Капитальные вложения». На этом счете отражаются инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах соответствующего наименования: «Строительство объектов основных средств»; «Приобретение отдельных объектов основных средств»; «Приобретение земельных участков»; «Приобретение объектов природопользования» и «Приобретение нематериальных активов», независимо от источников их финансирования.

    1. Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств

Приемка в эксплуатацию ОС на предприятиях осуществляется комиссией.

Поступление ОС записывается в акте приемки-передачи ОС, который составляется в 1 экземпляре. В нем дается подробная характеристика объекта. К акту прилагается техническая документация( паспорт, спецификация), акт утверждается руководителем и передается в бухгалтерию. Аналитический учет ведется по каждому инвентарному объекту. На каждый объект открывается инвентарная карточка. Для учета ОС по месту их эксплуатации ведут инвентарный список, внутреннее перемещение ОС оформляется накладной. Для учета ОС предназначен активный счет 01. Учет ведется по первоначальной стоимости. По дебету отражается поступление ОС, а по кредиту – их выбытие.

ОС поступают 3 способами:

  1. в качестве вкладов учредителей уставной капитал. Оценка производится по договоренности сторон.

Д01 – К75 – поступили ОС от учредителей

Д18/1 – К75 – на входной НДС

Д75 – К80 – стоимость ОС включена в уставной капитал

2. ОС могут приобретаться со стороны за денежные средства

Последующая оплата:

Д01 – К60 – поступили ОС от поставщиков

Д18/1 – К60 – поступил входной оплаченный НДС

Д60 – К51- заплатили поставщикам

Пред. Оплата:

Д60 – К51 – выдали аванс поставщику

Д18/1 – К60 – поступил входной НДС

Д01 – К60 – поступили ОС от поставщиков

3.безвозмездно поступившие ОС

Д01 – К83 – поступили ОС безвозмездно по остаточной стоимости

Д01 – К02 - поступили ОС на сумму износа

Все операции, связанные с выбытием ОС отражаются на счете 90. По кредиту собираются все доходы, а по дебету– расходы

ОС выбывают в результате:

  1. Безвозмездной передачи, которая оформляется актом приемки – передачи

  2. Ликвидации ОС – выбытие ОС вследствие их морального и физического износа. Для списания создается комиссия, которая составляет акт

  3. Реализации, которая оформляется ТТН -1


Д91-К01 – списана первонач.

Стоимость ОС Д02-К91 – списан начисленный износ

Д91-К70 – начислена з/п за демонтаж

Д51-К91 – получена выручка от реализации ОС

Д91-К99 – получена прибыль от реализации ОС

    1. Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств

В бухгалтерском и налоговом учете существует разные правила начисления амортизации основных средств.

Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету пункт 21 ПБУ 6/01.

Для учета основных средств Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее – План счетов), предназначен счет 01 «Основные средства». Суммы начисленной амортизации отражаются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

В соответствии с пунктами 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н, расходы в виде амортизационных отчислений для организации являются расходами по обычным видам деятельности.

Способами начисления амортизации в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 18 ПБУ 6/01 можно производить одним из следующих способов:

  • линейный способ;

  • способ уменьшаемого остатка;

  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Определение срока полезного использования объектов основных средств, согласно пункту 20 ПБУ 6/01 производится исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Все организации должны начислять амортизацию по своим основным средствам не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете.

При помощи амортизации стоимость основных средств организации постепенно переносится на себестоимость продукции (работ, услуг).

В налоговом учете эти основные средства не амортизируются только при определенных условиях. Так, объекты лесного или дорожного хозяйства не амортизируются, если построены за счет бюджетных средств. Основные средства некоммерческих организаций – приобретенные за счет целевых поступлений и используемые для некоммерческой деятельности. Продуктивный скот не амортизируется, за исключением рабочего скота. А по объектам жилищного фонда, которые используются для извлечения дохода, амортизация начисляется.


