Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43]
Поэтический текст, как и любой другой, основан на композиции повествовательного характера.
Повествование может быть основано на последовательном описании событий (событийная композиция) или же на развитии действия (сюжетная композиция). При этом в каждой ситуации автор должен представить себе будущее состояние дела.
Рассказ же, наоборот, как правило, имеет в начале какой-то сюжет. Развив в себе определенный сюжет, автор рассказанного раскрывает его последующее развитие.
Сюжет, в свою очередь, должен быть построен так, чтобы его было интересно читать. Например, самый хороший сюжет – это тот, в котором есть хотя бы небольшой конфликт.
Но чтобы мы прочли рассказ, нужно, чтобы в нем присутствовали события. Необходим какой-либо конфликт в сюжете, чтобы читатель заинтересовался событиями и захотел дочитать до конца.
В повествовании-рассказе, когда автор описывает событие, происходящее в начале какого-то действия, еще нет четко выраженного сюжета, нам показывают лишь, где и когда оно произойдет. Повествовательные тексты используются в основном для того, чтобы описывать не события, а изменения, которые произойдут в результате тех или иных событий. Герои могут испытывать какие-то чувства, но они еще не становятся самостоятельными действующими лицами. Повествовательные повествования имеют тенденцию в повествованном изображении избегать действия.
Сюжетная и психологическая композиции в повествование-рассказы отличаются, прежде всего, тем, что сюжет предполагает определенное развитие событий, а психологическая композиция – нет.
При создании психологического повествования автор должен увидеть связь между событиями, явлениями, характерами и мыслями героев. То есть, текст должен быть наполнен мыслями и чувствами, вызывающими определенные эмоции. А это уже можно осуществить, только учитывая композицию. Поэтому, когда мы анализируем поэтические произведения, нужно рассматривать композицию как способ связи между строчками в поэтическом тексте.
Для построения сюжета мы должны добиться того, что главный герой не только должен быть хорошим, но также и не должен быть плохим. Главный герой – не абстрактный, а конкретный человек, который получает конкретное задание.
Если мы попытаемся проанализировать текст по теме, то нам будет необходимо определить, какова должна быть тема данного произведения.
Различные авторы по-разному воспринимают тему текста. Изучая, содержание, мы можем прийти к заключению, что в целом тема должна быть эмоционально выразительна и жизненна.
В конечном итоге, это возможно только тогда, когда объединены и сюжетная, и психологическая, и эмоциональная композиции.
Нарисуем метафору: жизнь после жизни – это «овощной холодильник». В том случае, если бы некоторые обитатели «овощехранилища» были живыми людьми, то они могли бы испугаться, когда их вынесли на свет. Но, к счастью, после того как только один заглянул в этот «холодильник», все остальные, в том числе и он сам, совершенно не боятся.
Таким образом, принципы композиции можно сформулировать так:
1) принцип единства;
2)принцип соподчиненности;
3) принцип изоморфизма.
1.2. Психофизиологические механизмы текстовой деятельности учеников
В процессе общения с учителем и другими учениками происходит не только формирование их личности, но и усвоение ими определенных знаний и способов умственной деятельности. Изучение психологических аспектов обучения и развитие личности ученика предполагают, прежде всего, анализ тех процессов, которые происходят в психике человека при овладении учебной деятельностью.
В психологии принято различать два вида учебной деятельности: деятельность ученика и деятельность учителя. Учащиеся – это субъекты учебной деятельности, учитель же – субъект деятельности. При этом, как известно, в учебной деятельности всегда участвуют и три субъекта: учитель – ученик – предмет. У каждого из них свои специфические роли. Учитель – это человек, который обучает, передает ученику знания, умения и навыки, а также воспитывает его.
Ученик – человек, усваивающий знания, навыки и умения в процессе обучения, а также развивающий свои способности и формирующий свою личность. Предмет – то, что ученики изучают в школе. В учебной деятельности участвуют все субъекты, но каждый из них выполняет свои особые роли. В частности, роль учителя заключается в том, чтобы направлять и контролировать деятельность учеников, создавать для них ситуации успеха, проверять знания и умения учеников, вести их к нужному результату.
