Файл: Теоретические аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16:
- повышение социально-психологической и педагогической, общей культуры педагогических кадров;
- совершенствование специальных знаний, умений и навыков педагогов, повышение социально-психологической и педагогической культуры воспитателей через систему методических мероприятий (семинаров, консультаций, практикумов, коллективных просмотров, участие в работе методобъединений и т. п);
- развитие учебно-материальной, методической базы по проблеме развития и воспитания детей.
Система методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ ориентируется на выбранные педагогическим коллективом приоритетные направления работы, которые определяют формы, методы и содержание деятельности каждого воспитателя и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства.
В свою очередь, необходимым условием для разработки основных направлений, содержания и методов организации методической работы является изучение профессиональной компетентности педагогических кадров. Конечно, для того чтобы дифференцировать методическую помощь, следует знать психологические особенности каждого педагога и уровень его профессионализма.
Различие целей и задач, индивидуальность каждого педагога должны определять индивидуальность целей, форм, методов, содержания и различных компонентов системы работы с педкадрами17.
Поэтому с целью выявления способности и стремления педагогов к развитию собственного творческого потенциала, уровня их профессионального мастерства и предложений по улучшению работы методической службы проводится педагогическая диагностика.
Диагностирование педагогов является первым шагом к организации методической работы с кадрами. Диагностика результативности деятельности педагогов ДОУ осуществляется различными средствами, среди которых – наблюдение за работой педагогов (взаимодействие детей и педагога в совместной деятельности, во время организованного обучения); беседы по различным вопросам организации педагогического процесса, по психолого-педагогическим проблемам; анализ выступлений педагогов на педагогических советах, семинарах, методобъединения, что позволяет выявить уровень теоретических знаний, умений применять их в разных ситуациях, способность отстоять, аргументировать свою точку зрения, методы работы и тому подобное; анализ педагогической документации; анкетирование педагогов; учитываются мнения родительской общественности в оценке профессионально-личностных качеств педагогов.
Необходимо сформировать у педагогов навыки анализа своей деятельности, чтобы каждый воспитатель смог дать объективную оценку своего труда. С этой целью в работе с педагогами используются анкеты: «Самоанализ собственной педагогической деятельности» в конце учебного года, «Карты самооценки моей деятельности за определенный период (квартал, полугодие и тому подобное), «Самоанализ уровня профессиональной компетентности», «Анкета выявления отношения педагогов к нововведениям», «Современные педагогические технологии», «Анкета для члена творческой группы» и т. п ; анкетирование по проблемным вопросам, которые будут рассматриваться на педсовете, например: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» к педсовету «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам охраны жизни и сохранения здоровья детей», анкетирование по проблеме «Формирование здоровьесохраняющей компетенции у старших дошкольников» к семинару «Формирование основ здорового образа жизни субъектов образовательного пространства ДОУ: проблемы и пути решения», оценка уровня подготовленности педагогов по проблеме «Формируем навыки безопасного поведения у детей» к педсовету «Безопасность и здоровье наших детей»; анкетирование из приоритетных задач ДОУ, актуальным вопросам модернизации дошкольного образования, например, «Какое место занимает проблема нравственно-патриотического воспитания в развитии дошкольника», «Компетентность педагогов в вопросах индивидуализации развития детей дошкольного возраста», «Готовность к осуществлению инновационной деятельности» и т. д.
Основой целенаправленной деятельности всего педагогического коллектива, рациональной организации методической работы является квалифицированное, качественное планирование. Годовой план ДОУ разрабатывается на основе глубокого анализа итогов работы ДОУ за прошлый учебный год, выявления запросов педагогов в новом учебном году, пожеланий родителей и общественности. Под каждую приоритетную задачу ДОУ планируется система организационно-педагогических и методических мероприятий, формируется состав исполнителей с учетом их квалификации, творческих способностей, возможностей, определяются сроки выполнения и меры контроля
18.
