Файл: Теоретические аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных разработок с учетом вариативной: Образовательной программы для дошкольных образовательных организаций –«Омское Прииртышье» под редакцией Борцовой Л.В, Гавриловой Е.Н., Зеновой М.В.,

Чернобай Т.А. Основная идея. Программы заключается в гармоничном соединении современных Технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.

Образовательная Программа дошкольного образования МБДОУ «Нижнеомский детский сад №2» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1.6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Цели и задачи Программы :

Цели:

- позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности;

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком

Дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности дошкольника;

- всестороннее развитие психических и физических качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе;

- формирование предпосылок к учебной деятельности;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;


5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) Формирование представления об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.

8)Формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

9) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

10) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные задачи образовательных областей Программы:

Социально – коммуникативное развитие:

1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания.

4) Формирование готовности к совместной деятельности.

5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.

6) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие:

1)Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2)Формирование познавательных действий, становление сознания.

3)Развитие воображения и творческой активности.

4)Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),



5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие:

1) Владение речью как средством общения.

2) Обогащение активного словаря.

3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4) Развитие речевого творчества.

5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие:

1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания Произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Физическое развитие

Развитие физических качеств:

1) Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

3) Правильное выполнение основных движений.

4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

5) Овладение подвижными играми с правилами.

6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Цели и задачи вариативной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Цель программы: «Омское Прииртышье»: развитие у детей социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию Омского Прииртышья, знакомства с жизнью и бытом народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Задачи:


-формирование первоначальных представлений ребёнка о мире родной природы: географические особенности Омского Прииртышья; биологическое разнообразие;

-охрана природы;

-формирование целостного представления о природе родного края и воспитания

-начал экологической культуры у детей дошкольного возраста;

-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края;

-освоение знаний о бытовой, театральной, художественной, физической культуре Омского региона.

–содействие формированию элементарных развитии Омского Прииртышья .

2.3. Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе комплексно представлены все воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

Программа реализует следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

5. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.


6. Принципы полноты, необходимости и достаточности.

7. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой и ведущей деятельностью является игра.

9. Учет соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

10. Варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.15

Структура методической работы должна быть достаточно гибкой, что позволяет оперативно реагировать на возникающие у педагогов потребности в знаниях; интерес у педагогов вызывают оригинальные активные формы обучения: семинары-практикумы, практикумы, проведение деловых игр, тренингов; соответствующее современным требованиям материальное оснащение учебно-воспитательного процесса в ДОУ, компьютеризация, внедрение информационных технологий.

Приоритетными направлениями совершенствования работы методической службы являются: совершенствование системы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов на основе личностно ориентированного подхода, который позволяет наиболее полно удовлетворить разноплановые потребности специалиста, исходя из уникальности и неповторимости каждой личности; направленность методической работы на оказание адресной, дифференцированной помощи каждому педагогу; создание условий для роста профессиональной компетентности педагогов, активное использование интерактивных форм обучения взрослых, мобилизация педагогического коллектива по внедрению новейших технологий; содействие созданию творческой атмосферы в педагогическом коллективе, обмена опытом, сотрудничества опытных педагогов и молодых специалистов (наставничество); повышение уровня организации работы по самообразованию; усиление практической направленности методической работы.

Методическая работа в дошкольном учебном заведении ведется в вышеупомянутых направлениях.

Главная цель работы: сделать методическую помощь педагогам действенной, результативной.

Исходя из задач системного подхода к организации методической работы и требований к личности и деятельности педагога, работа с педагогическими кадрами осуществляется по следующим направлениям