Файл: Ознакомление с организацией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учетная карточка на объект НМА, а на ввод его в эксплуатацию оформляют акт приема-передачи имущества. Как и ОС, объекты НМА подвержены изнашиванию и отражается износ накоплением расчетных сумм по кредиту сч. 05 «Амортизация НМА».

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по критерию эффективности их использования в производственном процессе, что означает непосредственную полезность актива для фирмы. Опираясь на этот фактор, комиссия, утвержденная руководством компании, определяет ожидаемую выгоду от использования объекта НМА и сроки его продуктивной работы.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является отдельный объект НМА. Т.е. на каждый объект комиссией составляется протокол, заводится карточка с указанием характеристик, стоимости, СПИ и нормы амортизационных отчислений. Все изменения, например, внутренние движения, продажа, реконструкция, находят отражение в этом учетном документе.

Нематериальный актив может создаваться или приобретаться фирмой. Первоначальную стоимость объекта формируют собственно цена объекта, расходы по его регистрации, различные пошлины, другие затраты на приобретение. Бухучет НМА осуществляется фиксацией операций:

  • Дт 62, 76 Кт 51 – сумма покупки (учитывая НДС);

  • Дт 08 Кт 62, 76 – собирается общая стоимость актива, как то: капвложения в собственно НМА, затраты на покупку и др.;

  • Дт 19 Кт 62,76 – НДС на покупаемый объект;

  • Дт 68 Кт 19 – НДС к вычету;

  • Дт 04 Кт 08 – ввод НМА в работу;

Отражение износа:

  1. с применением сч. 05

  • Дт 20, 23, 44 Кт 05 – на сумму рассчитанной нормы износа для НМА, используемого в фирме;

  • Дт 91 Кт 05 – для актива, используемого арендатором.

  1. без применения сч. 05

  • Дт 20, 23, 44 Кт 04

Выбытие НМА, выработавших свой ресурс, реализованных или переданных безвозмездно, отражается на сч. 91. Проводки при списании НМА с оставшейся несамортизированной стоимостью таковы:

  • Дт 05 Кт 04 – на сумму износа;

  • Дт 91 Кт 04 – на сумму остаточной стоимости;

  • Дт 99 Кт 91 – отражение убытка от выбытия.

Проводки при продаже НМА:

  • Дт 05 Кт 04 – списан износ;

  • Дт 91 Кт 04 – отражена остаточная стоимость;

  • Дт 62 Кт 91 – счет на сумму договора продажи;

  • Дт 91 Кт 68 – НДС от суммы соглашения;

  • Дт 51 Кт 62 – поступление выручки на р/счет.

    1. Бухгалтерский учет финансовых вложений и ценных бумаг

Бухгалтерскому учету в составе рассматриваемого показателя подлежат:


  • ценные бумаги с установленными сроками и стоимостью погашения;

  • вклады в капиталы иных предприятий и организаций;

  • выданные займы (за исключением беспроцентных) и депозиты;

  • приобретенная дебиторская задолженность и др.

Инвестиции и активы подлежат учету в составе финансовых вложений, если они:

  • документально подтверждены;

  • по ним предполагается несение финансовых рисков;

  • направлены на извлечение прибыли.

Так, об учете финансовых вложений гласит ПБУ 19/02.

Не относятся к этому показателю:

  • выкупленные для аннулирования или последующей продажи собственные акции предприятия;

  • выданные в правоотношениях купли-продажи и оказания услуг векселя;

  • инвестиции в имущество, переданное в аренду за определенную плату;

  • драгоценности, картины и т.п., если их приобретение не имеет отношения к обычной деятельности предприятия;

  • основные средства, МПЗ и НМА.

Текущий учет финансовых вложений и ценных бумаг ведется на счете 58 "Финансовые вложения". Одновременно депозитные вклады подлежат учету на субсчете 55-3 "Депозитные счета".