Для изучения уровня подготовки педагогов и их профессиональной деятельности контроль осуществляется в таких формах, как упреждающий, оперативно-обзорный, выборочный, тематический, комплексный. Результаты контроля отражаются в карточках контроля за учебно-воспитательным процессом. Контроль способствует полноценной реализации всех учебно-воспитательных задач ДОУ. С учетом запросов педагогов, их предложений и результатов педагогической деятельности состоит структура методической работы в ДОУ. Содержание методической работы реализуется в различных формах.
С учетом современных подходов, а также приоритетных задач дошкольного учреждения проводятся педагогические советы, которые являются лабораторией педагогического мастерства и одной из важных форм управления и методической работы в дошкольном учреждении. Тематика педсоветов определяется в конце текущего учебного года на основе глубокого анализа состояния учебно-воспитательной работы, анализа информационно-инициативных карточек, которые предлагаются педагогам до заключительного педсовета.
При подготовке педсовета руководствуются следующими правилами: вопросы, вынесенные на рассмотрение педсовета, должны быть современными, перспективными, интересными для всех, практически значимыми; привлечь к подготовке педсовета как можно больше педагогов; педсовет должна побудить педагогический коллектив к творческим поискам. Важным условием, которое обеспечивает эффективную работу педсовета является актуальность ее тематики, учет преемственности вопросов, которые рассматривались в предыдущие годы. Так, за последние годы педагогические советы были посвящены таким актуальным проблемам, как: «Безопасность и здоровье наших детей», «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в ДОУ», «Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью», «Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста», «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам охраны жизни и сохранения здоровья детей» и тому подобное.
Формы проведения педсоветов разнообразны: традиционные (доклад с обсуждением, доклад с содокладом; на основе работы творческой группы над проблемной темой), нетрадиционные (круглый стол, деловая игра, дискуссия, творческий отчет, педсовет с элементами тренинга), педсоветы с использованием активных и интерактивных методов работы с педкадрами
19.
Практика доказала эффективность периодического заслушивания на заседаниях педсовета докладов, посвященных анализу работы педагогического коллектива с научно-методической проблемы, над которой работает ДОУ.
Важным в заседании педсовета является подведение итогов обсуждения проблемы, определение конкретных путей ее решения. Участие педагогов в принятии решения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развитию творческого потенциала педколлектива. Эффективность работы педагогического совета в значительной степени зависит от продуманного выбора формы проведения заседаний, методов работы с педагогами. Традиционные формы стали малоэффективными из-за недостаточной обратной связи с участниками.
В практике стали шире использовать интерактивные формы проведения педсовета. Интерактивные методы работы с педагогами используют обычно во время тех заседаний педагогического совета, которые направлены на повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов, внедрение новых идей, концепций, технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения. Такие методы работы не только способствуют повышению коммуникативной компетенции, но и косвенно систематизируют, конкретизируют, обобщают профессиональные знания, позволяют усовершенствовать определенные профессиональные умения и навыки.
Выбирая форму проведения заседания педагогического совета в целом или форму работы для решения отдельных вопросов, следует обращать внимание не на внешнюю эффектность интерактивных методов, а на их целесообразность для достижения эффективных результатов в решении проблем20.
Для выявления уровня методологических и психолого-педагогических знаний воспитателей во время консультаций, семинаров, методических объединений используют игры-головоломки, в частности, педагогические кроссворды, ребусы. Они позволяют расширить профессиональный кругозор воспитателей, а следовательно - способствуют становлению эффективного педагогического процесса.
Одной из форм эффективного повышения квалификации и мастерства педагогов являются теоретические семинары, цель которых – глубокое изучение актуальных и важных проблем в дошкольном воспитании как в теоретическом, так и в практическом применении приобретенных знаний.
Организации практической деятельности, формированию определенных профессиональных навыков педагогов способствовали практикумы: «Использование фольклора в работе с дошкольниками», «Влияние развития мелкой моторики на формирование речи дошкольников», «Дети раннего возраста: наблюдаем, изучаем, понимаем» (для воспитателей групп раннего возраста) и тому подобное. Эффективной работе семинаров, семинаров-практикумов способствует
использование активных и интерактивных методов, которые наиболее полно отвечают особенностям обучения взрослых: дискуссий, диспутов, деловых игр, элементов тренинга, блиц-турниров, педагогических рингов, лекций-диалогов, практикумов, КВН.
Внедрение активных и интерактивных методов (деловых игр, тренингов) дает возможность выяснить индивидуальные и коллективные образовательные потребности педагогов, степень их профессиональной подготовленности, приобрести навыки решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации.
В последнее время интерес у педагогов вызывают нетрадиционные формы методической работы, такие как деловая игра для воспитателей «Презентация творческих мастерских», мастер-класс «Изобретательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни», мастер-класс для педагогов «Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении по интегрированной личностно ориентированной технологии», педагогический турнир «Игра - хозяйка образовательного процесса»; педагогический КВН, «Методические посиделки. Техника в формировании имиджа педагога», занятия с элементами тренинга для педагогов «Образовательная речевая среда», «Развитие креативных способностей педагогов», «Формирование навыков эффективного взаимодействия») – своеобразная форма обучения знаниям и отдельным навыкам в сфере общения, а также форма их соответствующей коррекции, основанной на активных методах групповой работы (дискуссия, игра, практические упражнения и тому подобное).
Научно-методический рост педагогического мастерства воспитателей обеспечивает такая форма методической работы, как консультации методиста согласно приоритетных задач ДОУ, и выбранных педагогами проблемных тем самообразования21.
Практика доказала эффективность использования групповых форм методической работы (консультаций, мини-педсоветов, семинаров-практикумов). Групповые формы методической работы более мобильны, динамичны, объединяют педагогов с интересами. В них создаются оптимальные условия для творческих дискуссий, обмена опытом работы, выполнения практических задач. Так, эффективной была работа практикумов для воспитателей групп преддошкольного возраста «Влияние развития мелкой моторики на формирование речи дошкольников», «Дети раннего возраста: наблюдаем, изучаем, понимаем», мини - педсовет для воспитателей групп старшего дошкольного возраста «Проблемы подготовки детей к обучению в школе» и другие.
- повышение социально-психологической и педагогической, общей культуры педагогических кадров;
- совершенствование специальных знаний, умений и навыков педагогов, повышение социально-психологической и педагогической культуры воспитателей через систему методических мероприятий (семинаров, консультаций, практикумов, коллективных просмотров, участие в работе методобъединений и т. п);
- развитие учебно-материальной, методической базы по проблеме развития и воспитания детей.
Система методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ ориентируется на выбранные педагогическим коллективом приоритетные направления работы, которые определяют формы, методы и содержание деятельности каждого воспитателя и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства.
В свою очередь, необходимым условием для разработки основных направлений, содержания и методов организации методической работы является изучение профессиональной компетентности педагогических кадров. Конечно, для того чтобы дифференцировать методическую помощь, следует знать психологические особенности каждого педагога и уровень его профессионализма.
Различие целей и задач, индивидуальность каждого педагога должны определять индивидуальность целей, форм, методов, содержания и различных компонентов системы работы с педкадрами17.
Поэтому с целью выявления способности и стремления педагогов к развитию собственного творческого потенциала, уровня их профессионального мастерства и предложений по улучшению работы методической службы проводится педагогическая диагностика.
Диагностирование педагогов является первым шагом к организации методической работы с кадрами. Диагностика результативности деятельности педагогов ДОУ осуществляется различными средствами, среди которых – наблюдение за работой педагогов (взаимодействие детей и педагога в совместной деятельности, во время организованного обучения); беседы по различным вопросам организации педагогического процесса, по психолого-педагогическим проблемам; анализ выступлений педагогов на педагогических советах, семинарах, методобъединения, что позволяет выявить уровень теоретических знаний, умений применять их в разных ситуациях, способность отстоять, аргументировать свою точку зрения, методы работы и тому подобное; анализ педагогической документации; анкетирование педагогов; учитываются мнения родительской общественности в оценке профессионально-личностных качеств педагогов.
