Файл: Реферат по данной теме. Тема Гносеология теория познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(1875-1961 гг.) выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времен и культур архетипы. Особое внимание ученый уделил коллективному бессознательному, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.

К. Юнг полагал, что существует определенная наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. Именно эта определенность и выражена в том, что Юнг назвал архетипами, влияющими на наши мысли, чувства, поступки. Некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, что приводит к глубокому мотивационному расколу личности.

Кроме К. Юнга, известными представителями неофрейдизма являются А. Адлер (1870-1937), Э. Фромм (1900-1980), Г. Маркузе (1898-1979), К. Хорни (1885-1953), В. Райх (1897-1957) и др. Неофрейдизм, ставший современным направлением психологии и философии, подверг критике фрейдистские концепции, имеющие «иллюзорный» и «ненаучный» характер. Однако психоанализ З. Фрейда был затронут лишь частично, а именно – в области теоретических выводов и процедуры психоаналитического исследования, а также в толкованиях психических процессов в деятельности каждого индивида. Общие установки и принципы классического психоанализа были сохранены. Основными из них стали представления об иррациональных моментах, происходящих в деятельности человека, о «репрессивности» общества и культуры, о расщепленности и конфликтности внутреннего мира отдельной личности. Психические нормы рассматриваются как способ приспособления личности к социуму, т. е. защитные формы поведения. Данное направление исключает теорию З. Фрейда о сублимации и либидо, отрицая определяющую роль бессознательного. Представители неофрейдизма переходят на изучение межличностных отношений для получения ответов на вопросы о человеческом существовании в целом, о ценностных установках индивида. В этом неофрейдизм сближается с экзистенциализмом (особенно явно это прослеживается в идеях Э. Фромма).


Неофрейдисты выделяют основные коллективные неврозы современности: невроз страха, невроз покорности, невроз привязанности и неврозоизоляция (бегство от общества). В качестве основной причины неврозов выступает тревога, возникающая еще в детском возрасте при столкновении с враждебным миром. Именно эта причина не позволяет индивиду развить чувство гармонии при взаимодействии с социальной общественной структурой. У человека формируется чувство одиночества, оторванности от окружающих. Общество рассматривается в качестве источника всеобщего отчуждения и признается враждебным личности, ее идеалам и жизненным ценностям. Поэтому обретение внутренней гармонии каждым индивидом рассматривается как путь к исцелению общества в целом.

Как видим, проблема бессознательного продолжает оставаться актуальной и вызывает глубокий интерес ученых в наши дни.

3. Познание – это необходимый вид деятельности человека, способного разумно ставить цели, создавать модели, строить прогнозы. Раздел философии, изучающий этот вид деятельности, имел множество наименований – исследование познания, критика разума, анализ ума, философия познания. Наибольшее распространение получили три термина – «теория познания», «гносеология», «эпистемология». В русскоязычной учебной литературе доминируют два первых, в современной академической философии чаще используется последний. Иногда его применяют только в отношении теории научного познания («эпистемэ» в переводе с древнегреческого – достоверное знание). Нередко эти термины рассматриваются как синонимы. В данном разделе теоретической философии изучается познавательная деятельность человека: возможности познания, уровни, формы, методы научного познания, свойства и критерии истины.

Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину окружающей действительности? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название гносеологического оптимизма (французские материалисты, Г. Гегель и Л. Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты, многие современные философские школы). Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания – агностики. Элементы агностицизма содержатся в релятивизме древнегреческих софистов, в идеях античного скептицизма, у Д. Юма и И. Канта.

В современной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально-чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения.

Субъект познания – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект познания – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность, объекта – приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием. Человек может быть как объектом, так и субъектом познания. Он становится субъектом, когда включен в социальную деятельность. Общество выступает субъектом познания через способы познавательной деятельности и систему накопленного знания. Индивид становится субъектом познания, когда может овладеть миром культуры и превратить достижения человечества в свои силы и способности (язык, логические категории знаний). Таким образом, процесс познания есть единство объекта и субъекта, результатом которого выступает знание.

Если онтология имеет своим объектом бытие, то объект гносеологии – знание и динамика его формирования. Теория познания находится в тесном контакте с методологией, логикой, философией науки, психологией, социальной философией.

Выделяют два исторических типа теории познания – классическая (формируется в XVI – XVII вв.) и неклассическая (складывается в ХХ в.).

Классическая теория познания, породившая разделение на эмпиризм и рационализм, ориентирована на критицизм, разграничение знания и мнения, реального и иллюзорного. Ее идеал – обоснованное знание. Классика отличается гносеологическим оптимизмом, верой в силу и превосходство науки. Ей присуще преклонение перед всесильным разумом познающего субъекта, способного открыть неизменные законы мироздания, постичь все тайны бытия.

