Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определяется потребностью совершенствования гуманитарного образования, особой ролью филологических наук в воспитании личности; вследствие этого в современных методических работах, программах и учебниках основное внимание уделяется формированию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся. В связи с обновлением лингвистического школьного образования представляется особенно важной работа с поэтическим текстом на уроках русского языка. Поэтический текст оказывает духовно-эстетическое воздействие, повышает эмоциональный план урока, особенно при выразительном чтении художественного текста.
Художественный текст может рассматриваться как звено, с помощью которого осуществляется связь изучения основных разделов науки о языке (лексики, фонетики, морфологии, синтаксиса и др.) с приобщением школьников к национальной культуре, к тем «безукоризненным образцам», какими являются произведения русской классики. Осуществление функционального подхода при изучении языковых явлений приводит учащихся к пониманию того, как живут, как употребляются слова (и другие единицы языка) в речи.
Стоит отметить, что анализ поэтического текста на уроках русского языка создает условия для активизации учебного процесса, так как учащиеся включаются в самостоятельную деятельность, способствующую развитию мышления (анализ полученной информации, выборка нужных фактов, построение системы доказательств). Важно отметить, что в процессе такой деятельности формируется творческая личность, осуществляется развитие лингвистического мышления учащихся. Применение дидактических материалов на основе поэтического текста позволяет обратить внимание на эстетическую функцию языка, его выразительность и образность.
Объектом исследования является изучение теоретических основ формирования дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.
Предметом исследования являются методика применения и использования поэтического текста для лингвистического анализа на уроках русского языка.
Цель исследования состоит в совершенствовании методики, развивающей познавательную деятельность учащихся 5-9 классов на уроках русского языка, с использованием дидактических материалов, построенных на основе поэтического текста, а также экспериментальной проверке эффективности новой методики на уроках русского языка в средней школе.
Задачи исследования:
1. установить степень разработанности различных аспектов проблемы в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе;
2. выявить состояние исследуемой проблемы в практике обучения русскому языку;
3.создать программу опытного обучения для проведения уроков объяснения нового материала, обобщения и систематизации знаний при изучении различных разделов русского языка с целью анализа лингвистического материала и определить место этих уроков в системе обучения русскому языку;
Для реализации поставленных целей и задач использованы следующие методы исследования:
•описательно-аналитический (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
•социолого-педагогический (анкетирование учителей и учащихся, беседы, целенаправленное наблюдение за учебным процессом, анализ творческих работ (изложений и сочинений), программ и учебников по русскому языку;
•экспериментальный (организация и проведение педагогического эксперимента (констатирующего, обучающего, контролирующего).
Практическая часть работы будет заключаться в создании упражнений с поэтическим текстом на уроках русского языка. Подобрана база дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста В.В. Маяковского на уроках русского языка («Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте», «Тучкины штучки», «Театры», «Ешь ананасы, рябчиков жуй…», «Облако в штанах», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Шумики, шумы и шумищи», «Скрипка и немного нервно», «Прозаседавшиеся»).
Теоретическая база исследования.
Поэтический текст - один из самых действенных факторов, обогащающих эмоциональную сферу юного читателя, так как он соединяет в себе познавательное с эстетическим. Такие ученые, как Буслаев Ф.И., Бунаков Н.Ф., Востоков А.Х., Стоюнин В.Я., Водовозов В.И., Острогорский В.П., Ушинский К.Д. видели необходимость обращения к поэтическому тексту на уроках русского языка.
Работа с поэтическим текстом на языковом уровне может представлять собой расшифровку индивидуальных авторских символов и лексем [Виноградов, 1963: 38], размышления над «различного рода архаизмами и историзмами, а также индивидуально-авторскими неологизмами в лексике, .инновации в области .фразеологии и сочетаемости слов» [Шанский, 1979: 57]. На материале лирики легче осваивать технику выразительного чтения. О совмещении первоначального чтения с работой над языковым материалом писали такие ученые-литературоведы, как Гуковский Г.А., Лотман Ю.М., Степанова Г.В., Храпченко М.Б., а также методисты Буслаев Ф.И., Данилова В.В, Рыбникова М.А., и другие.