Необходимо сформировать у педагогов навыки анализа своей деятельности, чтобы каждый воспитатель смог дать объективную оценку своего труда. С этой целью в работе с педагогами используются анкеты: «Самоанализ собственной педагогической деятельности» в конце учебного года, «Карты самооценки моей деятельности за определенный период (квартал, полугодие и тому подобное), «Самоанализ уровня профессиональной компетентности», «Анкета выявления отношения педагогов к нововведениям», «Современные педагогические технологии», «Анкета для члена творческой группы» и т. п ; анкетирование по проблемным вопросам, которые будут рассматриваться на педсовете, например: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» к педсовету «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам охраны жизни и сохранения здоровья детей», анкетирование по проблеме «Формирование здоровьесохраняющей компетенции у старших дошкольников» к семинару «Формирование основ здорового образа жизни субъектов образовательного пространства ДОУ: проблемы и пути решения», оценка уровня подготовленности педагогов по проблеме «Формируем навыки безопасного поведения у детей» к педсовету «Безопасность и здоровье наших детей»; анкетирование из приоритетных задач ДОУ, актуальным вопросам модернизации дошкольного образования, например, «Какое место занимает проблема нравственно-патриотического воспитания в развитии дошкольника», «Компетентность педагогов в вопросах индивидуализации развития детей дошкольного возраста», «Готовность к осуществлению инновационной деятельности» и т. д.
Основой целенаправленной деятельности всего педагогического коллектива, рациональной организации методической работы является квалифицированное, качественное планирование. Годовой план ДОУ разрабатывается на основе глубокого анализа итогов работы ДОУ за прошлый учебный год, выявления запросов педагогов в новом учебном году, пожеланий родителей и общественности. Под каждую приоритетную задачу ДОУ планируется система организационно-педагогических и методических мероприятий, формируется состав исполнителей с учетом их квалификации, творческих способностей, возможностей, определяются сроки выполнения и меры контроля
18.
Для изучения уровня подготовки педагогов и их профессиональной деятельности контроль осуществляется в таких формах, как упреждающий, оперативно-обзорный, выборочный, тематический, комплексный. Результаты контроля отражаются в карточках контроля за учебно-воспитательным процессом. Контроль способствует полноценной реализации всех учебно-воспитательных задач ДОУ. С учетом запросов педагогов, их предложений и результатов педагогической деятельности состоит структура методической работы в ДОУ. Содержание методической работы реализуется в различных формах.
С учетом современных подходов, а также приоритетных задач дошкольного учреждения проводятся педагогические советы, которые являются лабораторией педагогического мастерства и одной из важных форм управления и методической работы в дошкольном учреждении. Тематика педсоветов определяется в конце текущего учебного года на основе глубокого анализа состояния учебно-воспитательной работы, анализа информационно-инициативных карточек, которые предлагаются педагогам до заключительного педсовета.
При подготовке педсовета руководствуются следующими правилами: вопросы, вынесенные на рассмотрение педсовета, должны быть современными, перспективными, интересными для всех, практически значимыми; привлечь к подготовке педсовета как можно больше педагогов; педсовет должна побудить педагогический коллектив к творческим поискам. Важным условием, которое обеспечивает эффективную работу педсовета является актуальность ее тематики, учет преемственности вопросов, которые рассматривались в предыдущие годы. Так, за последние годы педагогические советы были посвящены таким актуальным проблемам, как: «Безопасность и здоровье наших детей», «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в ДОУ», «Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью», «Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста», «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам охраны жизни и сохранения здоровья детей» и тому подобное.
Формы проведения педсоветов разнообразны: традиционные (доклад с обсуждением, доклад с содокладом; на основе работы творческой группы над проблемной темой), нетрадиционные (круглый стол, деловая игра, дискуссия, творческий отчет, педсовет с элементами тренинга), педсоветы с использованием активных и интерактивных методов работы с педкадрами
19.
Практика доказала эффективность периодического заслушивания на заседаниях педсовета докладов, посвященных анализу работы педагогического коллектива с научно-методической проблемы, над которой работает ДОУ.
