Файл: Реферат по данной теме. Тема Гносеология теория познания.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как эмпиризм, сенсуализм, рационализм. Эти учения были основаны на убежденности мыслителей в приоритетности опытного либо логического вида знания. Мы познаем мир не только нашими органами чувств, но и логикой мышления. Вопрос о том, какой вид познания, чувственный или рациональный, дает нам достоверные знания, активно осмысливался представителями немецкой классической философии.
И. Кант дал подробную характеристику познавательных способностей человека, которые одновременно являются формами сознания. Это чувственность – способность к ощущениям; рассудок – способность к понятиям и суждениям; разум – способность к умозаключениям. Разум ограничен в своих возможностях: он познает явление, но не может познать сущность.
В отличие от И. Канта, Г. Гегель не сомневался в возможностях разума. Он считал, что нет пределов дерзновенности познания, которое подчиняется диалектической логике. Чувственные данные перерабатываются в понятие. Понять предмет – значит осознать его понятие. Идея представляет собой превращение знания в действительность. В свою очередь, философия марксизма выступила как итог истории познания. Сущность познавательного отношения человека к миру раскрывалась исходя из анализа его предметно-практической преобразовательной деятельности.
«Знание-как», будучи по форме объяснением, отвечает на вопрос «почему?», в отличие от констатирующего «знания-что». По структуре различают знание обыденное и специализированное. По предмету – знание о Боге, мире, человеке. По функциям – практическое, духовно-практическое, умозрительное. По способу получения – откровенное (его источник – вне мира), ординарное (эмпирическое и теоретическое). Знание может интерпретироваться как достоверное, проблематичное, догматическое, вероятностное, аксиоматическое, виртуальное, ложное, бессмысленное (не имеющее оснований) и т. д.
Познание разворачивается преимущественно на территории повседневности. Но, в зависимости от содержания, целей, средств, оно может быть научным, философским, художественным, религиозным. Номотетическое (греч. «номос» – закон) познание ориентировано на обнаружение общего, устойчивого, повторяющегося. Идеографическое (греч. «идея» и «графо» – пишу) познание направлено на анализ единичного, ситуативного, уникального. Но, так или иначе, в структуре познавательной деятельности мы всегда имеем дело с чувственным или рациональным познанием.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств (зрение, слух осязание и др.). Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие и представление.
Ощущение – это субъективный образ предмета, первичная информация о мире. Ощущения всегда множественны: если перед нами – красная роза, то мы видим красный цвет (зрение), ощущаем приятный запах (обоняние), чувствуем колючесть (осязание) и т. п. Восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нем отражаются различные свойства вещи как одно целое. Ту же красную розу мы воспринимаем сразу и целиком – как предмет, обладающий определенным цветом, запахом и т. д. Представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Так, красную розу мы легко представим себе, хотя в данный момент ее перед нами нет. Чувственное познание базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д.
Рациональноепознание – это, прежде всего, мышление, которое опирается на чувственное познание и дает обобщенное знание. Оно осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это обобщенное логическое выражение существенных свойств предметов. В них закрепляются результаты познания. Научные понятия выражают внутренние связи и отношения, служат ступенями познания. Понятия подвержены изменениям в результате практики, которая закрепляется в сознании в форме понятий. Понятия возникают и существуют в сознании в виде суждений. Суждение – это форма, в которой совершается мыслительный процесс: мыслить – значит высказывать суждения. Они могут быть утвердительными или отрицательными. Элементами всякого суждения являются понятия, а содержание самих понятий раскрывается путем суждения. К суждению человек может прийти опосредованно с помощью умозаключения.
Умозаключение – это вывод из нескольких суждений. Умозаключения на основе имеющихся знаний дают нам новые знания. Здесь совершается переход от известного к неизвестному путем выведения одних суждений из других. Суждения, на основании которых делается вывод, называются посылками. Выведенное новое суждение – это следствие или заключение. Вывод, если он сделан правильно, всегда содержит новое знание. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Дедуктивное умозаключение (силлогизм) – логико-методологическая процедура, посредством которой в процессе рассуждения осуществляется переход от общего к частному.
Атрибутом чувственного познания является живое созерцание. Атрибутом рационального познания является абстрактное мышление. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания – к абстрактному мышлению, и от него – к практике.
Практика – это целесообразная деятельность человека по изменению окружающей действительности. Практическая человеческая деятельность синтезирует материальный аспект реальности и идеальную цель деятельности, которая предстает законом реализации самой практики. Практика складывается из двух процессов деятельности – распредмечивания и опредмечивания. Распредмечивание – это переход объекта в мысль, то есть познание скрытых свойств предмета. Опредмечивание – это переход мысли в объект, то есть создание новых предметов на основе полученных знаний. Благодаря механизму опредмечивания и распредмечивания труда обеспечивается, с одной стороны, непрерывность процесса производства материальных основ жизни человека и «воспроизводство» самого трудящегося человека, а с другой – преемственность и наследование самих способов производства и форм социальной жизни людей.
Заметим, что познание не может быть исключительно чувственным или только рациональным. Это многоцелевой механизм, функционирующий в разных знаково-символических программах. Кроме того, в него встроена сложная «оптика» иррационального. Не случайно аргентинский философ М. Бунге фиксирует четыре уровня познания – интуитивный, логико-структурный, лингво-символический, практический. Итог познания – достижение истинного знания.
На основе чувственного и рационального познания создаются формы и методы научного познания.
Высшей и основной формой познания считается наука. Научный метод – это система регулятивных принципов, приемов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Наука представляет собой системную познавательную деятельность, ориентированную на производство объективных, организованных, обоснованных, общезначимых знаний. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе и мышлении. Это систематизированное знание, которое предполагает наличие законов.
Современная наука обладает мощным материальным и интеллектуальным потенциалом. Она отличается от обыденного познания объектом, целью, средствами и уровнем познавательной деятельности (эмпирический и теоретический).
1) Научный объект – наблюдаемые и ненаблюдаемые явления (элементарные частицы).
2) Цель – коренные проблемы, научные гипотезы, долговременные прогнозы, открытие законов, создание научной теории.
3) Средства – научная аппаратура, специальные методы исследования, искусственные языки, специальная научная терминология.
Научное знание (в виде понятия, закона, объяснения, прогноза) разворачивается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Выделяют такие формы научного познания, как проблема, факт, гипотеза, теория. Последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных некоторой совокупностью базисных идей, согласно И. Лакатосу, трансформируется в научно-исследовательскую программу. Рост научного знания обеспечивается за счет интеллектуальной честности, нестандартных подходов, смелых и дерзких аналогий, отсутствия страха перед опровержениями и ошибками, постановки и решения нетривиальных проблем. И, конечно, наука немыслима без методологии.
Методология – это направленность сознания на конструирование, проверку, совершенствование и изучение методов решения научных проблем (задач). Есть метод как подход и метод как способ. Подход есть общая схема мировидения, стратегия познавательной деятельности. Например, в философии имеются диалектический, метафизический, феноменологический, аналитический подходы и т. д. Подходы базируются на принципах, которые играют роль правил научной игры. Они определяют программу использования методов как способов. Последние представляют собой систему осмысленных, целенаправленных, контролируемых средств, процедур, операций, алгоритмов решения проблем и преодоления научных аномалий.
Принципы по охвату условно делят на общенаучные, частнонаучные и региональные частнонаучные.Общенаучные принципы имеют универсальный характер и регулируют любую научную деятельность. Познакомимся с ними.
Принцип объективности ориентирует ученого на 1) устранение (полное или частичное) субъективных аспектов познавательного процесса; 2) отражение объектов такими, какими они есть, независимо от личностных оценок. Он требует следовать познавательным стандартам. Знание объективно, если возможна его независимая проверка со стороны научного сообщества. Как видим, обнаруживается две стороны объективности: соответствие внешнему (реальности) и отстраненность от внутреннего (индивидуального сознания).
Принцип системности есть констатация того, что все явления (предметы, процессы, события) являются целостными системами различной степени иерархии и сложности. Поэтому исследователь должен учитывать взаимодействие и взаимосвязь элементов системы. Нарушение данного принципа – это действие, часто описываемое с помощью словосочетания «вырвать из контекста».
Принцип историзма представляет собой проверенную временем норму: явление (событие, процесс) целесообразно рассматривать в программе его возникновения, развития, изменения. Согласно К. Попперу, историзм – это «реконструкция прошлых дискуссий вокруг определенных научных проблем». Когда студент в курсовую или дипломную работу вводит рубрику «Степень разработанности темы», он уже следует данной норме.
Принцип детерминизма констатирует наличие объективной, закономерной взаимосвязи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений, событий и процессов. Уже более двухсот лет естествоиспытатели спорят на предмет наличия космологического детерминизма, согласно которому все происходящее в мире предопределено законами природы. Гуманитарии, в свою очередь, дискутируют о социальном детерминизме, т. е. существовании законов, обусловливающих общественное развитие.
Частнонаучные принципы функционируют в больших автономных познавательных кластерах (естественные науки, точные, социально-гуманитарные, технические). Трудно, например, представить естествознание без принципов наблюдаемости, простоты, причинности, точности.
Методы как способы тоже делят на общенаучные, частнонаучные, локальные (специальные), а также на эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы ориентированы на непосредственное целенаправленное и организованное чувственное взаимодействие субъекта с объектом. Теоретические – на опосредованное взаимодействие, когда объект помещается в некое познавательное пространство (формально-логическое, математическое, концептуальное).
К общенаучным эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент. В первом случае объект находится в естественных условиях, а пассивный субъект ограничивается лишь фиксацией факта (фактов). Во втором случае объект исследуется активным субъектом в специально заданных, воспроизводимых условиях. Эксперимент является более сложным и продуктивным типом опыта. И наблюдение, и эксперимент сопровождаются описанием, измерением
И. Кант дал подробную характеристику познавательных способностей человека, которые одновременно являются формами сознания. Это чувственность – способность к ощущениям; рассудок – способность к понятиям и суждениям; разум – способность к умозаключениям. Разум ограничен в своих возможностях: он познает явление, но не может познать сущность.
В отличие от И. Канта, Г. Гегель не сомневался в возможностях разума. Он считал, что нет пределов дерзновенности познания, которое подчиняется диалектической логике. Чувственные данные перерабатываются в понятие. Понять предмет – значит осознать его понятие. Идея представляет собой превращение знания в действительность. В свою очередь, философия марксизма выступила как итог истории познания. Сущность познавательного отношения человека к миру раскрывалась исходя из анализа его предметно-практической преобразовательной деятельности.
«Знание-как», будучи по форме объяснением, отвечает на вопрос «почему?», в отличие от констатирующего «знания-что». По структуре различают знание обыденное и специализированное. По предмету – знание о Боге, мире, человеке. По функциям – практическое, духовно-практическое, умозрительное. По способу получения – откровенное (его источник – вне мира), ординарное (эмпирическое и теоретическое). Знание может интерпретироваться как достоверное, проблематичное, догматическое, вероятностное, аксиоматическое, виртуальное, ложное, бессмысленное (не имеющее оснований) и т. д.
Познание разворачивается преимущественно на территории повседневности. Но, в зависимости от содержания, целей, средств, оно может быть научным, философским, художественным, религиозным. Номотетическое (греч. «номос» – закон) познание ориентировано на обнаружение общего, устойчивого, повторяющегося. Идеографическое (греч. «идея» и «графо» – пишу) познание направлено на анализ единичного, ситуативного, уникального. Но, так или иначе, в структуре познавательной деятельности мы всегда имеем дело с чувственным или рациональным познанием.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств (зрение, слух осязание и др.). Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие и представление.
Ощущение – это субъективный образ предмета, первичная информация о мире. Ощущения всегда множественны: если перед нами – красная роза, то мы видим красный цвет (зрение), ощущаем приятный запах (обоняние), чувствуем колючесть (осязание) и т. п. Восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нем отражаются различные свойства вещи как одно целое. Ту же красную розу мы воспринимаем сразу и целиком – как предмет, обладающий определенным цветом, запахом и т. д. Представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Так, красную розу мы легко представим себе, хотя в данный момент ее перед нами нет. Чувственное познание базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д.
Рациональноепознание – это, прежде всего, мышление, которое опирается на чувственное познание и дает обобщенное знание. Оно осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это обобщенное логическое выражение существенных свойств предметов. В них закрепляются результаты познания. Научные понятия выражают внутренние связи и отношения, служат ступенями познания. Понятия подвержены изменениям в результате практики, которая закрепляется в сознании в форме понятий. Понятия возникают и существуют в сознании в виде суждений. Суждение – это форма, в которой совершается мыслительный процесс: мыслить – значит высказывать суждения. Они могут быть утвердительными или отрицательными. Элементами всякого суждения являются понятия, а содержание самих понятий раскрывается путем суждения. К суждению человек может прийти опосредованно с помощью умозаключения.
Умозаключение – это вывод из нескольких суждений. Умозаключения на основе имеющихся знаний дают нам новые знания. Здесь совершается переход от известного к неизвестному путем выведения одних суждений из других. Суждения, на основании которых делается вывод, называются посылками. Выведенное новое суждение – это следствие или заключение. Вывод, если он сделан правильно, всегда содержит новое знание. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Дедуктивное умозаключение (силлогизм) – логико-методологическая процедура, посредством которой в процессе рассуждения осуществляется переход от общего к частному.
Атрибутом чувственного познания является живое созерцание. Атрибутом рационального познания является абстрактное мышление. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания – к абстрактному мышлению, и от него – к практике.
Практика – это целесообразная деятельность человека по изменению окружающей действительности. Практическая человеческая деятельность синтезирует материальный аспект реальности и идеальную цель деятельности, которая предстает законом реализации самой практики. Практика складывается из двух процессов деятельности – распредмечивания и опредмечивания. Распредмечивание – это переход объекта в мысль, то есть познание скрытых свойств предмета. Опредмечивание – это переход мысли в объект, то есть создание новых предметов на основе полученных знаний. Благодаря механизму опредмечивания и распредмечивания труда обеспечивается, с одной стороны, непрерывность процесса производства материальных основ жизни человека и «воспроизводство» самого трудящегося человека, а с другой – преемственность и наследование самих способов производства и форм социальной жизни людей.
Заметим, что познание не может быть исключительно чувственным или только рациональным. Это многоцелевой механизм, функционирующий в разных знаково-символических программах. Кроме того, в него встроена сложная «оптика» иррационального. Не случайно аргентинский философ М. Бунге фиксирует четыре уровня познания – интуитивный, логико-структурный, лингво-символический, практический. Итог познания – достижение истинного знания.
На основе чувственного и рационального познания создаются формы и методы научного познания.
Высшей и основной формой познания считается наука. Научный метод – это система регулятивных принципов, приемов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Наука представляет собой системную познавательную деятельность, ориентированную на производство объективных, организованных, обоснованных, общезначимых знаний. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе и мышлении. Это систематизированное знание, которое предполагает наличие законов.
Современная наука обладает мощным материальным и интеллектуальным потенциалом. Она отличается от обыденного познания объектом, целью, средствами и уровнем познавательной деятельности (эмпирический и теоретический).
1) Научный объект – наблюдаемые и ненаблюдаемые явления (элементарные частицы).
2) Цель – коренные проблемы, научные гипотезы, долговременные прогнозы, открытие законов, создание научной теории.
3) Средства – научная аппаратура, специальные методы исследования, искусственные языки, специальная научная терминология.
Научное знание (в виде понятия, закона, объяснения, прогноза) разворачивается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Выделяют такие формы научного познания, как проблема, факт, гипотеза, теория. Последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных некоторой совокупностью базисных идей, согласно И. Лакатосу, трансформируется в научно-исследовательскую программу. Рост научного знания обеспечивается за счет интеллектуальной честности, нестандартных подходов, смелых и дерзких аналогий, отсутствия страха перед опровержениями и ошибками, постановки и решения нетривиальных проблем. И, конечно, наука немыслима без методологии.
Методология – это направленность сознания на конструирование, проверку, совершенствование и изучение методов решения научных проблем (задач). Есть метод как подход и метод как способ. Подход есть общая схема мировидения, стратегия познавательной деятельности. Например, в философии имеются диалектический, метафизический, феноменологический, аналитический подходы и т. д. Подходы базируются на принципах, которые играют роль правил научной игры. Они определяют программу использования методов как способов. Последние представляют собой систему осмысленных, целенаправленных, контролируемых средств, процедур, операций, алгоритмов решения проблем и преодоления научных аномалий.
Принципы по охвату условно делят на общенаучные, частнонаучные и региональные частнонаучные.Общенаучные принципы имеют универсальный характер и регулируют любую научную деятельность. Познакомимся с ними.
Принцип объективности ориентирует ученого на 1) устранение (полное или частичное) субъективных аспектов познавательного процесса; 2) отражение объектов такими, какими они есть, независимо от личностных оценок. Он требует следовать познавательным стандартам. Знание объективно, если возможна его независимая проверка со стороны научного сообщества. Как видим, обнаруживается две стороны объективности: соответствие внешнему (реальности) и отстраненность от внутреннего (индивидуального сознания).
Принцип системности есть констатация того, что все явления (предметы, процессы, события) являются целостными системами различной степени иерархии и сложности. Поэтому исследователь должен учитывать взаимодействие и взаимосвязь элементов системы. Нарушение данного принципа – это действие, часто описываемое с помощью словосочетания «вырвать из контекста».
Принцип историзма представляет собой проверенную временем норму: явление (событие, процесс) целесообразно рассматривать в программе его возникновения, развития, изменения. Согласно К. Попперу, историзм – это «реконструкция прошлых дискуссий вокруг определенных научных проблем». Когда студент в курсовую или дипломную работу вводит рубрику «Степень разработанности темы», он уже следует данной норме.
Принцип детерминизма констатирует наличие объективной, закономерной взаимосвязи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений, событий и процессов. Уже более двухсот лет естествоиспытатели спорят на предмет наличия космологического детерминизма, согласно которому все происходящее в мире предопределено законами природы. Гуманитарии, в свою очередь, дискутируют о социальном детерминизме, т. е. существовании законов, обусловливающих общественное развитие.
Частнонаучные принципы функционируют в больших автономных познавательных кластерах (естественные науки, точные, социально-гуманитарные, технические). Трудно, например, представить естествознание без принципов наблюдаемости, простоты, причинности, точности.
Методы как способы тоже делят на общенаучные, частнонаучные, локальные (специальные), а также на эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы ориентированы на непосредственное целенаправленное и организованное чувственное взаимодействие субъекта с объектом. Теоретические – на опосредованное взаимодействие, когда объект помещается в некое познавательное пространство (формально-логическое, математическое, концептуальное).
К общенаучным эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент. В первом случае объект находится в естественных условиях, а пассивный субъект ограничивается лишь фиксацией факта (фактов). Во втором случае объект исследуется активным субъектом в специально заданных, воспроизводимых условиях. Эксперимент является более сложным и продуктивным типом опыта. И наблюдение, и эксперимент сопровождаются описанием, измерением