ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Институт рабства: Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. Но в условиях первобытного строя, низкого уровня производительных сил было невыгодно брать людей в плен. Создание продуктивного земледелия, необходимость в в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд пленников, которых теперь оставляли в живых. Древние египтяне называли таковых термином “убитый – живой”. Таким образом, рабов давали войны, однако в условиях растущей дифференциации до уровня рабов – пленников могли опуститься и бывшие общинники. Следовательно, формирующийся слой рабов мог пополняться из источников внешних, так и внутренних.
Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства (31-23вв. до н.э.)
Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств было революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной сети. На смену постоянным внутриегипетским войнам, ославившим страну, пришло политическое единство.
Объединение Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетскими царствами.
Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии, стремясь сплотить Египет Мина на стыке Дельты и долины основал город Мемфис. При Мине была построена система каналов и плотин. В столице был возведен храм богу Птаху.
Фараон Джер был удачливым завоевателем. При I династии египтяне стали продвигаться на богатый медью Синайский полуостров, походы в Нубию.
При II династии опять становиться неспокойным Нижний Египет, одной из главной задач остается окончательное воссоединение страны, решительное подавление нижнеегипетского сепаратизма. Последние цари II династии называют себя не только именем Гора – покровителя Верхнего Египта, а Гфом и Сетом, почитавшегося в Нижнем Египте. Очевидно, что при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство.
Социально-экономическая структура: Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства. Его усилия были направлены на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составная часть.
Основа хозяйства: Ирригационное земледелие.
Разводили: ячмень, полву, лен. Дополнением к земледелию было разведение крупного и мелкого рогатого скота (коров, овец, коз, ослов, свиней). В Дельте получило развитие виноградарство и садоводство. Основная масличная культура – кунжут.
Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные сооружения).
Организация сельского хозяйства и ремесленного производства.
Основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Крупное хозяйство вельмож состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как “дом отца” и была собственностью, и земли полученной за службу, которая считалась условным владением. Эта неридическая разница была номинальной, поскольку должности передавались по наследству, так же как и родительское землеимущество. Однако даже собственность на наследственную землю не была полной частной собственностью, т.к. земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т.е. фараон, поэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые и ограничивали права собственности на все виды египетских земель.
Хозяйство египетского вельможи состояло из резиденции – дворца, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединенные в рабочие отряды. Они получали из господской усадьбы посевное зерно, тягловый скот, сельхоз инвентарь. Они работали под наблюдением надсмотрщиков. В особых мастерских на тех же основаниях работали ремесленники, продукция которых поступала на склады господина.
Основные работники вельможного хозяйства не имели ни собственной земли, ни орудий труда, и не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Все необходимое они получали со склада вельможи таким образом, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда и не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее, они не были рабами так как имели свою семью и некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют “мерет” или “жемуу”, в то время как рабов обозначали термином “бак” очевидно, что организация царского и храмовых хозяйств, была такой же, как и в вельможных имениях, хотя, возможно, что роль рабского труда в них была выше. Хозяйство вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даря им иммунитетные грамоты.
На ряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные или соседские общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином “царские люди”, платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (меред или хемуу) и члены египетских общин (нисутму или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки египетского общества, которые противостояли господствующему классу во главе с фараоном.
Рабы “бак” составляли особую прослойку египетского общества. Рабов покупали и продавали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Так как большей нужды в рабах не было, источники порабощения были ограничены: завоевательные походы были редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью. Рабы имеющиеся использовались на тех же работах, что и отряды подневольных работников. Резкой разницы между жестоко эксплуатируемыми работниками вельможных, царских и храмовых хозяйств и, собственно рабами не было. Таким образом во времена Древнего царства сложилась специфическая система эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов, которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Это тщательно организовано центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводило к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.
Организация государственного управления. Египетская деспотия: необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка привела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппарата. Он состоял из трех звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений – общин) аппарата.
Во главе центрального управления стоял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта. Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был полновластным правителем, сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти. Но он считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловчеком, а его распоряжения приобретали характер безусловного повеления. Фараон считался воплощением бога Бора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились грандиозные пирамиды.
Ближайшим помощником фараона был высший чиновник – чати, наподобие средневекового везира. Он был руководителем многочисленного чиновничества, принадлежавшего к разным ведомствам. Организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками военного дела, налоговых поступлений и повинностей, судебных дел, строительства.
Особенность центрального аппарата Египта – его нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующий армией, управителем дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-нибудь храма. Государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний и Нижний Египет. Армия была органической частью гос. аппарата. Она комплектовалась по царскому двору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами, но в армии могли быть и отряды иноземных наемников.
Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Номовое управление возглавлялось номархами представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии.
“Джаджат” и “кенвет” - советы, управляющие жизнью общин. Они наблюдали за местной оросительной сетью, вершили суд, особенно в области семейного права и в делах наследственных. Постепенно общинные советы были подчинены вышестоящим властям, а их члены превратились в низших чиновников.
Таким образом такую систему государственного управления, существующую в эпоху Древнего царства, предполагающую неограниченную власть обожествленного монаха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная династия.
Внутренняя и внешняя политика: После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем при Хасехемун перед основателем III династии фараоном Джоаром (28 в. до н.э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось следующими путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стала ослабление наследственной власти мирных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номахов и их перемещение из нома в ном.
Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обоготворения царя. Это выразилось в строительстве гробниц невиданных размеров и ступенчатых пирамид. При IV династии централизация государственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку высшие должности оказались сосредоточенны в руках царской семьи (дети и родственники фараона).
Внешняя политика: Энергичная завоевательная деятельность развернувшаяся при основателе IV династии Снофру (28 в. до н.э.). выработаны основные направления внешней политики Египта: 1) на юг, в Нубию; 2) северо-восток, на Синай и в Палестину; 3) на запад, в сторону Ливийских племен.
При IV династии Египет, осуществляющий контроль гад захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части Ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.
Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте – осложнилось. Строительство гигантских пирамид и активные завоевательные походы привели к расточению огромных людских и материальных ресурсов, что привело к общему истощению страны. Эксплуатация населения вызвала недовольство, приводила в к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывало недовольство номовой знати и служилой аристократии.
Стремясь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (26-25 вв. до н.э.) отказываются от строительства огромных пирамид. Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служимой знати, открывая дорогу вверх более широки кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого становится главным государственным культом. Господствует идеал прямого происхождения от верховного бога Ра объявленного отцом царствующих фараонов. Успех во внешней политике, дальнейшее расширение влияния Египта за его рубежами. На юге египетские отряды доходят до третьего порога Нила, морские походы на Финикию.
При VI династии (25-23 вв. до н.э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и политическое могущество центрального правительства падает так же как и внешнеполитическое влияние Египта. После прекращения VI династии власть мемфисских царей становиться номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов.