Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

профиль Психология и педагогика начального образования

1. Педагогические идеи о первоначальном обучении детей в зарубежной педагогике XVIII-XIX века.


2. Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1) формирование мотивационной основы действия;

2) составление схемы ориентировочной основы действия;

3) формирование действий в материализованной форме;

4) громкая внешняя речь, когда содержание организованной образовательной деятельности отражается в речи;

5) формирование действия во «внешней речи про себя»;

6) формирование действия во внутренней речи.
1-й этап – мотивационный происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации. Для создания познавательной мотивации можно использовать проблемные ситуации (Н.Ф. Талызина).

2-й этап – составление схемы ориентировочной основы действия ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.

3-й этап – формирование действия в материальной или материализованной форме. действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия), например, перекладывание каких-либо предметов при счете. Действие выполняется с преобразованным материалом: моделями, схемами, диаграммами, чертежами и т. п. например счет на палочках. При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется.

4-й этап – формирование действия в громкой речи. ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.


5-й этап – формирование действия во внешней речи «про себя». ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.

6-й этап – формирование действия во внутренней речи. ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика скоростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необходимо вернуться на один из предыдущих этапов). На последнем, шестом, этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».
3. Методы обучения младших школьников.

Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность). В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены к три группы.
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.


4. Особенности воображения младшего школьника.

Особенности воображения младших школьников определяются, с одной стороны, возрастными закономерностями, а с другой — индивидуальными особенностями. Индивидуальные особенности воображения определяются психическими свойствами и предыдущим жизненным опытом человека. Для понимания характера воображения младшего школьника важно учитывать то, как оно развивалось на предыдущих возрастных этапах. Первые проявления воображения у детей тесно связаны с процессом восприятия. На это указывает то, что дети в начале раннего детства (1—1,5 года) не способны еще слушать даже самые простые сказки, постоянно отвлекаясь, но относительно со вниманием могут слушать истории, которые они сами пережили. В этом случае ребенок слушает, потому что он может отчетливо представить те образы, о которых идет речь. Далее связь воображения и восприятия сохраняется, но постепенно ребенок начинает перерабатывать полученные жизненные впечатления в своей психике. Это проявляется, например, в наделении окружающих предметов вымышленными функциями в соответствии с сюжетом игры (стул может стать машиной; шкаф—домом и т. д.). Особенностью воображения на данном возрастном этапе является то, что его образы всегда опосредованны выполняемой игровой деятельностью.



Последующее развитие воображения определяется овладением речью. Речь позволяет ребенку обозначить образы соответствующими понятиями и оперировать в психике не только конкретными представлениями, но и простейшими отвлечен­ными понятиями. Учитывая, что внимание дошкольника часто носит непроизволь­ный характер, это отражается и на развитии его воображения: образы возникают спонтанно, определяются ситуацией.

Существенный качественный скачок в развитии воображения связан с разви­тием произвольности высших психических функций ребенка (Л. С. Выготский). Но этот скачок происходит не сам по себе, а благодаря активному содействию со стороны взрослых (создание оптимальных условий развития с учетом так называе­мой «зоны ближайшего развития»). Конкретно это выражается в организации игровой, художественной и других видов деятельности ребенка. Постановка посиль­ной задачи требует от ребенка активизации внутренних процессов, создания новых образов с учетом своего опыта, имеющихся условий и т. д. Впоследствии ребенок сам для себя произвольно начинает ставить подобные задачи, моделировать их решения, осуществлять задуманное в действиях. В этом случае мы вправе гово­рить о проявлении активного воображения младших школьников.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте во многом связано с тем, как будет организована учебная деятельность детей. Педагог должен сти­мулировать познавательную активность учащихся через создание на занятиях проблемных ситуаций, учитывая индивидуальные особенности деятельности детей. Большое значение для развития воображения имеет изобразительная деятельность, чтение художественных произведений, проведение необычных воспитательных мероприятий, требующих от детей фантазерства и внутреннего раскрепощения.

Говоря о развитии воображения, важно иметь в виду, что речь идет не просто о качественном изменении одного из познавательных процессов, а всей познавательной сферы человека и его некоторых личностных особенностях. Это связано с тем, что воображение непосредственно связано с творческой деятельностью человека.

Роль воображения в творческом процессе велика. Творчество тесно связано со всеми сферами личности: создание нового объекта, нахождение решения, напи­сание произведения и т. д. опосредовано имеющимися знаниями, уровнем развития сботеетствующих способностей, волевыми чертами характера, эмоциональным настроем, переживаниями и др.


Несмотря на признание, что творчество в своей основе уникально, английский ученый Г. Уоллес выделяет 4 основных этапа творческого процесса:

1. Подготовка — зарождение идеи.

2. Созревание — концентрация на проблеме, сбор необходимой информации, ее мысленная переработка (условно можно сказать, что на данном этапе происходит своеобразная «загрузка» подсознания).

3. Озарение — видение всей проблемы, ситуации целиком и генерирование идей на этой основе.

4. Проверка — апробирование на практике найденного решения, получение обратной информации.

Важно, чтобы данный алгоритм был внутренне воспринят («интериориэирован») детьми, чтобы они увидели и прочувствовали, что учение это не только «важно» и «надо», но и «интересно» и «увлекательно». Именно творческая составляющая в учебной деятельности и во всей жизни младших школьников может стать основой для раскрытия их индивидуальности. Это позволит в перспективе выбрать ту сферу учебных и профессиональных интересов, реализация в которой сделает будущую жизнь насыщенной, содержательной и значимой как для самого человека, так и для социума.

5. Психологическая готовность к обучению в школе.

Для успешной адаптации и усвоения требований учебной деятельности ребенок должен иметь необходимый уровень развития в различных сферах. Совокупность этих характеристик часто определяют через понятие «готовность к школьному обучению».

В современной психологии не существует единого определения этого понятия. Более того, часто говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости» (ряд зару­бежных авторов). А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение уме­ниями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптималь­ного уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками. Л И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе определяется уровнем раз­вития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностью к произволь­ной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника.

Есть разные мнения относительно того, какие выделять грани готовности к обуче­нию. Так, иногда говорят о двух аспектах: педагогическом и психологическом. При этом, под педагогической готовностью к школе понимают уровень владения спе­циальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе (навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических опера­ций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания, чтение стихотворений и т. д.).
Психологическая готовность к школе определяется как «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств»

Готовность к школьному обучению-соответствие уровня физического, психического и социального развития ребенка требованиям и условиям учебной деятельности в школе.

При таком подходе общая готовность к обучению рассматривается как комплекс­ная характеристика, позволяющая учесть различные грани.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляю­щей общей готовности и отражает уровень развития у ребенка ряда психологических характеристик. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ —

необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

Виды психологической готовности

Психологическая готовность к обучению в школе — комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являю­щихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую соци­альную среду и для формирования учебной деятельности. Иногда в психологии выделяют два вида психологической готовности к школьному обучению — специальную и общую. Для определения специальной готовности измеряются индивидуальные показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, ко­торые сопоставляются с возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обуче­нию. Общую готовность характеризуют уровень произвольности деятельности, сфор-мированность навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отно­шение к школе и учению и др.

По мнению А. Керна и Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях. Соответ­ственно, они выделяют три компонента готовности: интеллектуальная зрелость, эмо­ционально-волевая зрелость и социальная зрелость. Приведем их описание по книге А. К. Болотовой и И. В. Макаровой «Прикладная психология».

«Под интеллектуальной зрелостью