Принят бухгалтерский учет и порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете начисление амортизации по основным средствам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их принятия к учету. На это указано в пункте 21 ПБУ 6/01. Таким образом, начислять амортизацию организация должна со следующего месяца после того, как в учете организации была сделана проводка:

Дт 01   Кт 08 – принят к учету объект основных средств.

Таким образом, если основное средство в эксплуатацию еще не введено (например, находится на складе), в налоговом учете амортизация по нему не начисляется.

Если право собственности на основное средство требует государственной регистрации, то амортизация по нему начисляется несколько иначе.

В бухгалтерском учете – после ввода в эксплуатацию. На это указал Минфин в письме от 08.04.2003 года № 16-00-14/121. В налоговом учете – после подачи документов на госрегистрацию и ввода в эксплуатацию. Об этом сказано в пункте 8 статьи 258 НК РФ.

Начисление амортизации прекращается в налоговом учете так же, как в бухгалтерском. Это произойдет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство полностью самортизируется или будет списано с баланса организации (например, продано).

После того как вся стоимость основного средства самортизирована, оно числится в учете организации по нулевой стоимости.

Способы начисления амортизации в налоговом учете всего два метода амортизации: линейный и нелинейный.

Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, можно использовать линейный метод. Однако, выбрав для налогового учета нелинейный метод, организация может в первые годы эксплуатации основного средства уменьшить облагаемую налогом прибыль в большей сумме.

Выбранный способ амортизации организация обязана применять весь срок службы основного средства.

Кроме того, выбранный метод следует закрепить в учетной политике организации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

Если в классификации срок полезного использования для какого-либо основного средства не указан, то организация может установить его на основании технической документации (паспорта, описания, инструкции по эксплуатации и т. д.).

Если же сроки не указаны и в технической документации, то следует обратиться с запросом к изготовителю. Самостоятельно установить срок полезного использования организация не может. На это указали налоговики в подпункте 3 пункта 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ. Они утверждены приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729.


Амортизацией основного средства принято называть процесс возмещения затрат на его приобретение в течение срока полезного использования объекта, а суммы, которые ежемесячно возмещаются - амортизационными отчислениями. Первичным документом является расчет бухгалтерии, составленный в произвольной форме.

Величина амортизации существенно влияет на налоговые платежи. Например, остаточная стоимость основных средств включается в налоговую базу по налогу на имущество и, следовательно, влияет на величину этого налога. А остаточная стоимость рассчитывается как разность между первоначальной стоимостью и амортизацией.

В налоговом учете ПБУ 6/01 на сегодняшний момент - не единственный документ, регулирующий порядок начисления амортизации, согласно которому организация вправе выбрать самостоятельно способ начисления амортизации. Действует еще и глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организации». Для целей налогообложения прибыли предприятие имеет право выбора между двумя методами начисления амортизации: линейным и нелинейным.

Линейный способ начисления амортизации для целей налогообложения прибыли очень похож на бухгалтерский линейный способ. Однако в бухучете предприятие самостоятельно устанавливает срок полезного использования объекта, а в налоговом учете этот срок устанавливается в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, которой, кстати, не запрещено пользоваться и для целей бухучета.

В бухучете определяется годовая норма амортизации, а в налоговом - ежемесячная.

Единые нормы амортизационных отчислений четко определяли годовую норму амортизации и срок полезного использования основных средств. Классификация основных средств дает большую свободу организациям в определении срока полезного использования. При этом предпочтительнее выбирать линейный предел в рамках определенной амортизационной группы. Это поможет увеличить сумму амортизации и, соответственно расходы, уменьшающие прибыль, а следовательно максимально снизить налогооблагаемую прибыль и уплачиваемый налог на прибыль.

    1. Бухгалтерский учет нематериальных активов

НМА в бухгалтерском учете – это объекты интеллектуальной собственности, компьютерные программы, изобретения, производственные секреты, патенты, имущественные и авторские права, товарные марки и бренды. Учет этих активов осуществляется по аналогии с учетом основных фондов. Их стоимостное выражение фиксируется по дебету счета 04 «НМА», при поступлении подобного имущества оформляется