Файл: История Древнего Востока.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее ранними памятниками древнекитайской письменности являются иньские гадательные надписи 14-9вв. до н.э. Подавляющее большинство иньских знаков представляли собой идеограммы. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, которые отличают их от современных китайских иероглифов:

  1. Каждый знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части.

  2. Большое разнообразие в написании одного и того же знака.

  3. Ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.

Иньская письменность была заимствована чжоусцами и благодаря этому ее развитие не прервалось. Изменения произошли во 2-1вв. до н.э., когда после унификации возникает новый почерк написания знаков – лишу. В ханьское время письменность уже почти не отличается от современной. Трансформация написания знаков зависела и от материала, на котором писали. Сначала это были тонкие деревянные или бамбуковые планки, шелк, и, наконец, бумага, которая в первые века н.э. вытеснила все остальные материалы.

Образцы древнейших стихотворных произведений Древнего Китая дошли до нас в виде надписей на бронзовых сосудах 11-6вв. до н.э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают сходство с песнями, вошедшими в “Шицзин”.

“Шицзин” включает в себя 305 поэтических произведений, сгруппированных по 4 разделам(“Нравы царств”, “Малые оды”, “Великие оды” и “Гимны”). Традиции “Шицзина” были унаследованы авторами поэтических произведений 4в. до н.э., дошедших до нас в виде текстов на каменных тумбах.

Эпоха Чжаньго была временем взлета древнекитайской культуры. В 4в. до н.э. здесь жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань. Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов (Сым Сян-жу).

Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Музыкальные инструменты делились на 3 группы: струнные, духовые и ударные. В 1-2вв. в Китае распространяются и новые музыкальные инструменты, заимствованные у соседних народов: лютневидная “пипа”, арфа “кунхоу” и др.

В глубокой древности начинает складываться совокупность строительных приемов, которые придают характерные черты ханьской архитектуре. Основу конструкции здания составляли не стены, а столбы каркаса. Здания возводились на приподнятой платформе, стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал использоваться со 2-1вв. до н.э.), крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, покрываемые иероглифами с пожеланиями.


Образцом ханьского строительства была столица – Чанъань, которую окружала стена с 12 воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы. Вблизи дворцов размещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений.

Следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи.

Показателем общего подъема культуры было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Во 2в. до н.э. был составлен трактат “Математика в девяти книгах”, подобный “Началам” Евклида. В нем зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, подобие треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. В это же книге нашли отражение и цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т.д.

С развитием математики были тесно связаны достижения в области астрономии и календаря. Большое внимание уделяется наблюдениям за планетами, в 1в. до н.э. было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года.. в 104г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня, был принят новый календарь, согласно которому год состоял из 12 месяцев.

Весьма значительное развитие получила медицина. Древнекитайские врачи еще в 4-3вв. до н.э. стали применять иглоукалывание. Были найдены рукописи, включающие трактат по диетологии, пособие по лечению методом прижиганий и сборник различных рецептов (280 предписаний для лечения различных болезней). К 3в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.


Древнейшие государства Дальнего Востока

Территория, которую занимали древние корейцы во второй половине 1 тыс. до н.э. включала современную Корею, Южную Маньчжурию, полуостров Ляодун. В лесах и долинах жили земледельцы, в горах – охотники. Уже к 7в. до н.э. древние корейцы перешли к изготовлению бронзовых орудий; в последние века до н.э. быстро распространились железные орудия и оружие.

Первое древнекорейское государство Чосон сложилось в 3в. до н.э.; его основой было довольно развитое земледелие. Чосон располагалось на полуострове Ляодун и современной Северной Корее.

В 1в. до н.э. на северо-западе шло объединение племен вокруг племени когуре, в результате чего образовалось государство Когуре (север Корейского полуострова и юг Маньчжерии); на юге такие процессы шли вокруг племени хан – образовалось государство Силла. Наиболее сильным было государство Когуре, правители которого успешно боролись с Ханьской империей и обились полной независимости.

Общество было разделено на классы – знать, господствующий класс во главе с монархом; известны рабы, пополняемые за счет военнопленных, которые использовались преимущественно в домашнем хозяйстве. Юридически свободное, но экономически зависимое от государства население – “низшие дворы” – было самым многочисленным эксплуатируемым классом.

В 1-2вв. н.э. правитель Когуре уже обладал всей полнотой власти монарха. Он опирался на военно-служилую знать, делившуюся на 12 рангов. Военный характер организации государства был обусловлен частыми войнами с ханьскими государствами. В это время были изданы законы, закрепляющие классовое деление общества, привилегии господствующего класса. Существовали жестокие наказания за преступления против собственности.

К 4в. н.э. закончилось объединение юго-западной части полуострова под главенством Пэкче; к 5в. в юго-восточной части укрепилось государство Силла.

Основное направление внешней политики – борьба с ханьским Китаем.

