Файл: Реферат по данной теме. Тема Гносеология теория познания.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сознание выражается в адекватном, обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении мира. Отражение – это свойство материальных объектов, которое выражается в способности воспроизводить в процессе взаимодействия особенности других предметов. Если в живой природе формами отражения выступают раздражимость и возбудимость, то у человека сознание – это высшая форма информационного отражения, продукт и регулятор общественно-трудовой деятельности. Это универсальное отражение в идеальных образах и способность пользоваться этими образами в процессе мышления.
Поясним это более подробно. Отражение есть на всех уровнях организации материи: физическая форма отражения – иначе она ещё называется «механо-физико-химическое отражение» (например, след на песке). Первой формой отражения в живой природе выступает раздражимость как способность всего живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. Это до-психическая форма отражения. С возникновением мира животных появляется новое свойство отражения – чувственность. Она возникает на основе нервной системы. Это ощущения и восприятия у позвоночных, а также у «умных» животных (обезьяны, кошки, собаки), в виде представлений, т. е. чувственно-наглядных обобщенных образах предметов.
С возникновением центральной нервной системы появляются более высокие уровни отражения: условный и безусловный рефлекс, первая и вторая сигнальная система. Формирование сознания начинается с психики, то есть способности живых существ создавать чувственные обобщенные образы внешней действительности. Цель есть мысленный образ готовой завершенной работы, но еще реально не начатой. Цель всегда предполагает человека, который ставит цели и их реализует.
Сознание становится достоянием всего общества: формируется общественное сознание. Идеал – это высшая цель человека. Сознательность – способность действовать практически, творить мир; это синоним разумности. Гениальность – высшая степень одаренности человека. У Сократа гении – это «дети богов», у А.С. Пушкина гений и злодейство несовместимы.
Таким образом, сознание создает необходимые предпосылки для утверждения человека в этом мире как существа разумного, мыслящего и чувствующего, способного к познанию и самопознанию.
2. Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль, уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное – это событие, обработанное языковой системой мозга.
Язык человека качественно отличается от «языка» животных – жестов, звуков, выражающих их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных – это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека – открытая саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем. Именно язык является средством хранения и передачи накопленных знаний. Не случайно в неопозитивизме и постмодернизме разработана философия языка, исходящая из того, что мы живем в языковой реальности и не можем выйти за ее границы. Мир понимается как текст, словарь со множеством лабиринтов и смыслов. По М. Хайдеггеру, язык – это дом бытия. В отечественной философии материалистический вариант философии языка разрабатывал А.Потебня, доказывавший, что многие языковые понятия возникли в результате трудовой практики человека.
Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (участие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях). В то же время, сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено. Коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т. е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).
Самосознание– это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего внутреннего духовного мира, например, изживает дурные привычки. Осознавая себя в проблемных ситуациях, он никогда не остается таким же, каким был прежде.
С появлением компьютерных технологий проблема сознания и языка оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта. Термин «интеллект» в философии трактуется как высшая познавательная способность мышления, которая отличается творческим, активным характером в отличие от пассивно-чувственных форм познания. В отличие от человека и животных, машина, обладающая так называемым «искусственным интеллектом», оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения»; ЭВМ может выполнять, причем значительно быстрее человека, многие умственные операции. Но полностью заменить человека она не может, потому что работает по программе, заложенной в нее человеком, и находится в его власти.
Проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям: 1) воспроизводство творческих способностей человека; 2) применение диалоговых форм «общения» человека с компьютером; 3) создание робототехники, важнейшим элементом которой является искусственный интеллект.
Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее начинает выступать партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.
Только человек способен сознательно отражать мир. Сознание – универсальное «устройство» по переработке и трансляции информации, которая поступает из природы и от нашего организма. В отличие от природы, сознание не противостоит нам в качестве независимого объекта, сознание познается с помощью сознания. Итак, философия сознания – это поле пересечения онтологии, теории познания, психологии, социологии, антропологии.
