Файл: Теоретические аспекты информации и коммуникации в управлении бизнесом.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты информации и коммуникации в управлении бизнесом
.1 Понятие информации и коммуникации в управлении бизнесом
.2 Роль коммуникаций в системе управления бизнесом
.3 Информация как фактор оптимизации работы механизмов системы управления бизнесом
Глава 2. Сравнительный анализ подходов к использованию информации и коммуникаций в России и в Западной Европе
.1 Особенности использования информации и коммуникаций в российском менеджменте
.2 Характерные черты использования информации и коммуникаций в управленческой деятельности менеджеров в Западной Европе
.3 Сравнительный анализ подходов к использованию информации и коммуникаций в России и Западной Европе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Последнее десятилетие характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в которой функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.
Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обусловливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальными становятся учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.
Рассматриваемая тема курсовой работы очень актуальна, поскольку, говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.
Важнейший фактор повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств. В этом и заключается актуальность исследуемой темы.
В жизни большинства людей процесс обучения - коммуникация - занимает 70% времени. Умение говорить, слушать, писать, читать - видимо, важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.
Почти невозможно переоценивать важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди на смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.
Однако, коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Цель данной работы: изучить роль информационного обеспечения и коммуникаций в управлении бизнесом на примере зарубежных и отечественных компаний.
Для достижения цели поставим следующие задачи:
- раскрыть понятие информации и коммуникации в управлении бизнесом;
изучить роль коммуникаций в системе управления бизнесом;
определить сущность информации как фактора оптимизации работы механизмов системы управления бизнесом;
провести сравнительный анализ подходов к использованию информации и коммуникаций в России и в Западной Европе.
Объект исследования курсовой работы - управленческие решения. Предмет - коммуникации и информационное обеспечение управленческих решений.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты информации и коммуникации в управлении бизнесом
коммуникация управление бизнес
1.1 Понятие информации и коммуникации в управлении бизнесом
Коммуникация (от лат. communicatio -сообщение, передача) - передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей. Коммуникация - необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, т.к. обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры [9, с.78].
В процессе изучения социокультурной коммуникации важное место занимает такое понятие, как информация.
Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - в самом общем виде - передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней. Первоначально это понятие связывалось исключительно с коммуникативной деятельностью в обществе. Позднее был осознан тот факт, что информационные процессы свойственны также и неживой природе, в связи с чем этот термин был воспринят и соответствующими науками.
Важнейшей особенностью информации является ее двойственность. Она существует в идеальной форме и проявляется в материальных объектах, знаках.
Понятия «коммуникация» и «информация» тесно связаны единым процессом управления в организации, но они не тождественны. Информация - совокупность конкретных сведений, необходимых субъекту для выполнения цели, коммуникация - связующий процесс, проявление сущности человека и его отношений с другими людьми, - это явление социальное. Основу коммуникации составляют интересы людей, опыт, долг, ответственность, ценности, интуиция. Коммуникабельный человек - это человек, склонный, способный к установлению контактов и связей, легко устанавливающий их. Коммуникабельность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему, к новой информации.
Информация возникает, существует и передается благодаря коммуникации. Именно информация является и целью, и средством коммуникации. Без информации нет смысла устанавливать контакты и связи. Но информация эффективна в том случае, когда она нужна, понимаема и соответствует определенным интересам. Коммуникация - это связующий процесс, необходимый для реализации управленческих функций [11, с.125].
Итак, поддерживать порядок в организации, получать информацию, перерабатывать ее и принимать решения, т.е. управлять, можно только с помощью коммуникаций [11, с.128].
.2 Роль коммуникаций в системе управления бизнесом
Коммуникативная подсистема - относительно самостоятельный элемент системы государственного управления, представляющая собой:
совокупность информации, информационных потоков как средство обеспечения согласованности в управлении;
совокупность связей, многообразных взаимодействий и управленческих отношений в системе государственного и муниципального управления;
пространство, в котором формируются и функционируют органы власти и управления.
Термин «коммуникация» (от лат. Communicare- делаю общим, сообщение, передача) в смысловом аспекте социального взаимодействия - это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию [10, с.170].
Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. В системе массовой коммуникации особую значимость имеет коммуникация в управлении.
Управленческие коммуникации - это совокупность информационных связей между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали (внутренняя среда) и с внешней общественной средой.
Понятие «коммуникация» имеет двойной смысл:
во-первых, оно фиксирует статику взаимодействия, например акт, письменный документ, несущий информацию, выполняющий функции: информативную, эмотивную (побуждает эмоции, мотивацию взаимодействия), в том числе правовой акт, выполняющий управленческую функцию (побуждает правоотношения) и через это устанавливающий и поддерживающий фактические контакты.
во-вторых, фиксирует динамику, процесс взаимодействия, контакты, отношения [10, с.172].
Взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона - это связи, независимые от характеристики отдельных личностей, опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия; это система официальных, служебных отношений, определяемых статусом должностного лица, предписаниями, инструкциями, правилами, нормативными актами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием.
Субъективная сторона - это сознательное отношение людей друг к другу, основанное на индивидуальности. Известно, что люди ведут себя по-разному в одной и той же статусной позиции, т.е. придерживаются разных моделей поведения, разных социальных ролей.
Социальная роль - это модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных данному конкретному статусу. Таким образом, статус дает статическую, а роль - динамическую картину социального взаимодействия.
Коммуникация в системе управления - официально, юридически регламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за ними определенной самостоятельности и индивидуальности.
С позиции теории социального взаимодействия орган государственного и муниципального управления можно определить как:
форму взаимодействия людей, направленного на выполнение определенной общественно значимой функции,
социотехническую систему, где системообразующим компонентом выступает человек, совокупность взаимодействующих людей.
Коммуникационная система реализуется одновременно через содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержание обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство» в организации. Отношения - субъективная составляющая коммуникационного процесса.
Взаимодействие обеспечивается и выражается через:
а) систему официальных отношений, регламентируемых юридическими предписаниями;
б) распределение функций (горизонтальная специализация);
в) субординацию должностей (вертикальная специализация, с объемом и мерой ответственности в принятии решений на разных уровнях);
г) систему коммуникаций - средств и каналов передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (отчеты) и по горизонтали (консультации, обмен мнениями равных по рангу).
Управленческая деятельность имеет коммуникативный межличностный характер. Коммуникативное взаимодействие, осуществляется через функциональные связи участников управления. В коммуникационных потоках важна синхронность, достоверность, адекватность на всех этапах коммуникативного процесса - при приеме, передаче и переработке информации, во всех элементах его структуры.
Структура коммуникативного процесса условно имеет четыре элемента:
. Отправитель, лицо, генерирующее идею, или собирающее и передающее информацию.
. Собственно информация (сообщение), закодированная с помощью символов.
. Канал, средство передачи информации.
. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Управленческие коммуникации образуют несколько блоков:
А - коммуникации, обслуживающие органы управления. Это функциональное взаимодействие и служебная информация, циркулирующая в структурах всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих непосредственное социально-экономическое и политико-административное управление.