ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
привнесены некоторые положения легизма, прежде всего тезис о значении закона как средства управления страной. Добившись стабилизации внутри страны, У-ди обращает свои взоры за пределы своего государства.
В это же время один из предводителей сюнну Маодунь сумел объединить разрозненные племена в мощный союз. В 200г. до н.э. Гао-цзу попытался напасть на сюнну, но чудом избежал плена. Ханьские правители вынуждены были пойти на унизительный союз. У-ди решает покончить с этим положением. Военные кампании 127-119гг. до н.э. принесли первые победы ханьским войскам. Постепенно характер войны меняется: вместо оборонительной, какой она была вначале, она превращается в захватническую.
В это же время начинаются первые контакты Хань со странами “Западного края”. Готовясь к войне с сюнну, У-ди направил своего посла Чжан Цяня на поиски племен даюэчжи. Ему не удалось выполнить непосредственную миссию, однако он привез сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других странах Средней Азии, с которыми позднее были установлены отношения. В Китай из Средней Азии проникают некоторые сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, а позднее – буддизм.
Расширение территории Хань на юго-западе было связано с поисками путей в Индию, о которой слышал во время путешествий Чжан Цянь. И хотя путь в Индию не был найден, к территории Хань были присоединены большие территории “юго-западных варваров”. Еще одним объектом экспансии становится Корейский полуостров, где создаются ханьские округа.
Такая захватническая политика не могла не привести к кризису. Для поддержания армии нужны были средства. И У-ди принимает предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. Вскоре после введения монополии против нее стали выступать многие государственные деятели. Результатом стала отмена монополий на производство и продажу вина, введенной в 98г. до н.э.
Одно из направлений экспансионной политики было создание на присоединенных землях системы военных поселений. Солдаты должны были нести службу на границе и в то же время заниматься земледелием. В 89г. до н.э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения. В манускрипте, изданном императором, от отклонил это предложение и признал
, что завоевательная политика только утомила страну и раскаивается. Так закончился “золотой век У-ди”. Во второй половине 1в. до н.э. страна опять оказалась в кризисе.
Социально-экономические отношения. Высшую прослойку господствующего класса составляла титулованная знать. В эпоху Хань существовало более 20 рангов. Титул мог быть пожалован императором за заслуги, его можно было купить. Наиболее многочисленным был класс свободных простолюдинов, к которым относились прежде всего непосредственные производители-земледельцы, а также мелкие и средние ремесленники и торговцы.
Особое место занимали раб, которые были как частными, так и государственными (частные – разорившиеся простолюдины; государственные – родственники лиц, совершивших преступления). Дети рабов считались рабами.
Вместе с тем сравнительно легко можно было перейти из одного социального слоя в другой. Разбогатевший простолюдин мог купить себе любой ранг. Представители знати, вызвав неудовольствие императора, могли быть обращены в рабов. Наконец, раб мог рассчитывать на возвращение в число свободных. В 1в. до н.э. была широко распространена работорговля. Сделки по продаже рабов оформлялись официальным документом. Цены на рабов были очень высокими.
Существовало два вида налогов – поземельный и подушный. Если в начале империи Хань поземельный налог был снижен для восстановления экономики, то в 1 тыс. до н.э. положение изменилось. Поземельный налог платили землевладельцы, подушный же – непосредственные работники на земле. Подушный налог постоянно повышался, он выплачивался не зерном, а деньгами. Подушным налогом обычно облагалось население от 7 до 56 лет. Однако при У-ди его стали взимать с детей, начиная с трех лет.
Легализация купли-продажи земли приводит к обезземеливанию значительной части крестьян, которые вынуждены брать землю в аренду и платить половину урожая. Все большее распространение получает наемный труд. Идет процесс концентрации земли в руках крупных богачей.
Древний Китай в 1-3вв. н.э.
В конце 1в. до н.э. резко обострились социальные противоречия в стране, начались выступления крестьян против господствующего класса. В этой обстановке родственник императора по женской линии Ван Ман захватил в 9г. н.э. трон и объявил о начале новой династии – Синь. Вслед за этим были проведены реформы земле- и рабовладения. Была запрещена купля-продажа земли
, ее единственным собственником стал император. Запрещалась работорговля. Однако реформы были обречены на провал. Уже через три года после их начала Ван Ман уступил богатым землевладельцам и разрешил куплю-продажу земли и рабов. Против него выступили широкие слои населения. Обстановку обостряли стихийные бедствия (сначала засуха, затем саранча), начался голод. В 18г. некий Фань Чун возглавляет группу голодающих крестьян, которая вскоре переросла в 10-тысячную армию, получившую название “краснобровые”. В 22г. Ван Ман бросает на подавление восстания 100-тысячную армию, которая терпит поражение.
В это же время на юге возникает другой очаг восстания, повстанцев стали называть “армией Люйлинь” (“армия зеленого леса”). Вскоре была захвачена столица, а Ван Ман убит.
В 24г. руководитель восстания “армии зеленого леса” Лю Сюань объявил себя императором, однако в 25г. “краснобровые” захватили столицу и он покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший “армией зеленого леса”, “краснобровые” оставили столицу, по дороге попали в окружение и были разбиты. В этом же году Лю Сю объявляет себя императором и переносит столицу на восток в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань.
Первый император новой династии Лю Сю, принявший имя Гуан У-ди, начал свое царствование с мероприятий, очень напоминающих деятельность Гао-цзу. Он идет на уступки народу, снижая налоги и облегчая бремя повинностей.
В период его правления начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и освоению ранее невозделываемых земель. Проводится ряд мероприятий по сокращению рабства. Были изданы рескрипты, освобождающие рабов. Существовал и закон, запрещающий продажу людей в рабство. В 35г. был отменен закон, по которому раб, ранивший свободного, подлежал смертной казни.
Во внешней политике идет восстановление отношений с соседними странами. Продолжаются войны с племенами сюнну, которые теперь разделены на 2 части – северные и южные (признали власть Ханьской империи). В 73г. было нанесено поражение северным сюнну. Именно в этот период начинается военная и дипломатическая деятельность одного из выдающихся политиков ханьской эпохи – Бань Чао, который установил связи со многими крупными государствами древнего Ближнего Востока. В 1-2вв. Ханьская империя имела постоянные связи с Парфией, которая выступала посредником в торговле Хань со странами Запада.
Разгром северных сюнну не принес империи облегчения, их территории заняли племена сяньби, которые совершают опустошительные набеги на пограничные районы империи. Во 2в. на северо-западных рубежах появляются племена цян, которые также разоряют страну. Племена цян были подчинены лишь в 6-х годах 2в.
Все население империи во 2г. н.э. составляло около 60 млн. человек. Особенно населенной была Среднекитайская равнина. В некоторых провинциях древнекитайского населения не было вовсе, там обитали местные племена.
После резкого сокращения численности в начале 1в. н.э., она достигла уровня конца эпохи Западной Хань лишь ко 2в. н.э. В это время произошли значительные перемещения населения, которое заселяло новые территории, оказывая влияние на местных жителей и воспринимая некоторые их культурные особенности.
В 1-2вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, приобретает все большие масштабы. Государство постепенно утрачивает контроль над крестьянами, который лишившись земли, все в большей степени начинает зависеть от крупного землевладельца. В арендных отношениях происходят изменения. Как и раньше, в доход государства выплачиваются подушный и поземельный налоги. Однако теперь арендодатели стремятся скрыть истинное количество арендаторов. В 280г. государство вынуждено было признать право землевладельцев на владение лично зависимыми крестьянами.
В ханьском Китае появляется новый вид поселений – поместье, принадлежащее крупному земельному собственнику и представляющее собой хозяйственную и социальную единицу. Повседневный быт большого поместья описан в сочинении Цуй Ши. По его словам, в поместье не только производят зерно, но выращивают также овощи и фрукты, весной все женщины заняты сбором тутового листа и выращиванием шелкопряда. Затем разматывают коконы, ткут, окрашивают ткани, шью одежды. Также изготавливают вино, уксус, сушат фрукты, собирают лекарственные травы. Тягловый скот и орудия труда принадлежат хозяину. Следовательно, поместье обеспечивает хозяина всем необходимым. Кроме этого в поместье существует свой вооруженный отряд, способный защитить усадьбу от нападения.
С возвышением “сильных домов” была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во 2в. Одна из общественных группировок, получившая название “ученых”, критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Ей противостояли приближенные к императору евнухи. Император обрушил репрессии на ученых.
Во 2в. в широких кругах крестьянства нашли поддержку даосские идеи, возникают секты. Руководителем одной из крупнейших был Чжан Цзяо, занимавшийся врачеванием и поэтому был так популярен. Ранней весной 184г. в разных частях империи вспыхнуло восстание. Восставшие повязывали головы платками желтого цвета, за что и получили название “желтых повязок”. Основную роль в разгроме восстания сыграли крупные землевладельцы. Несмотря на поражение основных сил, в 185г. восстание вспыхивает вновь, и снова терпит поражение. В 188-207гг. в стране не прекращаются разрозненные восстания, которые подрывают Ханьскую империю.
После смерти императора Лин-ди в 189г. в столице вспыхивает заговор против клики евнухов. Руководитель заговора Дун Чжо возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань и захватывает власть в свои руки. После его смерти в 192г. начинается борьба за власть между военачальниками, что приводит к крушению единой империи. На ее обломках возникают три самостоятельных государства – Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия.
Культура Древнего Китая
О мифологии Древнего Китая можно судить только по следам, которые сохранились в более поздних письменных памятниках. Мифы делились на несколько групп.
В космогонических мифах представлены 2 концепции – деление и превращение. Согласно первой, мир возник в результате деления хаоса на 2 первоэлемента – светлое ян и темное инь. Вторая предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации (человек создан из глины богиней Нюй Ва).
Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях (в основном наводнения и засухи) и героях, спасших от них людей. Герои являются также “авторами” технических достижений древности (Суйжэнь научил людей добывать огонь, Фуси изобрел способы охоты и рыбной ловли, Нэньнун изготовил первые земледельческие орудия). Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных (Фуси – с телом змеи, Шэньнун – с головой быка), сто является отображением тотемистических представлений.
Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках, которые появились в результате непорочного зачатия. Это отражение матрилинейности.
Потусторонний мир в представлении китайцев был отражением мира земного. Все боги подчинялись Верховному божеству (Ди). Ближайшее окружение Ди составляют предки вана, поэтому, принося им жертвы, ван мог заручиться их поддержкой. Поэтому же ван в древности и являлся верховным жрецом. В чжоуское время происходит отделение культа предков от культа Верховного божетсва. Возникновение конфуцианства способствовало усилению культа предков и трансформации представлений о Ди в культ Неба. Во 2-3вв. в Китай проникает буддизм.
В это же время один из предводителей сюнну Маодунь сумел объединить разрозненные племена в мощный союз. В 200г. до н.э. Гао-цзу попытался напасть на сюнну, но чудом избежал плена. Ханьские правители вынуждены были пойти на унизительный союз. У-ди решает покончить с этим положением. Военные кампании 127-119гг. до н.э. принесли первые победы ханьским войскам. Постепенно характер войны меняется: вместо оборонительной, какой она была вначале, она превращается в захватническую.
В это же время начинаются первые контакты Хань со странами “Западного края”. Готовясь к войне с сюнну, У-ди направил своего посла Чжан Цяня на поиски племен даюэчжи. Ему не удалось выполнить непосредственную миссию, однако он привез сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других странах Средней Азии, с которыми позднее были установлены отношения. В Китай из Средней Азии проникают некоторые сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, а позднее – буддизм.
Расширение территории Хань на юго-западе было связано с поисками путей в Индию, о которой слышал во время путешествий Чжан Цянь. И хотя путь в Индию не был найден, к территории Хань были присоединены большие территории “юго-западных варваров”. Еще одним объектом экспансии становится Корейский полуостров, где создаются ханьские округа.
Такая захватническая политика не могла не привести к кризису. Для поддержания армии нужны были средства. И У-ди принимает предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. Вскоре после введения монополии против нее стали выступать многие государственные деятели. Результатом стала отмена монополий на производство и продажу вина, введенной в 98г. до н.э.
Одно из направлений экспансионной политики было создание на присоединенных землях системы военных поселений. Солдаты должны были нести службу на границе и в то же время заниматься земледелием. В 89г. до н.э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения. В манускрипте, изданном императором, от отклонил это предложение и признал
, что завоевательная политика только утомила страну и раскаивается. Так закончился “золотой век У-ди”. Во второй половине 1в. до н.э. страна опять оказалась в кризисе.
Социально-экономические отношения. Высшую прослойку господствующего класса составляла титулованная знать. В эпоху Хань существовало более 20 рангов. Титул мог быть пожалован императором за заслуги, его можно было купить. Наиболее многочисленным был класс свободных простолюдинов, к которым относились прежде всего непосредственные производители-земледельцы, а также мелкие и средние ремесленники и торговцы.
