Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Кафедра межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного языка


Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка
Выпускная квалификационная работа



Квалификационная работа допущена к защите

Зав. кафедрой
«____»_____________ 2023 г.

дата
__________________

подпись


Руководитель:

Ерёмина Светлана Александровна,

канд. филол. наук, доцент
__________________

подпись


Исполнитель:

Папилина Екатерина Владимировна,

обучающийся группы РИЛ-1701z
__________________

подпись
Екатеринбург 2023









Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования поэтического текста на уроках русского языка в контексте лингвистического анализа...


12

    1. Поэтический текст и его методическая интерпретация………….

12

    1. Психофизиологические механизмы текстовой деятельности учеников…………………………………………………………….


14

ГЛАВА 2. Применение и использование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста русского языка….


24

    1. Применение текстов Маяковского для лингвистического анализа на уроках русского языка……………………………………….


24

    1. Изучение словообразования Маяковского на уроках русского языка………………………………………………………………...


40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

57

Список использованной литературы…………………………………

59


ВВЕДЕНИЕ
История русского языка связана с собственно исторической наукой, так как непосредственно само развитие языка тесно связано с историей народности и с историей общества в целом. Периодизация истории русского языка в первую очередь учитывает крайне важные периоды отечественной истории. Язык существенно пополняется и изменяется в эпохи наиболее энергичной общественной деятельности людей.

Всё культурно-историческое своеобразие народа находит отражение, прежде всего, в языке. Одной из важнейших тем, касающейся изучения русской языковой системы является вопрос не о происхождении языка как средства общения, а о его структуре.

Формирование материалов для подготовки к урокам русского языка может быть полноценно сформировано только с уклоном на лингвистический анализ поэтического текста.

Анализ художественного текста может быть частичным (неполным) и комплексным (полным). Целостный художественный текст представляет собой художественное единое произведение и требует полного, комплексного анализа. В условиях школьного изучения художественного произведения в силу известных причин это оказывается невозможным и потому целесообразнее, на мой взгляд, подвергать анализу фрагменты данного текста. Зачастую, частичные анализы производятся на каком-либо одном языковом уровне.

Русский язык в школьной программе имеет ряд направлений, которые в дальнейшем смогут сформировать языковую и коммуникативную культуру учащихся. Курс русского языка совмещает в себе комплексный подход к развитию речи: как устной, так и письменной. Также он поможет в усвоении навыков грамотного письма. Следует отметить, что благодаря этому подходу преображается и устная речь учеников. Чтобы понимать все явления развития языка, нужно обращаться к его истории и этимологии.

Дабы не сделать из языка формальный свод правил, нужно комплексно подходить к составлению программ. Поэтический текст помогает обучающимся прочувствовать"живой язык" и понять его суть.

Для полного понимания всех аспектов поэтического языка нужно выстроить последовательную систему, которая поможет учесть понимание произведения.



Среднестатистическому школьнику поначалу будет трудно оценить лирическую поэзию с точки зрения поэтического языка, т.к. она опирается на средства и синтаксические фигуры текста. Но с этим можно легко справиться, если начать уделять внимание характерному для каждого автора стиль речи. Чаще всего анализ происходит без упора на индивидуальный язык поэта. Также из-за невнимательности могут допускаться ошибки в использовании теории и литературных терминов.

Языковая личность должна быть способна самореализовываться. Каждый человек сам выбирает свои ценностные ориентиры, но речь должна быть осознанной. Слова – понимаются, как строительный материал языка, однако каждое слово должно занимать своё место в этой цепочке, то есть употребляться в своём индивидуальном определённом значении, исходя из конкретного контекста. Культура речи – это, прежде всего речь, которая построена по закреплённым нормам (общепринятым правилам) русского языка. Соблюдение норм современного языка – знание традиций употребления единиц самого языка в различных областях, таких как: орфоэпия, лексика, грамматика, правописание (для письменной речи), стилистика. В соответствии с этими нормами уже строятся непосредственно сами высказывания. Чистота речи – важнейшее качество правильности речи. Такая речь свободна от нелитературных слов, не засорена жаргонизмами, диалектизмами, словами-«сорняками». Так, в речи неуместны диалектные слова, жаргонизмы и арготизмы, лишние выражения-клише и так далее.

Однако в художественных произведениях подобные обороты имеют место быть и употребляться как экспрессивные, эмоционально окрашенные слова. Они помогают автору точнее отобразить действительность, полнее раскрыть характеры героев. Для чистоты речи характерны выдержанность стиля, отсутствие элементов других речевых стилей. Исследователи уделяют огромное внимание языковой личности, которая способна к самовыражению.