В аналитическом учете по ценным бумагам должны быть отражены сведения о:

  • наименовании эмитента;

  • названии и реквизитах ценной бумаги;

  • стоимости;

  • общем количестве;

  • дате приобретения и выбытия;

  • месте хранения.

Российскими организациями финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В составе затрат учитываются:

  • уплаченные суммы по контрактам;

  • стоимость различных услуг, связанных соответствующими инвестиционными вложениями;

  • вознаграждения для посредников;

  • иные затраты на финансовые вложения.

Чтобы правильно установить стоимость финансовых вложений для целей бухучета, применяются все доступные источники.

Один вид активов обращается на рынке. Такие инвестиционные вложения подлежат учету и отчетности по завершении соответствующего года по текущей рыночной стоимости. Она определяется путем корректировки стоимости, определенной на предыдущую отчетную дату. Такая корректировка производится на выбор организации:

  • либо раз в месяц;

  • либо раз в квартал.

Другие активы на РЦБ не обращаются. Они учитываются на отчетную дату согласно первоначальной стоимости. По ним предусмотрена необходимость:



  • вести контроль обесценивания;

  • вводить резерв под обесценение.

При обесценении финансовых вложений следует провести анализ причин, послуживших основанием для соответствующего результата. С этой целью нужен контроль над всеми финансовыми инвестициями, по которым не учитывается текущая рыночная стоимость, если по ним есть признаки обесценения.

К счету 59 создается аналитический учет. Стоимость вложений, в отношении которых создан такой резерв, соответствует балансовой за минусом соответствующих резервов.

Согласно разд. IV ПБУ 19/02 учет выбытия финансовых вложений осуществляется при:

  • погашении;

  • продаже;

  • безвозмездной передаче и т.п.

Выбытие соответствующего актива, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, учитывается:

  • либо по первоначальной стоимости;

  • либо по средней первоначальной стоимости;

  • либо способом ФИФО.

При выбытии финансовых вложений в учете делаются проводки: Дт 76 — Кт 91 (учтен доход от реализации), Дт 91 — Кт 58 (списана первоначальная стоимость), Дт 51 — Кт 76 (поступление денежных средств).

    1. Бухгалтерский учет материально – производственных запасов

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» №5/01, материально-производственные запасы (МПЗ) - это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг для продажи; предназначенная для продажи; используемая для управленческих нужд организации. К МПЗ относят только те активы, которые служат менее года.

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом определение фактической себестоимости зависит от порядка поступления МПЗ в организацию.

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:

  • - используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);

  • - предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

  • -используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Основная часть МПЗ используется в качестве предметов труда и в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.


Классификация материалов. В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).


Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета:

  • 10 «Материалы»;

  • 11 «Животные на выращивании и откорме»;

  • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

  • 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

  • 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

  • 41 «Товары»;

  • 43 «Готовая продукция»;

забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», забалансовый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию».

Как уже указывалось, к счету «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

«Сырье и материалы»;

«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

«Топливо»;

«Тара и тарные материалы»;

«Запасные части»;

«Прочие материалы»;

«Материалы, переданные в переработку на сторону»;

«Строительные материалы»;

«Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.;

«Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

«Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

На малых предприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

При использовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки.

Единицей учета материальных ценностей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер.

    1. Бухгалтерский учет кассовых операций, денежных средств на расчетных счетах

Прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам, выдача наличных денег - по расходным кассовым ордерам или по другим документам, оформленным надлежащим образом. Такими документами могут быть платежные ведомости, заявление на выдачу денег, счета и т. п.

Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а лицу, внесшему деньги в кассу, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. На расходных кассовых ордерах должна присутствовать подпись руководителя организации и главного бухгалтера или уполномоченного лица. Подпись руководителя может быть необязательной, если имеется разрешительная подпись об оплате на прилагаемых к расходному кассовому ордеру документах. Выдача денег производится по документам, удостоверяющим личность получателя. Данные этих документов заносятся кассиром в расходный кассовый ордер.