Особое место занимали раб, которые были как частными, так и государственными (частные – разорившиеся простолюдины; государственные – родственники лиц, совершивших преступления). Дети рабов считались рабами.
Вместе с тем сравнительно легко можно было перейти из одного социального слоя в другой. Разбогатевший простолюдин мог купить себе любой ранг. Представители знати, вызвав неудовольствие императора, могли быть обращены в рабов. Наконец, раб мог рассчитывать на возвращение в число свободных. В 1в. до н.э. была широко распространена работорговля. Сделки по продаже рабов оформлялись официальным документом. Цены на рабов были очень высокими.
Существовало два вида налогов – поземельный и подушный. Если в начале империи Хань поземельный налог был снижен для восстановления экономики, то в 1 тыс. до н.э. положение изменилось. Поземельный налог платили землевладельцы, подушный же – непосредственные работники на земле. Подушный налог постоянно повышался, он выплачивался не зерном, а деньгами. Подушным налогом обычно облагалось население от 7 до 56 лет. Однако при У-ди его стали взимать с детей, начиная с трех лет.
Легализация купли-продажи земли приводит к обезземеливанию значительной части крестьян, которые вынуждены брать землю в аренду и платить половину урожая. Все большее распространение получает наемный труд. Идет процесс концентрации земли в руках крупных богачей.
Древний Китай в 1-3вв. н.э.
В конце 1в. до н.э. резко обострились социальные противоречия в стране, начались выступления крестьян против господствующего класса. В этой обстановке родственник императора по женской линии Ван Ман захватил в 9г. н.э. трон и объявил о начале новой династии – Синь. Вслед за этим были проведены реформы земле- и рабовладения. Была запрещена купля-продажа земли
, ее единственным собственником стал император. Запрещалась работорговля. Однако реформы были обречены на провал. Уже через три года после их начала Ван Ман уступил богатым землевладельцам и разрешил куплю-продажу земли и рабов. Против него выступили широкие слои населения. Обстановку обостряли стихийные бедствия (сначала засуха, затем саранча), начался голод. В 18г. некий Фань Чун возглавляет группу голодающих крестьян, которая вскоре переросла в 10-тысячную армию, получившую название “краснобровые”. В 22г. Ван Ман бросает на подавление восстания 100-тысячную армию, которая терпит поражение.
В это же время на юге возникает другой очаг восстания, повстанцев стали называть “армией Люйлинь” (“армия зеленого леса”). Вскоре была захвачена столица, а Ван Ман убит.
В 24г. руководитель восстания “армии зеленого леса” Лю Сюань объявил себя императором, однако в 25г. “краснобровые” захватили столицу и он покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший “армией зеленого леса”, “краснобровые” оставили столицу, по дороге попали в окружение и были разбиты. В этом же году Лю Сю объявляет себя императором и переносит столицу на восток в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань.
Первый император новой династии Лю Сю, принявший имя Гуан У-ди, начал свое царствование с мероприятий, очень напоминающих деятельность Гао-цзу. Он идет на уступки народу, снижая налоги и облегчая бремя повинностей.
В период его правления начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и освоению ранее невозделываемых земель. Проводится ряд мероприятий по сокращению рабства. Были изданы рескрипты, освобождающие рабов. Существовал и закон, запрещающий продажу людей в рабство. В 35г. был отменен закон, по которому раб, ранивший свободного, подлежал смертной казни.
Во внешней политике идет восстановление отношений с соседними странами. Продолжаются войны с племенами сюнну, которые теперь разделены на 2 части – северные и южные (признали власть Ханьской империи). В 73г. было нанесено поражение северным сюнну. Именно в этот период начинается военная и дипломатическая деятельность одного из выдающихся политиков ханьской эпохи – Бань Чао, который установил связи со многими крупными государствами древнего Ближнего Востока. В 1-2вв. Ханьская империя имела постоянные связи с Парфией, которая выступала посредником в торговле Хань со странами Запада.
Разгром северных сюнну не принес империи облегчения, их территории заняли племена сяньби, которые совершают опустошительные набеги на пограничные районы империи. Во 2в. на северо-западных рубежах появляются племена цян, которые также разоряют страну. Племена цян были подчинены лишь в 6-х годах 2в.
