ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С иных позиций подходил к противоречиям общества Мо-цзы (Мо Ди, рубеж 5-4вв. до н.э.). По его мнению, все социальные беды происходят из-за обособленности общества. Он проповедует “всеобщую любовь”. Выступая против семейно-родственной обособленности, он резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству, говоря о том, что нужно почитать мудрых.
В противовес конфуцианству, придававшему большое значение культуре, Мо-цзы утверждал, что она нужна только для того, чтобы обеспечивать человека жильем, одеждой и пищей. Все, что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно.
Рад положений моизма был заимствован философами 4-3вв. до н.э., создавшими “легистскую” школу. Легисты считали средством умиротворения Поднебесной закон, который способен обеспечить порядок через награды и наказания. Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя. Особую позицию занимали представители даоской школы, основоположником которой считается Лао-цзы. Сторонники этой школы считали, что все в мире определяет существование некоего “пути” (дао), действующего помимо воли человека. Поэтому лучшим способом не совершить ошибки в управлении государством является “недеяние” правителя, его отказ от активного вмешательства в заранее предопределенный ход истории.
В 4в. до н.э. во многих древнекитайских царствах были проведены реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы. Об одном из них – Шан Яне, который добился проведения реформ в царстве Цинь, сохранилось много сведений. Государство Цинь было слаборазвитым экономически и не имело сильной армии. Правитель Сяо-гун принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению царства. Первые указы относятся к 359г. до н.э. Они предусматривали:
-
Введение нового территориального деления населения на “пятки” и “десятки” семей, связанных между собой круговой порукой. -
Наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями. -
Поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести. -
Поощрение занятий земледелием и ткачеством. -
Ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.
Вторая серия реформ (350г.) ввела административное деление на уезды, легализировала куплю-продаже земли, была унифицирована система мер и весов. Была также введена новая система рангов, которые присваивались на основе военных заслуг, а не на наследственном праве. Позднее было разрешено приобретение ранга за деньги. Благодаря реформам древнекитайское государство Цинь не только усиливается, но и выдвигается на ведущие позиции, они также послужили толчком к развитию товарно-денежных отношений, стимулировали развитие рабовладения.
Империя Цинь (221-207гг. до н.э.)
В 4 в. до н.э. постепенно складываются предпосылки для создания единого древнекитайского государства. Одной из таких предпосылок становится развитие товарно-денежных отношений и налаживание постоянных связей между отдельными царствами. В 4-3вв. до н.э. уже широко была распространена металлическая монета. В восточных царствах получает распространение монета в виде ножа, в северных – в виде заступа.
Важной предпосылкой был также процесс дальнейшей консолидации этнической общности древних китайцев. Они по-прежнему считали центром Поднебесную, которую окружали “варвары четырех стран света”. Постепенно процесс консолидации приводит к созданию единого культурного стереотипа. Отражением этого было, в частности формирование общелитературного языка.
Стремясь получить дополнительные шансы против соседей, большинство претендентов на роль объединителя широко использую политику союзов с наиболее удаленными царствами (“вертикальный союз” Чжао и Чу; “горизонтальный союз” Цинь и Ци). Некоторое время успех сопутствовал царству Чу, которое расширило свои территории, разгромив ряд соседних царств. Однако последнее слово осталось за Цинь, на престол которого в 246г. взошел Ин Чжэн, который начал военные действия против своих соседей. В 230г. до н.э. царство Цинь наносит поражение Хань и захватывает его территорию, в 228-221гг. были разгромлены и другие царства (Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь). К 221г. до н.э. завершился процесс объединения страны.
Несмотря на то, что империя Цинь просуществовала всего 14 лет, это огромная эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано то централизованное деспотическое государство, которое стало прообразом последующих китайских империй.
Территория страны была поделена на 36 крупных административных единиц – округов (цзюнь), каждый округ состоял из уездов (сянь), которые делились на волости (сян), включавшие несколько общин (ли). Во главе округов стояли начальники, назначенные императором. Вторым лицом в округе был командир всех войск, расквартированных на территории округа. Начальник округа назначал начальников уездов и их заместителей. Административная власть в ли принадлежала выборным старейшинам.
Полновластным наследственным правителем был император, имевший двух советников или министров, которые отвечали за исполнение всех императорских приказов. Советникам подчинялись центральные ведомства. Военное ведомство возглавлялось командующим всеми армиями империи (тайвэй), во главе судебного ведомства стоял тинвэй, чжисунейши был начальников финансового ведомства и т.д. В центральном аппарате имелось также специальное ведомство, обсуживающее личные нужды императора и его семьи (шаофу). Важным звеном было также ведомство, которое возглавлял юйши дафу, ведавшее хранением государственного архива и осуществлявшие инспекции округов.