Неклассическая теория познания отказывается от наукоцентризма в пользу культуроцентризма, вписывает знание в широкий контекст исторически изменчивых социальных структур и духовной жизни. Приходит осознание того, что охватить бытие во всем его многообразии невозможно. Для неклассической теории познания характерны отказ от поиска конечных истин, множественность равноценных объяснений реальности. Приходит осознание ограниченности человеческого интеллекта, неизбежности и продуктивности ошибок и заблуждений.


Также достаточно известными являются эволюционная, генетическая, аналитическая и социальная теории познания.

Эволюционная теория познания, возникшая под влиянием учения Ч. Дарвина, исходит из того, что человек – результат развития живой природы. Его познавательные способности определяются органической эволюцией, есть результат естественного отбора. Познание понимается как адаптация живых организмов (включая людей) к окружающей среде; знание универсально, оно помогает выжить. Исследуется изменение познавательных способностей, осмысливается эволюция языка, научных идей и объяснений, теорий и исследовательских программ.

Генетическая теория познания ориентирована на исследование стадий становления мышления, анализ познавательных структур человеческого интеллекта в его индивидуальном развитии. Интеллект ответственен за адаптацию и координацию отношений организма с окружающей средой. Прогресс познания обеспечивается переходом от фиксации наблюдаемых явлений к рефлексии и теоретическому конструированию.

Аналитическая теория познания занимается лингвистическими и логико-методологическими проблемами, вопросами семантики и типологии знания. В ее рамках разрабатываются критерии достоверности знания, исследуются механизмы его получения и обработки. Цель аналитиков – построить теорию, которая является простой и ясной, сделать ее логический аппарат понятным и обоснованным.

Социальная теория познания исследует социальные аспекты получения, трансформации, функционирования знания (мнения, убеждения, верования), его оценки и контроля над ним. Акцент делается на интеллектуальных практиках, реализуемых в социальных группах (в т. ч. научных коллективах), зависимости познавательной деятельности от форм коммуникации, технологий, господствующих систем ценностей и норм, политики, моды и т. д.

Есть и другие типы и направления теории познания – компьютерная, натуралистическая, неореалистическая и т. д. В начале ХХI века теория познания стала одной из наиболее динамично развивающейся отраслей философии. Она успешно адаптируется к новым информационно-коммуникативным условиям, плодотворно контактирует с точными науками, естествознанием, социально-гуманитарными дисциплинами.

Ключевыми гносеологическими терминами являются «знание», «познание», «истина».

Большой интерес представляет проблема соотношения веры и знания. Можно знать
(или не знать) символ веры и содержание Корана, размеры Млечного пути и массу протона, бином Ньютона и косинус прямого угла, дату основания Донецка и предпосылки Французской революций, что такое красота и как избавиться от депрессии, рецепт приготовления пиццы и маршрут до ближайшего рынка, любимое блюдо друга и сорта слив, причину головной боли и способ избавиться от нее и т. д. Человек может знать нечто (знание первого порядка) и знать, что он знает нечто (знание второго порядка). Нет четкой границы между знанием и убеждением (мнением, уверенностью). Знание находится с верой в непростых отношениях. С точки зрения И. Канта, «если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой». В отличие от знания, вера не требует доказательств.

Очевидно, что имеется знание субъективное («я знаю») и объективное («есть знание»). Знание предметно и передается с помощью языка. В идеале оно должно отражать некоторые факты, соответствовать положению дел, быть логически адекватным, рациональным. Знание имеет своим основанием внешнюю реальность, но формируется путем работы сознания.

А что такое незнание? Констатируем, что есть незнание первого порядка (мы знаем, что не знаем нечто), второго порядка (мы не знаем, что не знаем нечто). Наконец есть специфическое знание об абсолютном незнании – мы знаем, что есть нечто, о чем мы ничего не знаем и не можем узнать (например, что происходит с нашим сознанием после смерти).

Знание – это система-программа, в которой действительность и ее альтернативы предстают как явленные в сознании. Эта программа наиболее эффективно функционирует в режиме соответствия (приближения) к внешнему миру. Однако знание не ограничивается отражением внешней реальности. Допускаются «переключения» на абстрактные и гипотетические объекты, возможные миры. Знание – результат определенных усилий, итог познавательной деятельности. Грань между статичным знанием и динамичным деятельностным познанием условна. Они находятся в диалектическом взаимодействии.

Структура познавательной деятельности активно исследовалась философами, начиная с эпохи Нового времени. Именно в этот период возникли такие научные направления