ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Межплеменные противоречия в Израиле (израильско-иудейское противостояние), сложности взаимодействия царской власти с военной знать и жречеством, собственно культовые проблемы. На фоне развернувшегося религиозного поиска и усиления противостояния храмов разных божеств друг другу и военной знати и сформировался “жреческий монотеизм” (жрецы Яхве настаивали на необходимости обеспечить этому божеству исключительное положение в израильско-иудейском культе и исключение почитания других богов). Формирование концепции соединения царской власти и высшей жреческой. В то же время социальные противоречия общества вызвали мощный общественно-идеологический процесс – “пророческое движение” 8-6вв. до н.э. Выработалась концепция Яхве как абстрактного, абсолютного и универсального божества. Этот “пророческий монотеизм” составил в процессе ядро иудаизма.
Карфаген в 9-3вв. до н.э.
Из всех финикийских колоний наибольшего экономического процветания и политического могущества достиг Карфаген (новый город), основанный выходцами из финикийского города Тира в конце 9в. до н.э. В середине 7в. до н.э. начинается период превращения Карфагена в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья. Насильственному объединению финикийских колоний вокруг Карфагена способствовало несколько причин: ослабление политических связей с метрополией, вызванное зависимым положением городов Финикии от Ассирии и Персии; энергичная колонизация южной Италии – Сицилии, Западного Средиземноморья греками, грозившее утвердить их влияние на наиболее выгодных торговых и морских путях; внутреннее развитие финикийских колоний Западного Средиземноморья, требовавшее известной координации и совместных действий.
Так Карфаген начинает активную внешнюю экспансию. Она выражалась в выведении карфагенских колоний в разные части Западного Средиземноморья и в установлении протектората над существовавшими там финикийскими колониями (г. Эбес – Питиусские острова близ Испании), утверждение власти Карфагена на юге Пиренейского полуострова. Активная политика Карфагена на Сицилии. Таким образом, к середине 4в. до н.э. Карфаген стал центром крупного государственного объединения, владения которого раскинулись на юге Испании, на западе Сицилии, на Питиусских островах и в Северной Африке. Был заключен союз с Персией и племенами этрусков, живших в центральной Италии.
Наибольший расцвет Карфагена – с середины 5в. до н.э.-3в. до н.э. Потерпев неудачу в Сицилии, Карфаген перенес основное направление своей внешней политики в Северную Африку. Ему удалось победить местные племена и подчинить их себе. Карфагеняне начали колонизацию как побережья современного Туниса и Алжира, так и внутри этих стран, в также территории Марокко и Мавритании. Захват обширных территорий в Африке и вместе с прежними владениями на юге Испании, о. Сардиния и на западе Сицилии превратил это государство в
обширную империю с многочисленным населением, создали основу экономического расцвета и политического могущества.
Социально-экономические отношения. Карфаген – центр посреднической торговли. Крупный ремесленный центр. Имел военно-морской флот, развито кораблестроение. Территории, богатые рудами. Развитие интенсивного сельского хозяйства (хлебопашество).
Карфагенское общество 6-3вв. до н.э. сочетало элементы рабства античного типа и некоторые особенности, свойственные древневосточному обществу (значительную роль в производстве и социальной организации играло зависимое население, жившее в условиях общинного строя и эксплуатировавшееся как отдельными представителями карфагенской аристократии, так и государством в целом).
При наличии оформившихся прослоек аристократии и подневольных работников в Карфагене можно выделить также свободных мелких производителей в ремесле, и зависимое сельское население на захваченных территориях. Верхушка общества состояла из крупных землевладельцев, собственников рабских мастерских, оптовых торговцев, жречества. Важная черта – в Карфагене не был развит бюрократический аппарат. Экономическое процветание вело к жестокой эксплуатации многочисленных рабов и зависимого местного населения.
Политическое устройство. Олигархия, выражавшая интересы узкой группы богатейших карфагенских семей. В 5-4вв. до н.э. верховными должностными лицами были два суфета, избиравшихся на один год и наделенных высшей гражданской властью. Все государственные дела решались на Совете 30 и совете старейшин. Высшим контрольным органом был совет 104, которому принадлежали судейские функции. Созывалось и народное собрание, состоявшее из лиц, имеющих звание гражданина Карфагена. Но всеми делами вершила карфагенская олигархия. Главная ее задача – не допустить установления единоличного управления в форме тирании. Однако в середине 6в. до н.э. полководец Малх устанавливает свою диктатуру, однако он был изгнан из Карфагена после серии неудачных войн. После к руководству в Карфагене пришла семья знатного аристократа Магона, которому удалось передать свою власть сыновьям. К середине 5в. до н.э. власть карфагенской олигархии полностью восстановлена.
К 60-м годам 3в. до н.э. Карфаген столкнулся с новым соперником – Римским государством. Между ними началась ожесточенная борьба за господство на Западном Средиземноморье. В ходе Пунических войн 3 – середины 2в. до н.э. Территория Карфагена вошла в состав Римской республики.
Древние государства Аравийского полуострова
Североаравийские племена и государственные образования. На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.
Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).
Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.
Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.
В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).
Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.
Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).
Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.
Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.
Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.
Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и