Мыслители сводили сознание к интенциональности (направленности на что-то), отождествляли с вниманием или знанием, истолковывали как самосознание, состояние бодрствования и т. д. Так или иначе, сознание – это системный и смыслообразующий элемент человеческого «Я» и социального «Мы». Сознание имеет неалгоритмический характер, обладает необъяснимой способностью провидения (интуитивного постижения), контактирует со сферой бессознательного, проявляется с помощью подвижных языковых структур. Иначе говоря, термин «сознание»
имеет феноменальный, психологический, социальный смысл.
В истории философии большое внимание уделяется проблеме соотношения сознания (сознательного) и бессознательного. Бессознательное представляет собой психические процессы, не представленные в сознании. Под психикой человека понимают всю совокупность внутреннего субъективного мира. Сознание – тоже часть психики, ибо в ней происходят и сознательные, и подсознательные, и бессознательные процессы. Бессознательное можно определить как фрагмент сознания, который в данный момент мы не можем поставить под контроль сознания. Различают два вида бессознательных действий: это те действия, которые никогда не осознавались (бредовые идеи, чувство тревоги, страха и т. д.) и те, которые осознавались и могут совершаться автоматически, т. е. они ранее формировались сознательно. Бессознательное, как правило, отрывочно, фрагментарно, и это усложняет его анализ (сновидения, навязчивые идеи, прозрение, интуиция и т. п.).
В истории философии проблему бессознательного разрабатывали многие мыслители от античности до наших дней (Платон, Р. Декарт, Г. Гегель, Ж. Делез и др.). Если Платон писал о загадочном, темном, «вожделеющем» начале души, то Ж. Делез и Ф. Гваттари охарактеризовали сознание субъекта как одну из «машин внутри тела» и ввели термин «шизоанализ».
Понятие бессознательного активно осмысливалось в XIX в. Так, А. Шопенгауэр создал концепцию бессознательного как Мировой воли – абсурдной, бесцельной, «голодной», обеспечивающей абсурдность и неразумность мира в целом. Ф. Ницше разработал учение о воли к власти как бессознательном начале и законе жизни. К. Маркс создал концепцию социального бессознательного: властные структуры, обладающие скрытыми механизмами воздействия на психику людей, внушают им желаемые мыслительные и поведенческие установки.
Особое место в изучении бессознательного принадлежит австрийскому психиатру З. Фрейду и его ученикам, разработавшим философию психоанализа.
Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание) и «Сверх-Я» (внутриличностная совесть, своего рода моральная цензура, впитавшая социальные нормы и правила). В основе наших действий лежат тайные желания, комплексы и неврозы. Поведением человека управляет не сознание, а бессознательное. «Оно» сильнее «Я»: их отношения напоминают отношения всадника и непокорной лошади (всадник вынужден следовать за лошадью, которая вырывает поводья и идет туда, куда ей хочется). Ядро «Оно» составляют два слоя первичных влечений: сексуальное влечение и влечение к смерти. Однако в обществе существуют правила и требования, не позволяющиеся свободно реализовать эти влечения. Принцип удовольствия, лежащий в основе «Оно», приходит в противоречие с принципом реальности, лежащим в основе общественных норм и запретов. «Я» раскалывается, разрываясь между стремлением сохранить гармоничные отношения и с обществом, и с «Оно». Подобная конфликтная ситуация может стать причиной глубокого душевного невроза.
«Сверх-Я», по Фрейду, напоминает оккупационную власть в осажденном городе, которую можно бояться и ненавидеть, но очень трудно любить. В то же время, внутриличностная совесть – это то, что отличает человека от животных: до тех пор, пока человек способен стыдиться, в нем остается человеческое начало.
Ключевым понятием метода психоанализа является сублимация (переключение): порывы бессознательного «Оно» необходимо переключить в сознательное русло «Я». Осознание человеком глубинных причин собственного невроза – путь к обретению психической целостности и душевного равновесия.
От творчества З. Фрейда пошли следующие направления: собственно фрейдизм, или классический психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта; психоаналитический подход, выводящий все моменты и проблемы взрослого человека из событий и переживаний его детства; психодинамический подход, выводящий происходящее в душе человека из глубинной борьбы (динамики) бессознательных сил.
Философия психоанализа получила развитие в неофрейдизме, прежде всего – в учении К. Юнга, переосмыслившего идеи З. Фрейда. Карл Густав Юнг