Роль ученика заключается в сознательном выполнении учебной деятельности, в активном поиске знаний, в самостоятельной постановке целей и задач, в самоконтроле и самопроверке. Роль преподавателя заключается в создании условий для усвоения знаний и умений, в подготовке к уроку, во введении и объяснении нового материала, в проверке знаний учащихся, в обобщении результатов и анализе учебного процесса.
На уроке учитель организует деятельность учащихся по усвоению новых знаний и способов действий, а также контроль и оценку их деятельности. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями, которые позволят им свободно ориентироваться в жизни, правильно воспринимать явления окружающей действительности, успешно взаимодействовать с людьми в коллективе, решать учебные задачи, выбирать профессию.
Эти процессы протекают в условиях общения человека с другими людьми, в ходе усвоения знаний, умений и навыков. А. Н. Леонтьев указывал, что общение выступает как один из основных факторов, определяющих развитие психики человека. Оно дает материал для развития тех сторон психической деятельности, которые в первую очередь связаны с предметными действиями и деятельностью. [Леонтьев, 1976: 44]
Эти стороны психики могут быть представлены в виде определенных форм интеллектуальной деятельности. В частности, А. Р. Лурия отмечал, что умственное развитие ребенка определяется прежде всего тем, насколько он способен к деятельности с предметами, к действиям с ними. На основе предметной деятельности складывается умение ориентироваться в пространстве. Развитие речи предполагает овладение языком, а овладение речью — это не только использование языка, но и овладение средствами общения. [Лурия, 1979: 48]
Вместе с тем для ребенка, как и для взрослого, характерно использование тех же психических процессов, что и для других людей. Все эти процессы, их развитие и функционирование — очень тонкий механизм, который требует контроля со стороны сознания. Овладение этими процессами, их применение в новых условиях требует целенаправленного контроля сознания. Этот контроль осуществляется на основе определенных знаний, которые получает ребенок.
Знания позволяют ребенку ориентироваться в новой ситуации и применять свой опыт, накопленный в прошлом. В процессе усвоения знаний ребенок овладевает способами выполнения действий. Он учится не только воспринимать и воспроизводить то, что ему уже известно, но и применять эти способы в новых ситуациях, требующих от него не просто воспроизведения, а умения действовать творчески. Так постепенно у ребенка появляется способность мыслить, решать проблемы, т. е. способность к творчеству.
Творческое мышление – это способность человека к изобретательству, к созданию новых идей, открытий. Для этого необходимо развивать у детей способность к анализу и синтезу, абстрагированию и конкретизации. В этом заинтересованы родители и учителя, так как творческий человек всегда найдет выход из любой ситуации, а значит, достигнет успеха. Чтобы ребенок мог успешно учиться, необходимо предоставить ему возможность самостоятельно решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.
В этом случае необходимо выделить те процессы, которые непосредственно связаны с обучением и развитием учащихся. К числу таких процессов относятся: 1) восприятие учебного материала; 2) запоминание; 3) переработка информации и ее хранение; 4) формирование понятий; 5) обобщение и систематизация; 6) применение знаний; 7) мышление; 8) память; 9) эмоции; 10) воля; 11) темперамент; 12) характер.
Для того чтобы учащиеся могли успешно усвоить новые знания, им необходимо приложить определенные усилия. При решении задач, требующих от учащихся умственного напряжения, применяются методы обучения, в основе которых лежат методы активного и сознательного усвоения знаний. В ходе решения задач у учащихся развиваются способности к самостоятельному обучению, к логическому мышлению, к усвоению новых знаний, умений, навыков. Эти способности развиваются при использовании методов активного обучения.
Методы активного обучения – это способы организации познавательной деятельности учащихся, при которых они самостоятельно добывают знания в процессе решения практических задач или проблем, выполнения творческих заданий. Одним из важных средств активизации познавательной деятельности является применение различных форм организации учебной работы. В зависимости от характера познавательной деятельности выделяют следующие формы организации обучения: фронтальную, групповую, индивидуальную, парную.
В зависимости от характера учебной деятельности и характера усвоения знаний выделяются следующие стадии: 1) ознакомление с новыми понятиями; 2) осмысление и запоминание полученных сведений; 3) применение понятий в знакомой ситуации; 4) обобщение; 5) использование понятий в незнакомой ситуации. На первой стадии человек, как правило, не осознает и не запоминает получаемые знания. На второй стадии усваиваются только те понятия, которые необходимы для решения данной проблемы. Именно в этот период формируются умения использовать полученные знания в конкретной ситуации, в новых условиях. Третья стадия характеризуется тем, что человек начинает применять полученные ранее знания к новым ситуациям. В этот период он уже может не только применять знания, но и анализировать их, а также строить предположения о решении поставленной задачи. На четвертой стадии происходит обобщение полученных знаний, формирование новых понятий, т. е. накопление новых знаний.
При этом следует иметь в виду и то, что усвоение знаний является не единственным и не самым важным моментом в формировании личности школьника. Важнейшим является развитие его мышления, в частности формирование умений и навыков умственной работы, без чего невозможно овладение никакими знаниями. В связи с этим анализ процесса усвоения знаний необходимо дополнить анализом тех умственных действий, с помощью которых ученики овладевают знаниями и навыками.
Поэтому в данном случае речь идет об умственном развитии детей. Умственное развитие детей есть сложный и длительный процесс, обусловленный различными сторонами их личности, и прежде всего развитием их сознания. Если развитие сознания детей изучать по отдельным психическим процессам, то можно увидеть, что на каждом возрастном этапе оно развивается в своем направлении, т. е. в связи с наиболее важными сторонами личности.
Например, если рассматривать развитие ребенка с точки зрения развития его речи, то легко убедиться, что этот процесс идет по линии обогащения и усложнения его словарного запаса, развития грамматического строя речи и т. д. Но в то же время при этом развитии постоянно расширяется и его кругозор, его «мир», он приобретает все более широкий и глубокий круг представлений, которые, в свою очередь, обусловливают развитие его мышления. И все это – по мере того как развиваются его сознание и мышление.
Поэтический текст, как и любой другой, основан на композиции повествовательного характера.
Повествование может быть основано на последовательном описании событий (событийная композиция) или же на развитии действия (сюжетная композиция). При этом в каждой ситуации автор должен представить себе будущее состояние дела.
Рассказ же, наоборот, как правило, имеет в начале какой-то сюжет. Развив в себе определенный сюжет, автор рассказанного раскрывает его последующее развитие.
Сюжет, в свою очередь, должен быть построен так, чтобы его было интересно читать. Например, самый хороший сюжет – это тот, в котором есть хотя бы небольшой конфликт.
Но чтобы мы прочли рассказ, нужно, чтобы в нем присутствовали события. Необходим какой-либо конфликт в сюжете, чтобы читатель заинтересовался событиями и захотел дочитать до конца.
В повествовании-рассказе, когда автор описывает событие, происходящее в начале какого-то действия, еще нет четко выраженного сюжета, нам показывают лишь, где и когда оно произойдет. Повествовательные тексты используются в основном для того, чтобы описывать не события, а изменения, которые произойдут в результате тех или иных событий. Герои могут испытывать какие-то чувства, но они еще не становятся самостоятельными действующими лицами. Повествовательные повествования имеют тенденцию в повествованном изображении избегать действия.
Сюжетная и психологическая композиции в повествование-рассказы отличаются, прежде всего, тем, что сюжет предполагает определенное развитие событий, а психологическая композиция – нет.
При создании психологического повествования автор должен увидеть связь между событиями, явлениями, характерами и мыслями героев. То есть, текст должен быть наполнен мыслями и чувствами, вызывающими определенные эмоции. А это уже можно осуществить, только учитывая композицию. Поэтому, когда мы анализируем поэтические произведения, нужно рассматривать композицию как способ связи между строчками в поэтическом тексте.
Для построения сюжета мы должны добиться того, что главный герой не только должен быть хорошим, но также и не должен быть плохим. Главный герой – не абстрактный, а конкретный человек, который получает конкретное задание.
Если мы попытаемся проанализировать текст по теме, то нам будет необходимо определить, какова должна быть тема данного произведения.
Различные авторы по-разному воспринимают тему текста. Изучая, содержание, мы можем прийти к заключению, что в целом тема должна быть эмоционально выразительна и жизненна.
В конечном итоге, это возможно только тогда, когда объединены и сюжетная, и психологическая, и эмоциональная композиции.
Нарисуем метафору: жизнь после жизни – это «овощной холодильник». В том случае, если бы некоторые обитатели «овощехранилища» были живыми людьми, то они могли бы испугаться, когда их вынесли на свет. Но, к счастью, после того как только один заглянул в этот «холодильник», все остальные, в том числе и он сам, совершенно не боятся.
Таким образом, принципы композиции можно сформулировать так:
1) принцип единства;
2)принцип соподчиненности;
3) принцип изоморфизма.
1.2. Психофизиологические механизмы текстовой деятельности учеников
В процессе общения с учителем и другими учениками происходит не только формирование их личности, но и усвоение ими определенных знаний и способов умственной деятельности. Изучение психологических аспектов обучения и развитие личности ученика предполагают, прежде всего, анализ тех процессов, которые происходят в психике человека при овладении учебной деятельностью.
В психологии принято различать два вида учебной деятельности: деятельность ученика и деятельность учителя. Учащиеся – это субъекты учебной деятельности, учитель же – субъект деятельности. При этом, как известно, в учебной деятельности всегда участвуют и три субъекта: учитель – ученик – предмет. У каждого из них свои специфические роли. Учитель – это человек, который обучает, передает ученику знания, умения и навыки, а также воспитывает его.
Ученик – человек, усваивающий знания, навыки и умения в процессе обучения, а также развивающий свои способности и формирующий свою личность. Предмет – то, что ученики изучают в школе. В учебной деятельности участвуют все субъекты, но каждый из них выполняет свои особые роли. В частности, роль учителя заключается в том, чтобы направлять и контролировать деятельность учеников, создавать для них ситуации успеха, проверять знания и умения учеников, вести их к нужному результату.
Роль ученика заключается в сознательном выполнении учебной деятельности, в активном поиске знаний, в самостоятельной постановке целей и задач, в самоконтроле и самопроверке. Роль преподавателя заключается в создании условий для усвоения знаний и умений, в подготовке к уроку, во введении и объяснении нового материала, в проверке знаний учащихся, в обобщении результатов и анализе учебного процесса.
На уроке учитель организует деятельность учащихся по усвоению новых знаний и способов действий, а также контроль и оценку их деятельности. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями, которые позволят им свободно ориентироваться в жизни, правильно воспринимать явления окружающей действительности, успешно взаимодействовать с людьми в коллективе, решать учебные задачи, выбирать профессию.
Эти процессы протекают в условиях общения человека с другими людьми, в ходе усвоения знаний, умений и навыков. А. Н. Леонтьев указывал, что общение выступает как один из основных факторов, определяющих развитие психики человека. Оно дает материал для развития тех сторон психической деятельности, которые в первую очередь связаны с предметными действиями и деятельностью. [Леонтьев, 1976: 44]
Эти стороны психики могут быть представлены в виде определенных форм интеллектуальной деятельности. В частности, А. Р. Лурия отмечал, что умственное развитие ребенка определяется прежде всего тем, насколько он способен к деятельности с предметами, к действиям с ними. На основе предметной деятельности складывается умение ориентироваться в пространстве. Развитие речи предполагает овладение языком, а овладение речью — это не только использование языка, но и овладение средствами общения. [Лурия, 1979: 48]
Вместе с тем для ребенка, как и для взрослого, характерно использование тех же психических процессов, что и для других людей. Все эти процессы, их развитие и функционирование — очень тонкий механизм, который требует контроля со стороны сознания. Овладение этими процессами, их применение в новых условиях требует целенаправленного контроля сознания. Этот контроль осуществляется на основе определенных знаний, которые получает ребенок.