Условно, слова современного русского языка можно поделить на 2 класса:

1. Обычные слова, общего пользования (лексические единицы языка);

2. Окказионализмы, появляются в процессе вдохновения у создателя произведения, случайные (лексические единицы речи).

Обучающиеся не часто стремятся к изучению классических произведений. Им интереснее окунуться в чтение коротких рассказов из интернета. Это существенно ограничивает их кругозор в мире классической литературы. Влияние старших классов, сверстников-всё это оказывает неизгладимый след на отношении современного школьника к поэзии. Сейчас «не модно» проявлять интерес к авторам прошлых веков, ведь, по мнению детей, эти мысли, теории и отношение к миру, устарели и не имеют никакого полезного влияния.


Вклад учителя как раз таки состоит в том, чтобы открыть ученику мир поэзии, направить его в нужное русло и помочь не заблудиться в этом таинственном мире поэтического текста. Учитель — путеводитель в многогранный мир поэзии. Для того, чтобы изучить текст углублённо, нужно комплексно подходить к его изучению, а также обращать внимание на стиль автора. Это поможет в дальнейшем помочь освоиться в терминологии и более комплексно перерабатывать исходный текст.

Поэтическая речь относится к особой форме общения, она считается уникальной функциональной и эстетической системой, которая черпает структуру из законов языка и украшает картину мира в зависимости от определенного культурного сознания, духовно универсального объекта изучения, процесса и исхода индивидуальной лингвистической, эстетической деятельности индивида. Исходя из этого, поэтические тексты могут помочь возродить, сохранить и преувеличить утраченное у школьников чувство гармонии, возродить и укрепить любовь к родному языку, поскольку именно через поэзию формируется лингвистическая личность, обретает гармонию сознательное и бессознательное, , обостряется восприятие «очень цветущего» в образах и чувствах.

Поэтический текст - это выражение чувств, мыслей и переживаний автора. Стоит отметить, что поэтический текст, как и любой другой, может быть прочитан по-разному. В зависимости от того, какой смысл заложен в стихотворении, читатель или слушатель может интерпретировать его по-своему, внося в него свои смысловые оттенки и посылы.

Это происходит потому, что у каждого человека свой собственный взгляд на мир, свои собственные мысли, чувства и переживания, которые он способен выразить в словесной форме.

Именно поэтому тексты поэтов всегда несут в себе какую-то долю авторской индивидуальности.

В каждом стихотворении есть что-то свое, особенное, не похожее на другие тексты.

Лингвистический анализ поэтического текста позволяет выявить его семантико-стилистическую систему, проследить изменения и трансформации, которые происходят в художественном мире произведения, понять особенности его поэтики.


Лингвистической основой для анализа является текст произведения, который представляет собой систему взаимосвязанных единиц языка.

В качестве единиц текста выступают слова, словосочетания, предложения, тексты. Поэтому лингвистический анализ текста должен осуществляться на основе анализа языковых единиц.

При этом, если мы имеем дело с произведением, написанным в рамках определенного жанра, то анализ должен быть ориентирован на выявление его жанровой специфики.

Однако, анализ отдельных единиц может дать нам только фрагментарную информацию о тексте.

Для более полного представления о художественном тексте, о его художественном своеобразии, мы должны рассматривать его в системе.

Произведения Маяковского представляют собой своеобразные манифесты авторского понимания концепции футуризма. Языковой образ говорящего в стихах Маяковского целиком строится как образ площадного митингового оратора. Стих без метра, на одних ударениях,- потому что площадной крик только и напирает на ударения. Расшатанные рифмы — потому что за этим напором безударные слоги стушевываются и неточность их созвучий не слышна. Нарочито грубый язык — потому что на площадях иначе не говорят. Неологизмы, перекошенные склонения и спряжения, рваные фразы - как крушат старый мир, так изменяют язык старого мира. Гиперболические, вещественно-зримые, плакатно-яркие образы - чтобы врезаться в сознание ошалелой толпы мгновенно и прочно. Все черты поэтики Маяковского возникли в литературе русского модернизма до него, но только у него получили единую мотивировку, которая сделала их из экспериментальных общезначимыми. Владимир Маяковский – яркая и загадочная фигура для истории русской культуры. Он исходил из действительных законов исторической грамматики русского языка. Он находил в существующих корнях, суффиксах и флексиях новые словообразования для достижения большей выразительности речи. Творчество В. Маяковского - это как знаменательная веха в развитии русской литературы, так и пример языкового новаторства, которое может быть объектом исследования для языковедов.

Актуальность темы исследования