Файл: Закон, подзаконные акты касающиеся образования и их содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКОН, ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ КАСАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
План:
1. Правовые основы управления образовательной сферой, а также законодательство этой сферы.
2. Законодательные акты системы высшего образования и их содержание.
3. Государственные образовательные стандарты, учебные планы, научные программы и другие правовые документы.
4. Правовые и нравственно-воспитательные основы предупреждения и противодействия коррупции в образовательных учреждениях.
Опорные понятия: нормативный правовой акт, закон, законодательные акты, виды законодательных актов, постановление, приказ, государственные образовательные стандарты, образование, направления и классификатор специальностей, квалификационные требования, нормативный срок обучения, блок образовательных наук, учебный план, образовательная научная программа, квалификационная практика, итоговая государственная аттестация, контроль качества подготовки кадров, контроль качества образования, коррупция, правонарушения, конфликт интересов, межведомственная комиссия, знаете что такое государственная программа?
Правовые основы управления образовательной сферой, а также законодательство в этой сфере.
Реализация государственной политики в области образования, важным средством реформирования системы образования являются нормативно — правовые акты об образовании, важно применять их, применять на практике. Правовое положение в системе образования, как и в других сферах, свидетельствует о том, что принимаются и действуют новые законы. Совокупность этих законов образует новую отрасль законодательства — законодательство об образовании. Практическая деятельность нашего государства в области образования проявляется в его многогранной деятельности как важной и самостоятельной функцией.
Образовательные нормативные документы способствуют обеспечению конституционного права гражданина на образование, Правовому регулированию системы образования, финансовому и материально-техническому обеспечению, развитию непрерывной системы образования и подготовки кадров[1].
Определение понятия нормативно-правового документа дано в законе Республики Узбекистан. На основании закона Республики Узбекистан ЗРУ-342 от 24 декабря 2012 года внесены изменения и дополнения в закон Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" (принят 14 декабря 2000 года). Закон в новой редакции вступил в силу со дня его официального опубликования
[2]. Нормативно-правовой документ "О нормативных правовых актах"-официальный документ, принятый в соответствии с законом Республики Узбекистан, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм в качестве общеобязательных государственных директив. Палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, президентом Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Министерствами, Кабинетом министров и ведомствами, органами местного самоуправления являются органы или должностные лица, имеющие право на получение нормативно-правовых актов.
Существуют следующие виды нормативных правовых актов:
Конституция Республики Узбекистан;
Закон Республики Узбекистан;
Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
Указы президента Республики Узбекистан и постановления президента Республики Узбекистан[3];
Решения Кабинета Министров Республики Узбекистан;
указы и распоряжения властей и министерств иностранных дел;
решения государственных органов власти.
Нормативные правовые акты-это правовые акты. Нормативно-правовые акты представляют собой совокупность законодательных актов Республики Узбекистан. Конституция и законы Республики Узбекистан, решения палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законами. Помимо законов, существуют и подзакононые документы. К подзаконным документам закона относятся указы и постановления президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и решения министерств, государственных органов и ведомств, решения местных государственных органов. Законы и подзаконы вместе составляют законодательные акты. Таким образом, нормативные правовые акты состоят из законов и подзаконных актов.
В законе говорится, что это нормативный правовой акт, регулирующий важнейшие и устойчивые общественные отношения. Существует два способа принятия законов: (1) законы могут быть приняты Олий Мажлисом Республики Узбекистан или (2) они могут быть приняты путем референдума. Законы Республики Узбекистан могут быть приняты в форме конституционных законов. Такие законы - это законы, которые изменяют Конституцию.
Кодексы утверждаются законами Республики Узбекистан. На данный момент кКоличество кодеков 18.
Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимают нормативно-правовые акты на основе Конституции и законов Республики Узбекистан и в порядке принятия решений об их исполнении.
Президент Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые документы на основе Конституции и законов Республики Узбекистан, а также указы и решения по их реализации.
Кабинет Министров Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты на основе Конституции и законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений президента Республики Узбекистан, а также решений по их реализации.
Министерства, ведомства и ведомства в рамках своей компетенции получают нормативно-правовые документы в виде приказов и решений. Приказы и решения министерств, государственных комитетов и ведомств принимаются на основании Конституции и законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Приказы принимаются министрами или главами департаментов, где решения от имени управления принимаются индивидуально. Решения принимаются государственными органами или органами, исполняющими решения от имени администрации, коллегиальным органом этого управления. Приказы и решения министерств, государственных комитетов и ведомств могут приниматься по согласованию с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Нормативные правовые акты могут приниматься министерствами, государственными органами и ведомствами в форме совместных решений. Структурные подразделения и территориальные органы министерств, государственных комитетов и ведомств не вправе принимать нормативно-правовые акты.
С нормативными правовыми актами могут быть утверждены уставы, положения и иные документы, входящие в состав этих документов.
Нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:
тип и название документа;
место, дата (как утвержденные, так и подписанные для законов Республики Узбекистан), номер (для приказов и постановлений министерств, ведомств и ведомств, дата и регистрационный номер их регистрации в государственном реестре);
должность, подпись, инициалы и фамилия лица, имеющего официальные полномочия на подтверждение текста соответствующего нормативного правового акта.
Официальный текст нормативно-правового документа подготавливается путем его подписания, а именно: закон Республики Узбекистан — президентом Республики Узбекистан; решение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан — Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан; решение Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан-председателем Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.; приказы и решения министерств, государственных органов и ведомств — руководителя органа принимаются нормативно-правовыми актами; решения органов местного самоуправления — утверждаются соответствующим хокимом.
Министерства, ведомства и ведомства представляют их в Министерство юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации в течение десяти дней со дня принятия нормативно-правовых актов. Нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, не зарегистрированные в государстве, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не имеют правовых последствий. Должностные лица министерств, государственных комитетов и ведомств несут административную ответственность за исполнение нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты должны быть опубликованы в официальных изданиях. Никто не может быть осужден, наказан, лишен своего имущества или каких-либо прав по закону, который официально не объявлен. Официальное оглашение нормативно-правового документа в форме заявления не допускается. При официальном опубликовании нормативного правового акта указываются все его реквизиты.
Незарегистрированные нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не приводят к правовым последствиям. Должностные лица министерств, государственных комитетов и ведомств привлекаются к административной ответственности за выполнение незарегистрированных нормативных актов.
Нормативные документы должны быть опубликованы в официальных изданиях. Никто не может быть осужден, наказан, лишен собственности или каких-либо прав в соответствии с необъявленным законом. Официальное опубликование нормативного правового акта в форме заявления не допускается. При официальном опубликовании нормативного правового документа указываются все его реквизиты.
Законодательство в сфере образования и их содержание.
Подобно тому, как Конституция Республики Узбекистан является правовой основой всех отношений, она также является основным нормативным документом по правовому регулированию образования в Узбекистане, в частности высшего образования. Статья 41 особенно важна в этом отношении.
«Статья 41.
Каждый имеет право на образование.
Бесплатное общее образование гарантируется государством.
Работа в школе находится на государственном контроле.
Статья 42.
Каждому гарантируется свобода научно-технического творчества, право пользоваться достижениями культуры.
Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества ».
Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах. Каждому гарантируется право на судебную защиту своих прав и свобод, право обжаловать в суд незаконные действия государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
В Республике Узбекистан все граждане имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и социального положения. Привилегии устанавливаются только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
В настоящее время в государственный контроль над образованием входят:
Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан;
Министерство народного образования Республики Узбекистан;
Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
Все имеют равные права на образование (иностранные граждане в соответствии с международными договорами) независимо от:
• пола,
• языка,
• возраста,
• расовая принадлежности,
• Национальности,
• верования,
• отношение к религии,
• социального происхождения,
• тип обслуживания,
• социальный статуса,
• место проживания,
• Как долго вы прожили в Республике Узбекистан.
Лица без гражданства, проживающие в Республике, имеют те же права на образование, что и граждане Республики Узбекистан. Лицом без гражданства считается лицо, не имеющее гражданства Узбекистана и гражданства какого-либо другого государства.
Сегодня коренное улучшение образования стало требованием времени. На основании этого требования принимаются законы, регулирующие отношения в сфере образования. В частности, 23 сентября 2020 года принят Закон Республики Узбекистан «Об образовании», целью которого является регулирование отношений в сфере образования.
Документ заменяет устаревшие законы «Об образовании» и «О национальной программе обучения», которые действуют с 1997 года.
Кратко об основных отличиях нового закона:
во-первых, была расширена классификация форм обучения;
во-вторых, уточнены полномочия Кабинета Министров, Государственной инспекции по контролю качества в образовании, Президента, Агентства развития творческих и специализированных школ, а также отраслевых министерств и органов местного публичного управления;