Работа по изучению художественного текста на уроках русского языка велась многими учеными-методистами: Шанским Н.М., Пахновой Т.М., Дейкиной А.Д., Львовой С.И. и другими. Поэтический текст всегда применялся на уроках русского языка и, как показывает анализ современных учебников по данному предмету, продолжает использоваться в качестве дидактического материала для упражнений довольно часто, поэтому методика, представляющая поэтический текст как основу для построения поисковых задач с целью развития познавательной деятельности, будет актуальна и востребована.
Новизна исследования состоит в разработке методического материала для применения в школе на уроках русского языка лингвистического анализа на примере произведений В. В. Маяковского
Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения исследуемого материала в школе на уроках русского языка 5-9 классов с включением произведений Маяковского
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Поэтический текст и его методическая интерпретация
В языке закреплены следующие нормы:
значения),
свойственном им лексическом значении),
Литературная норма характеризуется обязательностью для всех
носителей языка, употреблением во всех сферах общественной жизни,
относительной устойчивостью, распространенностью на все ярусы языковой системы. [Ожегов, 1974: 51]
Главная функция нормы охранная, ее назначение - в сохранении
богатства литературного языка. Источники изменения норм литературного языка различны: живая, разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка. Историческая смена норм литературного языка - закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, функционирование литературы приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.
Поэтический текст, по мнению многих исследователей, не только средство выражения мысли и чувства, но и средство познания мира.
Он несет в себе информацию о человеке, обществе, мире. В нем отражена духовная жизнь человека, его миропонимание. Посредством поэтического текста мы познаем мир. Поэтому для нас важно понять, что же такое поэтический текст.
Поэтический текст - это выражение мыслей и чувств автора в художественной форме. Он создается по законам поэзии. Поэтический текст можно сравнить с музыкой - он создается по определенным законам. Эти законы можно изучать и постигать, они являются предметом изучения литературоведения. [Лотман Ю.М., 1972: 47]
При анализе художественного текста необходимо учитывать его композицию.
Композиция художественного произведения – это не только расположение отдельных частей произведения в определенной последовательности, но и внутренняя взаимосвязь частей между собой. В литературном произведении можно выделить три основных вида композиции: 1) повествовательная (рассказ, новелла, повесть); 2) композиция, основанная на действии или событии; 3) композиция, связанная с развитием характера (психологическая композиция). [Карпов Д.Л.,2015:
Художественный текст может рассматриваться как звено, с помощью которого осуществляется связь изучения основных разделов науки о языке (лексики, фонетики, морфологии, синтаксиса и др.) с приобщением школьников к национальной культуре, к тем «безукоризненным образцам», какими являются произведения русской классики. Осуществление функционального подхода при изучении языковых явлений приводит учащихся к пониманию того, как живут, как употребляются слова (и другие единицы языка) в речи.
Стоит отметить, что анализ поэтического текста на уроках русского языка создает условия для активизации учебного процесса, так как учащиеся включаются в самостоятельную деятельность, способствующую развитию мышления (анализ полученной информации, выборка нужных фактов, построение системы доказательств). Важно отметить, что в процессе такой деятельности формируется творческая личность, осуществляется развитие лингвистического мышления учащихся. Применение дидактических материалов на основе поэтического текста позволяет обратить внимание на эстетическую функцию языка, его выразительность и образность.
Объектом исследования является изучение теоретических основ формирования дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.
Предметом исследования являются методика применения и использования поэтического текста для лингвистического анализа на уроках русского языка.
Цель исследования состоит в совершенствовании методики, развивающей познавательную деятельность учащихся 5-9 классов на уроках русского языка, с использованием дидактических материалов, построенных на основе поэтического текста, а также экспериментальной проверке эффективности новой методики на уроках русского языка в средней школе.
Задачи исследования:
1. установить степень разработанности различных аспектов проблемы в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе;
2. выявить состояние исследуемой проблемы в практике обучения русскому языку;
3.создать программу опытного обучения для проведения уроков объяснения нового материала, обобщения и систематизации знаний при изучении различных разделов русского языка с целью анализа лингвистического материала и определить место этих уроков в системе обучения русскому языку;
Для реализации поставленных целей и задач использованы следующие методы исследования:
•описательно-аналитический (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
•социолого-педагогический (анкетирование учителей и учащихся, беседы, целенаправленное наблюдение за учебным процессом, анализ творческих работ (изложений и сочинений), программ и учебников по русскому языку;
•экспериментальный (организация и проведение педагогического эксперимента (констатирующего, обучающего, контролирующего).
Практическая часть работы будет заключаться в создании упражнений с поэтическим текстом на уроках русского языка. Подобрана база дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста В.В. Маяковского на уроках русского языка («Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте», «Тучкины штучки», «Театры», «Ешь ананасы, рябчиков жуй…», «Облако в штанах», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Шумики, шумы и шумищи», «Скрипка и немного нервно», «Прозаседавшиеся»).
Теоретическая база исследования.
Поэтический текст - один из самых действенных факторов, обогащающих эмоциональную сферу юного читателя, так как он соединяет в себе познавательное с эстетическим. Такие ученые, как Буслаев Ф.И., Бунаков Н.Ф., Востоков А.Х., Стоюнин В.Я., Водовозов В.И., Острогорский В.П., Ушинский К.Д. видели необходимость обращения к поэтическому тексту на уроках русского языка.
Работа с поэтическим текстом на языковом уровне может представлять собой расшифровку индивидуальных авторских символов и лексем [Виноградов, 1963: 38], размышления над «различного рода архаизмами и историзмами, а также индивидуально-авторскими неологизмами в лексике, .инновации в области .фразеологии и сочетаемости слов» [Шанский, 1979: 57]. На материале лирики легче осваивать технику выразительного чтения. О совмещении первоначального чтения с работой над языковым материалом писали такие ученые-литературоведы, как Гуковский Г.А., Лотман Ю.М., Степанова Г.В., Храпченко М.Б., а также методисты Буслаев Ф.И., Данилова В.В, Рыбникова М.А., и другие.
Работа по изучению художественного текста на уроках русского языка велась многими учеными-методистами: Шанским Н.М., Пахновой Т.М., Дейкиной А.Д., Львовой С.И. и другими. Поэтический текст всегда применялся на уроках русского языка и, как показывает анализ современных учебников по данному предмету, продолжает использоваться в качестве дидактического материала для упражнений довольно часто, поэтому методика, представляющая поэтический текст как основу для построения поисковых задач с целью развития познавательной деятельности, будет актуальна и востребована.
Новизна исследования состоит в разработке методического материала для применения в школе на уроках русского языка лингвистического анализа на примере произведений В. В. Маяковского
Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения исследуемого материала в школе на уроках русского языка 5-9 классов с включением произведений Маяковского
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Поэтический текст и его методическая интерпретация
В языке закреплены следующие нормы:
-
орфоэпические (нормы произношения звуков, постановки ударений, соблюдения правильной интонации), -
лексические (нормы употребления слов, в зависимости от их
значения),
-
фразеологические (нормы употребления фразеологизмов в
свойственном им лексическом значении),
-
словообразовательные (правила создания новых слов по известным языку моделям), -
морфологические (правила образования и изменения частей речи) -
синтаксические (нормы построения синтаксических конструкций словосочетаний, предложений), -
стилистически нормы (владение языковыми средствами и умение их использовать в том или ином функциональном стиле).
Литературная норма характеризуется обязательностью для всех
носителей языка, употреблением во всех сферах общественной жизни,
относительной устойчивостью, распространенностью на все ярусы языковой системы. [Ожегов, 1974: 51]
Главная функция нормы охранная, ее назначение - в сохранении
богатства литературного языка. Источники изменения норм литературного языка различны: живая, разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка. Историческая смена норм литературного языка - закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, функционирование литературы приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.
Поэтический текст, по мнению многих исследователей, не только средство выражения мысли и чувства, но и средство познания мира.
Он несет в себе информацию о человеке, обществе, мире. В нем отражена духовная жизнь человека, его миропонимание. Посредством поэтического текста мы познаем мир. Поэтому для нас важно понять, что же такое поэтический текст.
Поэтический текст - это выражение мыслей и чувств автора в художественной форме. Он создается по законам поэзии. Поэтический текст можно сравнить с музыкой - он создается по определенным законам. Эти законы можно изучать и постигать, они являются предметом изучения литературоведения. [Лотман Ю.М., 1972: 47]
При анализе художественного текста необходимо учитывать его композицию.
Композиция художественного произведения – это не только расположение отдельных частей произведения в определенной последовательности, но и внутренняя взаимосвязь частей между собой. В литературном произведении можно выделить три основных вида композиции: 1) повествовательная (рассказ, новелла, повесть); 2) композиция, основанная на действии или событии; 3) композиция, связанная с развитием характера (психологическая композиция). [Карпов Д.Л.,2015: