Файл: Теоретические аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка6.
Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются интересам ребенка и линиям его развития в разных сферах жизнедеятельности. Развивающий характер среды обеспечивается педагогически оправданным использованием его возможностей и систематическим, целенаправленным его обогащением. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и тому подобное. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, соблюдая нормы и правила пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.
Ответственность за организацию и обеспечение надлежащего содержания учебно-воспитательного процесса возлагается на руководителя и каждого члена трудового коллектива дошкольного учебного заведения в пределах их обязанностей. Методические службы всех уровней оказывают действенную помощь на местах, используя разнообразные формы методической работы с педагогическими кадрами (конференции, семинары, семинары-практикумы, методические объединения, тренинги, деловые игры, конкурсы, выставки, консультации, школы передового опыта и т.д.)7.
Глава 2. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях
2.1 Методическая работа как условие реализации ФГОС третьего поколения.
Одним из важных вопросов реформирования образования является «обновление содержания, форм и методов дошкольного воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста8. Реализовать эти задачи можно при условии качественно новых подходов к работе с педагогическими кадрами, обновления профессиональных знаний
, освоения новых педагогических технологий.
Содержание методической работы должно быть социально-ценным, определяться как общими целями, так и конкретными задачами развития национального дошкольного учреждения.
По мнению Н.В. Елжовой, «методическая работа в современном дошкольном учебном заведении должна быть максимально гибкой, а именно способствовать развитию творчества, инициативы, повышать качество образовательного процесса. Решение очерченных задач лежит в плоскости поиска нового содержания, форм и методов работы с педагогическим коллективом»9.
Для того, чтобы сделать правильный выбор для конкретного коллектива структуры, содержания, форм и методов методической работы, необходимо помнить, что он определяется: приоритетной целью и задачами конкретного ДОУ; количественным и качественным составом педагогического коллектива; качественным анализом результатов диагностического изучения личности и деятельности педагогов; содержанием методической работы и уровнем развития ее основных направлений; сравнительной эффективностью форм и методов работы; особенностями образовательного процесса; материальными, морально-психологическими условиями в коллективе; передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы и др.
Л.М. Волобуева называет принципы, которыми следует руководствоваться методической службе, выбирая личностно ориентированную модель работы с педагогическими кадрами: «Системность, концептуальность, перспективность, объективность, демократизм, гуманизм, педагогический оптимизм, компетентность, дифференциация, личностное направление»10. Именно это позволит совершенствовать профессиональные умения воспитателей.
Совершенствование профессиональных умений педагогов, повышение уровня профессиональной компетентности - одна из главных задач методической работы.
В основе профессионального педагогического становления лежит процесс самореализации личности педагога, что, с одной стороны, позволяет приобрести собственный опыт (профессиональный багаж), с другой – скорректировать качества личности.
Стадией, предшествующей профессиональнму мастерству является профессиональная компетентность, как педагога, так и руководителя ДОУ.
Структура профессиональной компетентности методиста дошкольного учреждения состоит из трех групп показателей деятельности: профессионально-деятельностной, психологической и результативной. Поскольку методист влияет на процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста опосредованно, через воспитателя, то результативными показателями его профессиональной деятельности является повышение профессиональной компетентности именно педагогов.
Методическая работа имеет свои особенности, она носит непрерывный характер, тесно связана с повседневной педагогической деятельностью и решением учебно-воспитательных задач, которые выдвигает практика. Вопрос, как работать с педагогами, один из центральных в организации методической работы.
Методисту, который осуществляет обучение педагогов в различных формах методической работы, следует осознавать: определение цели, а соответственно и результата, на который направлена деятельность педагога, будет залогом положительного влияния всей методической работы, проводимой в ДОУ, если: обучение взрослых происходит на партнерских взаимоотношениях и на информационно убедительной модели коммуникации; задачей работы со взрослыми в системе методической работы является, прежде всего, развитие творческого потенциала, профессиональной компетентности, способности к самостоятельному построению своей карьеры, высвобождению скрытых резервов профессионального роста и тому подобное11.
В системе обучения педагогов ДОУ традиционные знания должны иметь небольшой объем; педагоги, с которыми работает методист, желают не только глубины и конкретности знаний, но и связи с их практической деятельностью. Отсюда обязательность понимания со стороны методиста всех процессов, происходящих в практической деятельности педагога, а лучше всего – быть играющим «тренером, который может в любое время показать свой «мастер-класс» для присутствующих.
Рассматривая методическую работу как педагогическую систему, можно выделить ряд компонентов, характерных для всякой учебной деятельности. Это целевой, содержательный, организационно-процессуальный, контрольно-аналитический и оценочно-результативный компоненты. Формирование этих компонентов на основах демократизации позволит оптимально сочетать требования общества к уровню компетентности педагога с его профессиональными потребностями и интересами12. Важную роль в организации методической работы играет целевой компонент.
Системный подход к организации методической работы включает разнообразные формы и содержание работы с педагогическими кадрами (диагностику, планирование, анализ, контроль и коррекцию) и базируется на решении таких задач:
- определение проблемных задач, над которыми будет работать дошкольное учреждение в течение года с учетом достижений и недостатков в работе
;
- оказание методической помощи в решении проблемных задач и определение ее форм;
- изучение системы работы отдельных воспитателей, а также передового опыта воспитания и обучения дошкольников;
- апробация и введение новых образовательных технологий и систем;
- всестороннее развитие творческих способностей педагогов, формирование у них навыков научно-исследовательской работы, заинтересованности педагогическими технологиями;
- повышение уровня методологической подготовки педагога, смещение акцентов с информационных на интерактивные аспекты обучения;
- содействие выработке у педагогов умений и навыков самостоятельной работы с целью непрерывного повышения своей квалификации и совершенствования педагогического мастерства;
- помощь в повышении качества учебно-воспитательных мероприятий;
- работа с молодыми воспитателями;
- проведение разнообразных форм работы, в том числе педагогических чтений, семинаров, практикумов;
- система методических объединений;
- работа творческих групп воспитателей;
- определение и подготовка вопросов, выносимых на педсоветы;
- организация аттестации педагогических кадров;
- определение форм, методов учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Сейчас возросла потребность в педагоге, который способен обновить содержание своей деятельности средством критического, творческого ее освоения, использования достижений науки и педагогического опыта. С учетом этого изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.
Методическая работа - это целостная система взаимосвязанных действий и мероприятий, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и конкретном анализе образовательного процесса13.
Таковы основные научно-теоретические подходы к определению сущности методической работы в современном дошкольном учреждении.
2.2 Технологии и формы организации эффективной методической деятельности в дошкольном учебном заведении
Основная образовательная программа дошкольного образования «Нижнеомский детский сад № 2» (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
14