Вместе с реформами государственного устройства были проведены и другие реформы. К ним относится введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства лежала система поручительства, которая распространялась на членов семьи. (“Если один человек совершает преступление, то наказанию подвергается вся его семья”), однако эта система распространялась только на простолюдинов. Что касается наказаний за преступления, то они были очень жестокими (применялись различные виды смертной казни: четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени; были и более легкие наказания – вырезание коленной чашечки, отрезание носа, кастрация, битье по пяткам). Смертная казнь полагалась, например, за кражу лошади.
Была также осуществлена унификация монеты, мер и весов, что было необходимо для установления налогового обложения населения.
Завершив внутренние реформы, Цинь Шихуан начинает военные действия против сюнну (кочевые племена, занимающиеся скотоводством, живущие в степях Иньшаня). В 215г. войска империи одерживают победу и закрепляются на северном берегу Хуанхэ. В это время Цинь Шихуан принимает решение строить Великую стену, чтобы обезопасить границы империи. После завоевания сюнну император решает начать поход против юэ. Война началась в 214г. и ее начало принесло поражение циньским войскам, поэтому императору пришлось объявить дополнительную мобилизацию, и это позволило ему захватить территории юэ.
Цинь Шихуан жестоко расправлялся с недовольными в своей империи. По всей видимости это связано с рядом покушений, совершенных на него начиная с 227г. Войны с соседями, грандиозные строительные работы (Великая стена, императорские дворцы) требовали дополнительных поступлений в казну, поэтому Цинь Шихуан резко увеличивает налоги. Недовольство народа использовалось представителями старой наследственной знати. Смерть правителя в 210г. ускорила кризис империи. Первым толчком стало восстание бедноты в Дацзэ,
которые расправлялись с циньскими чиновниками, захватывая один город за другим. После занятия города Чэнь, одного из руководителей Чэнь Шэна избрали царем. Этим завершился первый этап народной войны. На втором этапе происходят изменения в социальном составе восставших и их руководстве. Во главе становятся представители старой знати. Один из отрядов возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 207г. его отряд захватил столицу Сяньяну. Циньская династия была свергнута.после народной войны территория империи была поделена между крупными предводителями повстанческих отрядов. Лю Бан получил область в верховьях реки Ханьшуй и стал именоваться “ваном Хань”, а руководитель другой армии Сян Юй становится “ваном Чу”. Вскоре между ними вспыхивает борьба за власть. Стремясь привлечь широкие массы населения на свою сторону, Лю Бан оказывал знаки уважения местной общинной администрации, ввел в соей армии строгую дисциплину, запрещал мародерство. В противоположность ему Сян Юй жестоко расправлялся не только с пленными воинами, но и с населением взятых городов. Постепенно на сторону Лю Бана переходят многие из командиров, поддерживающих Сян Юя. В 202г. Сян Юй потерпел поражение, а Лю Бан провозгласил начало новой династии Хань и принял титул императора Гао-цзу. Таким образом в 2002 году был завершен период раздробленности, последовавший за падением империи Цинь, возникла новая империя – Хань.
Империя Хань в 3в. до н.э. – начале 1в. н.э.
Для того, чтобы восстановить экономику страны, нарушенную за время правления Цинь Шихуана, восстания и войны за престол, Гао-цзу пошел на уступки низам и ослабление налогового бремени. Он освободил на 12 лет воинов, пришедших вместе с ним в столичную область, а также семьи, в которых были новорожденные. Были объявлены также свободными те, кто вынужден был продать себя в рабство во время голода. Был снижен земельный налог, который составлял 1/15 урожая. Преемники Гао-цзу продолжали эту политику. В 156г. налог составлял 1/30 урожая, а в случае стихийных бедствий налоги вообще не взимались. Также Гоа-цзу не решился полностью восстановить административную систему. Семь наиболее крупных военачальников получили титул “вана”, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения. Это помогло объединить страну. С одной стороны, был возрожден центральный административный аппарат, с другой – в каждом из наследственных владений были свои органы управления, которые назначались ваном.
После смерти Гао-цзу (195г. до н.э.) среди ванов выделился Лю Би, который в 154г. объединился с шестью другими ванами и двинулся с войском на столицу, однако потерпел поражение. Воспользовавшись удобным моментом, император Цзин-ди лишил правителей царств права назначать чиновников и запретил им иметь свое войско. Но наибольший шаг к укреплению централизованной власти был сделан при У-ди, время правления которого (140-87гг. до н.э.) было наивысшим расцветом империи. Он ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу, которые теперь передавались не старшему сыну, а делились между наследниками, что привело к уменьшению наследственных владений и ваны практически решили реальной власти.
У-ди было восстановлено ведомство инспекции, которые контролировали окружных чиновников. Изменилась и система назначения чиновников. Начальники округов должны были систематически рекомендовать кандидатов на замещение чиновничьих должностей из числа наиболее способных молодых людей. В столице была создана академия, выпускники которой, как правило, становились чиновниками. Изменения затронули и высших должностных лиц. Права первого министра были ограничены. У-ди сам контролировал деятельность администрации.
Была предпринята попытка унификации идеологии. Конфуцианство стало единой государственной идеологией. Однако это не было чистое конфуцианство, в него были