Важным в заседании педсовета является подведение итогов обсуждения проблемы, определение конкретных путей ее решения. Участие педагогов в принятии решения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развитию творческого потенциала педколлектива. Эффективность работы педагогического совета в значительной степени зависит от продуманного выбора формы проведения заседаний, методов работы с педагогами. Традиционные формы стали малоэффективными из-за недостаточной обратной связи с участниками.
В практике стали шире использовать интерактивные формы проведения педсовета. Интерактивные методы работы с педагогами используют обычно во время тех заседаний педагогического совета, которые направлены на повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов, внедрение новых идей, концепций, технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения. Такие методы работы не только способствуют повышению коммуникативной компетенции, но и косвенно систематизируют, конкретизируют, обобщают профессиональные знания, позволяют усовершенствовать определенные профессиональные умения и навыки.
Выбирая форму проведения заседания педагогического совета в целом или форму работы для решения отдельных вопросов, следует обращать внимание не на внешнюю эффектность интерактивных методов, а на их целесообразность для достижения эффективных результатов в решении проблем20.
Для выявления уровня методологических и психолого-педагогических знаний воспитателей во время консультаций, семинаров, методических объединений используют игры-головоломки, в частности, педагогические кроссворды, ребусы. Они позволяют расширить профессиональный кругозор воспитателей, а следовательно - способствуют становлению эффективного педагогического процесса.
Одной из форм эффективного повышения квалификации и мастерства педагогов являются теоретические семинары, цель которых – глубокое изучение актуальных и важных проблем в дошкольном воспитании как в теоретическом, так и в практическом применении приобретенных знаний.
Организации практической деятельности, формированию определенных профессиональных навыков педагогов способствовали практикумы: «Использование фольклора в работе с дошкольниками», «Влияние развития мелкой моторики на формирование речи дошкольников», «Дети раннего возраста: наблюдаем, изучаем, понимаем» (для воспитателей групп раннего возраста) и тому подобное. Эффективной работе семинаров, семинаров-практикумов способствует
использование активных и интерактивных методов, которые наиболее полно отвечают особенностям обучения взрослых: дискуссий, диспутов, деловых игр, элементов тренинга, блиц-турниров, педагогических рингов, лекций-диалогов, практикумов, КВН.
Внедрение активных и интерактивных методов (деловых игр, тренингов) дает возможность выяснить индивидуальные и коллективные образовательные потребности педагогов, степень их профессиональной подготовленности, приобрести навыки решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации.
В последнее время интерес у педагогов вызывают нетрадиционные формы методической работы, такие как деловая игра для воспитателей «Презентация творческих мастерских», мастер-класс «Изобретательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни», мастер-класс для педагогов «Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении по интегрированной личностно ориентированной технологии», педагогический турнир «Игра - хозяйка образовательного процесса»; педагогический КВН, «Методические посиделки. Техника в формировании имиджа педагога», занятия с элементами тренинга для педагогов «Образовательная речевая среда», «Развитие креативных способностей педагогов», «Формирование навыков эффективного взаимодействия») – своеобразная форма обучения знаниям и отдельным навыкам в сфере общения, а также форма их соответствующей коррекции, основанной на активных методах групповой работы (дискуссия, игра, практические упражнения и тому подобное).
Научно-методический рост педагогического мастерства воспитателей обеспечивает такая форма методической работы, как консультации методиста согласно приоритетных задач ДОУ, и выбранных педагогами проблемных тем самообразования21.
Практика доказала эффективность использования групповых форм методической работы (консультаций, мини-педсоветов, семинаров-практикумов). Групповые формы методической работы более мобильны, динамичны, объединяют педагогов с интересами. В них создаются оптимальные условия для творческих дискуссий, обмена опытом работы, выполнения практических задач. Так, эффективной была работа практикумов для воспитателей групп преддошкольного возраста «Влияние развития мелкой моторики на формирование речи дошкольников», «Дети раннего возраста: наблюдаем, изучаем, понимаем», мини - педсовет для воспитателей групп старшего дошкольного возраста «Проблемы подготовки детей к обучению в школе» и другие.