Знания позволяют ребенку ориентироваться в новой ситуации и применять свой опыт, накопленный в прошлом. В процессе усвоения знаний ребенок овладевает способами выполнения действий. Он учится не только воспринимать и воспроизводить то, что ему уже известно, но и применять эти способы в новых ситуациях, требующих от него не просто воспроизведения, а умения действовать творчески. Так постепенно у ребенка появляется способность мыслить, решать проблемы, т. е. способность к творчеству.
Творческое мышление – это способность человека к изобретательству, к созданию новых идей, открытий. Для этого необходимо развивать у детей способность к анализу и синтезу, абстрагированию и конкретизации. В этом заинтересованы родители и учителя, так как творческий человек всегда найдет выход из любой ситуации, а значит, достигнет успеха. Чтобы ребенок мог успешно учиться, необходимо предоставить ему возможность самостоятельно решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.
В этом случае необходимо выделить те процессы, которые непосредственно связаны с обучением и развитием учащихся. К числу таких процессов относятся: 1) восприятие учебного материала; 2) запоминание; 3) переработка информации и ее хранение; 4) формирование понятий; 5) обобщение и систематизация; 6) применение знаний; 7) мышление; 8) память; 9) эмоции; 10) воля; 11) темперамент; 12) характер.
Для того чтобы учащиеся могли успешно усвоить новые знания, им необходимо приложить определенные усилия. При решении задач, требующих от учащихся умственного напряжения, применяются методы обучения, в основе которых лежат методы активного и сознательного усвоения знаний. В ходе решения задач у учащихся развиваются способности к самостоятельному обучению, к логическому мышлению, к усвоению новых знаний, умений, навыков. Эти способности развиваются при использовании методов активного обучения.
Методы активного обучения – это способы организации познавательной деятельности учащихся, при которых они самостоятельно добывают знания в процессе решения практических задач или проблем, выполнения творческих заданий. Одним из важных средств активизации познавательной деятельности является применение различных форм организации учебной работы. В зависимости от характера познавательной деятельности выделяют следующие формы организации обучения: фронтальную, групповую, индивидуальную, парную.
В зависимости от характера учебной деятельности и характера усвоения знаний выделяются следующие стадии: 1) ознакомление с новыми понятиями; 2) осмысление и запоминание полученных сведений; 3) применение понятий в знакомой ситуации; 4) обобщение; 5) использование понятий в незнакомой ситуации. На первой стадии человек, как правило, не осознает и не запоминает получаемые знания. На второй стадии усваиваются только те понятия, которые необходимы для решения данной проблемы. Именно в этот период формируются умения использовать полученные знания в конкретной ситуации, в новых условиях. Третья стадия характеризуется тем, что человек начинает применять полученные ранее знания к новым ситуациям. В этот период он уже может не только применять знания, но и анализировать их, а также строить предположения о решении поставленной задачи. На четвертой стадии происходит обобщение полученных знаний, формирование новых понятий, т. е. накопление новых знаний.
При этом следует иметь в виду и то, что усвоение знаний является не единственным и не самым важным моментом в формировании личности школьника. Важнейшим является развитие его мышления, в частности формирование умений и навыков умственной работы, без чего невозможно овладение никакими знаниями. В связи с этим анализ процесса усвоения знаний необходимо дополнить анализом тех умственных действий, с помощью которых ученики овладевают знаниями и навыками.
Поэтому в данном случае речь идет об умственном развитии детей. Умственное развитие детей есть сложный и длительный процесс, обусловленный различными сторонами их личности, и прежде всего развитием их сознания. Если развитие сознания детей изучать по отдельным психическим процессам, то можно увидеть, что на каждом возрастном этапе оно развивается в своем направлении, т. е. в связи с наиболее важными сторонами личности.
Например, если рассматривать развитие ребенка с точки зрения развития его речи, то легко убедиться, что этот процесс идет по линии обогащения и усложнения его словарного запаса, развития грамматического строя речи и т. д. Но в то же время при этом развитии постоянно расширяется и его кругозор, его «мир», он приобретает все более широкий и глубокий круг представлений, которые, в свою очередь, обусловливают развитие его мышления. И все это – по мере того как развиваются его сознание и мышление.