Государства Юго-Восточной Азии в древности

Благоприятные условия среды этого региона (высокие температуры и влажность, богатство растительного мира) привели к повышенной роли собирательства
, и уже в мезолите (8 тыс. до н.э.) люди перешли к производящему хозяйству (возделывание бобовых и бахчевых). В неолите здесь сложился тип рисоводческого хозяйства, который был более или менее един для древнейшей Юго-Восточной Азии. Территория этого региона в древности занимала область долин Сицзяна и Янцзы с правыми притоками, ее периферией была долина Ганга. Основные древние народы – австроазиаты (моны, кхмеры) в ее континентальной части, австронезийцы (малайцы, яванцы) – в сотровной. Наиболее развитыми были автроазиатские области Южного Индокитая, где уже в 5 тыс. до н.э. население перешло к энеолиту, а в 4тыс. – к бронзовому веку. Однако ко 2 тыс. до н.э. экономическое развитие этого региона начало отставать от соседних. Сложный режим рек затруднял создание ирригационных систем, необходимых для возделывания риса. Долгое время население жило небольшими сельскими общинами, занимающимися рисоводством.

Лишь в позднем бронзовом веке, во время Донгшонской цивилизации (по д. Донгшон в Северном Вьетнаме) начали возникать укрепленные поселения и складываться первые государства.

Древнейшие письменные источники, написанные своеобразными иероглифами, обнаружены не так давно, и их число ничтожно. Основные сведения содержатся в древней эпиграфической литературе на санскрите. Важную роль играют средневековые хроники (вьетские, монские), а также свидетельства древнекитайских, древнеиндийских и античных авторов.

Раннеклассовые государства этого региона можно разделить на 4 группы:

  1. Государства Северо-Восточного Индокитая и северного побережья Южно-Китайского моря.

  2. Государства Южного Индокитая.

  3. Государства древних индонезийцев на Малакском полуострове и Архипелаге.

  4. Государства центральной части Северного Индокитая и прилегающих районов.

Из государств в Северном Вьетнаме лучше всего были известны более северные государства, в первую очередь, царство Юэ (Вьет). Собственные письменные источники не сохранились, однако археологические данные свидетельствуют о наличии в этом регионе (Северный Вьетнам, низовья реки Хонга) очень древнего и самобытного государства. Царство Юэ возникло в 7в. до н.э. в низовьях Янцзы. Основное занятие населения – поливное рисоводство. В 4-3вв. до н.э. на этой территории известно 5 государств (возникли они, вероятно, гораздо раньше): Ванланг (затем Аулак) в низовьях Хонга, далее на восток Тэйау, Намвьет и др.


Наиболее развитыми в 3в. до н.э. были государства Аулак и Намвьет. основная масса эксплуатируемого населения – мелкие производители-общинники; существовали и рабы, что подтверждается источниками. Во главе государства – выонг (монарх). Верования древних вьетов основаны на культе предков, духов земли, почитали крокодила-дракона и водоплавающих птиц.

В 221-214гг. до н.э. Аулак, Тэйау и Намвьет вели борьбу с Циньской империей, в ходе которой только Аулак сохранил независимость, присоединив часть Тэйау. Намвьет восстановил свою независимость только после падения Циньской империи; обес траны объединились в одну Намвьет-Аулак. Во 2в. до н.э. в Восточной и Юго-Восточной Азии это государство по силе уступало только империи Хань. Основу экономики составляли рисопроизводящие хозяйства. Существовало ремесло, важную роль играла торговля, имелись крупные города. Усложняется социальная и классовая структура, получает дальнейшее развитие рабство, усложняется государственный аппарат. С начала 2 в. до н.э. правители стремятся объединить под своей властью соседние государства, ведут успешные войны с Ханьской империей. Однако в 111г. до н.э. страна была захвачена императором У-ди, однако установление ханьского господства не сопровождалось существенным вмешательством во внутреннюю жизнь.

Особую группу древних государств в Юго-Восточной Азии в 3-2вв. до н.э. составляли горные древнетайские государства Диен и Елан. Значительную роль здесь играет скотоводство. Процессы формирования классового общества привели к возникновению здесь раннерабовладельческих обществ. Класс рабов пополнялся из числа подчиненных этнических групп.

В начале 1в. н.э. администрация Ханьской империи предприняла попытку массовой ассимиляции населения Северного Вьетнама, однако натолкнулась на сопротивление. В 40-44гг. в ходе восстания Двух Сестер (руководители – сестры Чынг) была восстановлена независимость в пределах древнего Аулака. Однако попытки восстановить политический контроль продолжались и лишь в 1-2вв. н.э. империя Хань начала постепенную передачу власти местной знати.

В 3-5вв. н.э. здесь распространяется буддизм, ставший основной религией вплоть до 12-13вв. В эти же века распространилась и китайская культура.

На рубеже нашей эры классовые общества сложились во всех наиболее крупных речных долинах Индокитая и Индонезии. Ведущая социальная единица – малая сельская община. Каждое из государств (Аулак, Бапном (Фунань), Шрикшетра, небольшие монские государства в Южной Бирме, малайские государства Малаккского полуострова, ранние яванские государства) располагались вокруг определенного политико-экономического ядра – густонаселенного рисоводческого района и его столицы. Как правило, столица являлась крупнейшим городом и портом. Многие государства вели морскую торговлю.