Файл: Реферат по данной теме. Тема Гносеология теория познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материалы по дистанционному обучению. Философия. Проф. Емельянова Н.Н. Тема лекции: «Гносеология: теория познания». В этой теме исследуется сознание и познавательная деятельность человека. Сначала мы изучаем понятие сознания, его структуру, функции и сущность, проблему бессознательного в философии; затем исследуем сущность познания, его уровни, методы, проблему истины. Задания: подготовить доклады по изучаемой теме согласно календарному плану или ответить на вопросы трех упражнений по выбору; желающим подготовить реферат по данной теме.
Тема: Гносеология: теория познания

  1. Сознание, его структура и сущность.

  2. Сознание и язык. Сознательное и бессознательное.

  3. Сущность познания как вида деятельности человека. Уровни и методы научного познания.

  4. Проблема истины в философии.


1. Гносеология – это раздел теоретической философии, в котором изучается познавательная деятельность человека. Сюда входит обширный круг проблем, касающихся возможностей познания мира, уровней, форм, методов научного познания, свойств и критериев истины. Мы можем познавать мир потому, что обладаем сознанием. Неслучайно слова «сознание» и «познание» имеют в основе понятие «знание». Можно сказать, что сознание – это оперирование знаниями. Поэтому в данной теме мы обратимся сначала к исследованию сознания, которое изначально является также онтологической категорией.

Термин «сознание» впервые в философию ввел Р. Декарт. Сознание относится к сфере идеального (нематериального); его можно определить как субъективный образ окружающего мира. Идеальное свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях и идеалах.

Необходимо различать научное и житейское понятие идеального. В повседневной жизни мы понимаем под идеальным нечто прекрасное, совершенное. В философии идеальное – это нематериальное (характеристика сознания как противоположности материи). В этом плане сознание предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. Также нужно разграничивать
естественнонаучное и философское представление о сознании. Современное естествознание исследует природу сознания в плане «мозг – сознание» и опирается на следующие положения: 1) явления психики имеют материальный носитель – нейрофизиологические процессы головного мозга; 2) мозг человека сформировался под воздействием трудовой деятельности.

Философия исходит из того, что: 1) сознание – это не врожденная, а приобретенная реальность в ходе общественной жизни, форма отражения; 2) носитель сознания: не мозг сам по себе, а человек как общественный продукт. Также есть кибернетический подход в описании сознания, в котором фиксируется возможность автоматизации некоторых видов умственного труда. У таких крупнейших ученых, как Бехтерев, Павлов, Сеченов, сознание предстает социальным феноменом, активной реакцией человека на окружающую действительность.

В истории философии сознание понимали по-разному: душа, дар Божий, продукт активной творческой деятельности, социальный феномен и т. д. В древние времена сознание отождествлялось с душой, которая, в отличие от тела, обладает бессмертием. Мыслители античности полагали, что человеческое сознание зеркально воспроизводит явления окружающей действительности. В средние века под сознанием понимался некий промежуточный уровень между двумя состояниями – низшим и высшим. Низший уровень – это бессознательная жизнь тела. Высший – бессознательное пребывание в «божественном» (редкие мгновения религиозного озарения и слияния с божественным бытием).

В Новое время, наряду с религиозными представлениями, возникли материалистические идеи о сознании как совокупности атомов, которые разрушаются вместе с телом. При этом одни философы настаивали на механистическом содержании сознания, другие отстаивали диалектическую позицию. Р. Декарт ввел понятие интеллектуальной интуиции, то есть отчетливых, ясных понятий разума, являющихся врожденными. Дж. Локк отрицал учение о врожденных идеях и считал, что все понятия возникают у человека в процессе чувственного познания. Дж. Беркли и Д. Юм представили весь мир комплексом субъективных ощущений: сознание индивида первично, поскольку оно конструирует действительность.



Представители немецкой классической философии дали развернутую характеристику сознания. И. Кант, подробно исследовавший чувственность, рассудок и разум, создал учение об априорных формах сознания и подверг критике возможности разума. И. Фихте сосредоточил внимание на творческой функции сознания. Ф. Шеллинг выдвинул тезис о тождестве мышления и бытия. Г. Гегель осуществил развернутый анализ этого тезиса и создал учение о мировом разуме. Л. Фейербах, отвергший умозрительные построения Г. Гегеля, доказывал, что мысль, идея существует только в человеке, в отдельном конкретном существовании. Представители вульгарного материализма (Л. Бюхнер и др.) считали, что сознание – это материальный процесс, обусловленный деятельностью мозга, вырабатывающего мысли. К. Маркс, стоявший на позиции научного материализма, подчеркивал объективность материального бытия и вторичность сознания. Н. Бердяев, напротив, отстаивал первенство субъективной реальности: каков мой дух, таков мой мир. Подобное миропонимание свойственно экзистенциализму и философии жизни. В позитивизме проблема сознания как таковая принципиально не рассматривается, но вписывается в контекст философии науки.

Современная наука исходит из того, что сознание – это субъективная реальность, возникшая как естественный результат эволюционного развития материальных систем. Источниками сознания являются: внешний предметный и духовный мир; социокультурная среда – общие понятия, этические и эстетичные установки, идеалы, правовые нормы; духовный мир человека (опыт, индивидуальные ценности); мозг – природная система, которая обеспечивает функцию адекватного отражения; общее информационное поле.

Понятие сознания – это исходное понятие для обозначения и исследования всех форм проявления духовного, имеющего место в деятельности человека. Сознание нельзя измерить, выразить количественно, ощущать или наблюдать; оно не обладает ни массой, ни энергией. Но оно проявляется опосредованно через язык, поведение, мимику, жесты человека, его целеполагающую деятельность. Человек может осуществлять самонаблюдение, осознавать свое «я» (метод интроспекции).

В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных вопросов, как
сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его изучения. Вопросы эти с древности остаются дискуссионными, не имеющими однозначного решения. Так, идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью (субстанцией) всех вещей и процессов. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как не зависящие друг от друга начала и не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство, в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не является всеобщим. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи – человеческому мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем, человек в единстве с системой – природной, социальной, культурной, в которую он включен как активно действующий элемент. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции); 2) психофизиологическом (сознание – функция головного мозга человека); 3) гносеологическом или эпистемологическом (сознание – высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).

Сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция, внимание.

Ощущение дает человеку непосредственное отражение отдельных внешних сторон предметов и явлений. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля – это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное.

Исключительно важное место в структуре сознания занимает память как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Эмоции – это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, радость, восторг, гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия).
Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознанности путей и средств ее решения. Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания.

Взаимосвязь и всесторонняя активизация названных выше психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволяет глубже осмыслить природу человека. Чувственная, логическая, эмоциональная и волевая сферы сознания существует в тесном единстве.

Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания, указывая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Э. Ильенков писал, что многие мыслители считают, что без сознания человек был бы счастливее, он не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую), при необходимости временно отключают сознание.

Таким образом, сознание означает и понимание, и мышление, т. е. способность создавать опосредованные обобщенные образы. Человек осознает себя как субъект, выражающий отношение к содержанию того, что он воспринимает. На этой основе идет процесс абстрактного мышления.

Структура сознания определяет его функции:

  1. познавательная – основная, создающая картину мира;

  2. целеполагающая – выработка целей собственной деятельности и идеалов, прогнозов будущего;

  3. регулятивная – активное влияние сознания и его продуктов (чувств, идей, идеалов) на отношения между людьми;

  4. информационная – сознание как способ трансляции и передачи социального опыта (знаний, способов мышления, приёмов и правил деятельности);

  5. прогностическая – возможность предвидеть ход развития событий;

  6. оценочная – способность создавать систему оценок различных объектов;

  7. творческая – способность творить и преобразовывать мир. Сознание имеет творческий, активный характер: оно не только отражает, но и творит мир, непрерывно создает новое.

Основа сознания – биологическая (оно обусловлено функциями мозга), но его сущность – социальная: человеком можно стать только в среде себе подобных. Это было подтверждено природными «экспериментами» («дети-Маугли»), а также научным экспериментом советского философа Э. Ильенкова в Загорском интернате для слепо-немо-глухих детей (об этом эксперименте можно почитать в интернете). Сознание – это сознание человека, общества, во всем богатстве его проявления. Оно социально, так как носителем его является человек, живущий в обществе. Он приобретает сознание, лишь включаясь в мир культуры, который является хранителем совокупного опыта человека. Таким образом, сознание создает необходимые предпосылки для утверждения человека в окружающей действительности как существа, познающего мир и самого себя.