Все население империи во 2г. н.э. составляло около 60 млн. человек. Особенно населенной была Среднекитайская равнина. В некоторых провинциях древнекитайского населения не было вовсе, там обитали местные племена.
После резкого сокращения численности в начале 1в. н.э., она достигла уровня конца эпохи Западной Хань лишь ко 2в. н.э. В это время произошли значительные перемещения населения, которое заселяло новые территории, оказывая влияние на местных жителей и воспринимая некоторые их культурные особенности.
В 1-2вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, приобретает все большие масштабы. Государство постепенно утрачивает контроль над крестьянами, который лишившись земли, все в большей степени начинает зависеть от крупного землевладельца. В арендных отношениях происходят изменения. Как и раньше, в доход государства выплачиваются подушный и поземельный налоги. Однако теперь арендодатели стремятся скрыть истинное количество арендаторов. В 280г. государство вынуждено было признать право землевладельцев на владение лично зависимыми крестьянами.
В ханьском Китае появляется новый вид поселений – поместье, принадлежащее крупному земельному собственнику и представляющее собой хозяйственную и социальную единицу. Повседневный быт большого поместья описан в сочинении Цуй Ши. По его словам, в поместье не только производят зерно, но выращивают также овощи и фрукты, весной все женщины заняты сбором тутового листа и выращиванием шелкопряда. Затем разматывают коконы, ткут, окрашивают ткани, шью одежды. Также изготавливают вино, уксус, сушат фрукты, собирают лекарственные травы. Тягловый скот и орудия труда принадлежат хозяину. Следовательно, поместье обеспечивает хозяина всем необходимым. Кроме этого в поместье существует свой вооруженный отряд, способный защитить усадьбу от нападения.
С возвышением “сильных домов” была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во 2в. Одна из общественных группировок, получившая название “ученых”, критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Ей противостояли приближенные к императору евнухи. Император обрушил репрессии на ученых.
Во 2в. в широких кругах крестьянства нашли поддержку даосские идеи, возникают секты. Руководителем одной из крупнейших был Чжан Цзяо, занимавшийся врачеванием и поэтому был так популярен. Ранней весной 184г. в разных частях империи вспыхнуло восстание. Восставшие повязывали головы платками желтого цвета, за что и получили название “желтых повязок”. Основную роль в разгроме восстания сыграли крупные землевладельцы. Несмотря на поражение основных сил, в 185г. восстание вспыхивает вновь, и снова терпит поражение. В 188-207гг. в стране не прекращаются разрозненные восстания, которые подрывают Ханьскую империю.
После смерти императора Лин-ди в 189г. в столице вспыхивает заговор против клики евнухов. Руководитель заговора Дун Чжо возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань и захватывает власть в свои руки. После его смерти в 192г. начинается борьба за власть между военачальниками, что приводит к крушению единой империи. На ее обломках возникают три самостоятельных государства – Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия.
Культура Древнего Китая
О мифологии Древнего Китая можно судить только по следам, которые сохранились в более поздних письменных памятниках. Мифы делились на несколько групп.
В космогонических мифах представлены 2 концепции – деление и превращение. Согласно первой, мир возник в результате деления хаоса на 2 первоэлемента – светлое ян и темное инь. Вторая предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации (человек создан из глины богиней Нюй Ва).
Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях (в основном наводнения и засухи) и героях, спасших от них людей. Герои являются также “авторами” технических достижений древности (Суйжэнь научил людей добывать огонь, Фуси изобрел способы охоты и рыбной ловли, Нэньнун изготовил первые земледельческие орудия). Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных (Фуси – с телом змеи, Шэньнун – с головой быка), сто является отображением тотемистических представлений.
Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках, которые появились в результате непорочного зачатия. Это отражение матрилинейности.
Потусторонний мир в представлении китайцев был отражением мира земного. Все боги подчинялись Верховному божеству (Ди). Ближайшее окружение Ди составляют предки вана, поэтому, принося им жертвы, ван мог заручиться их поддержкой. Поэтому же ван в древности и являлся верховным жрецом. В чжоуское время происходит отделение культа предков от культа Верховного божетсва. Возникновение конфуцианства способствовало усилению культа предков и трансформации представлений о Ди в культ Неба. Во 2-3вв. в Китай проникает буддизм.