Файл: Методическая разработка для обучающихся по проведению практического занятия по теме.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стационара врач пишет подробный эпикриз, который вклеивается в медицинскую карту амбулаторного больного (учетная форма 025/у). Все сведения передаются тому врачу, который направил больного на лечение, с необходимыми рекомендациями. Больные дневного стационара обеспечиваются консультативной помощью врачей узких специальностей необходимых профилей, имеющихся в штате поликлиники. Для коррекции лечения и продления листа нетрудоспособности больным, находящимся в дневном стационаре, проводится врачебная комиссия в сроки, установленные законодательством по экспертизе трудоспособности.

Объем медицинской помощи в дневном стационаре должен включать лабораторно-диагностическое обследование, медикаментозную терапию терапии (внутримышечные, подкожные и внутривенные капельные введения лекарственных препаратов), восстановительное лечение. В комплексе лечебных препаратов может быть представлен весь арсенал медицинских средств.

Больные находятся в дневном стационаре в среднем 10-12 дней.

В период лечения широко используются физиотерапия, бальнеолечение, грязелечение, массаж, ЛФК, психотерапия, иглорефлексотерапия и другие методы восстановительного лечения.

В условиях дневного стационара может также осуществляться долечивание больных, выписанных из стационара для завершения лечения в условиях активного режима с последующей выпиской к трудовой деятельности.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Организация стационаров на дому городских поликлиник


Наряду с дневным стационаром поликлиники еще одной организационной формой стационарозамещающей помощи является так называемый стационар на дому. Стационары на дому могут быть организованы в составе поликлиник, медсанчастей, поликлинических отделений больниц, диспансеров. Стационар на дому организуют с целью лечения больных, которые страдают хроническими заболеваниями и в силу социально-бытовых причин отказываются от госпитализации.

Организация стационаров на дому дает возможность уменьшить число плановых госпитализаций в стационар, сократить процент неоправданных госпитализаций, уменьшить коечный фонд без ухудшения доступности лечебно-профилактических мероприятий, расширив при этом объем амбулаторно- поликлинической помощи.

Стационар на дому может организовываться для оказания медицинской помощи больным с острыми и хроническими заболеваниями при их обострениях, нуждающимся в стационарном лечении, но не направленным для оказания стационарной медицинской помощи в медицинскую организацию, при этом состояние здоровья больного и его домашние условия позволяют организовать медицинскую помощь и уход на дому.

Отбор больных для лечения в стационаре на дому проводится по представлению врачей участковых терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов.

При организации стационара на дому осуществляется ежедневное наблюдение больного врачом-специалистом и медицинской сестрой, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии, различных процедур, а также консультации врачей-специалистов по профилю заболевания. Повторные посещения больных на дому планируются самим врачом в зависимости от состояния здоровья больного. В субботние, воскресные и праздничные дни наблюдение за больными может осуществляться дежурными врачами и медицинскими сестрами, а также службой неотложной медицинской помощи. При ухудшении течения заболевания больной должен быть незамедлительно переведен в круглосуточный стационар.

При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и (или) при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям врач-терапевт участковый, врач общей практики, семейный врач по согласованию с врачом - специалистом по профилю заболевания пациента направляет его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях.



13.Организация деятельности врача общей (семейной) практики

Общая врачебная (семейная) практика - одна из форм организации первичной медико-санитарной помощи, которая оказывается врачом общей практики (семейным врачом), обеспечивающим индивидуальное первичное и непрерывное обслуживание отдельных лиц, семей и населения, независимо от пола, возраста или вида заболевания.

Врач общей практики (семейный врач) – специалист, широко ориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать первичную (амбулаторно-поликлиническую) многопрофильную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях. Врач общей практики, оказывающий первичную многопрофильную медико-санитарную помощь семье, независимо от возраста и пола пациентов, является семейным врачом.

В условиях реорганизации здравоохранения меняется суть оказания первичной медико-санитарной помощи, которая должна взять на себя не только функции медицинской службы первого контакта, но и координатора всего процесса охраны здоровья населения, начиная с первичной профилактики и заканчивая организацией реабилитационных мероприятий.

Общую врачебную практику (семейную медицину) как специальность отличает ряд чрезвычайно важных принципов:


  1. Длительность и непрерывность наблюдения.

  2. Многопрофильность первичной медицинской помощи.

  3. Отношение к семье как к единице медицинского обслуживания.

  4. Превентивность как основа деятельности врача и медсестры.

  5. Экономическая эффективность и целесообразность помощи.

  6. Координация медицинской помощи.

  7. Ответственность пациента, членов его семьи и общества за сохранение и улучшение здоровья.

Центр (Отделение) общей врачебной практики (семейной медицины) организуется как самостоятельная медицинская организация или как структурное подразделение медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной доврачебной медико-санитарной помощи в рамках оказания неотложной медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи.


Оказание медицинской помощи в Центре осуществляется на основе взаимодействия врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.), осуществляющих свою деятельность в медицинской организации, в структуру которой входит Центр, а также других медицинских организаций.

Структура Центра и штатная численность устанавливаются руководителем Центра либо руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности, половозрастного состава обслуживаемого населения, показателей уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, других показателей, характеризующих здоровье населения, и с учетом рекомендуемых штатных нормативов.

Для организации работы Центра в его структуре рекомендуется предусматривать:

-регистратура;

-консультативно-лечебное отделение, которое может включать в себя:

-кабинеты врача общей практики (семейного врача),

-гинекологический (смотровой) кабинет,

-стоматологический кабинет,

-манипуляционную,

-детский прививочный кабинет,

-процедурная,

-перевязочная,

-физиотерапевтический кабинет;

-отделение дневного стационара;

-отделение (кабинет) медицинской профилактики;

-клинико-диагностическая лаборатория;

-пункт детского питания.

С целью совершенствования оказания медицинской помощи в Центре (Отделении) может организовываться кабинет (отделение) доврачебной помощи, кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи, дневной стационар, в том числе стационар на дому, кабинет медицинской помощи при отказе от курения.
Функции врача общей практики (семейного врача):

  1. Оказание врачебной медицинской помощи соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;

  2. Информирование населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактики, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в подразделениях Центра, отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;

  3. Выявление курящих и избыточно потребляющих алкоголь лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

  4. Оказание медицинской помощи курящим лицам и лицам, избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в центры здоровья и специализированные профильные медицинские организации;

  5. Проведение профилактических осмотров, индивидуального и группового профилактического консультирования и обследования;

  6. Обучение в школах здоровья, в школах для больных и лиц с повышенным уровнем риска развития неинфекционных заболеваний, включая обучение групп риска правилам первой помощи при внезапной остановке сердца, остром коронарном синдроме, остром нарушении мозгового кровообращения и других угрожающих жизни состояниях, являющихся основными причинами смертности населения вне медицинских организаций;

  7. Проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска заболеваний, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при наличии медицинских показаний лиц с очень высоким риском хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту по профилю угрожаемого заболевания или его осложнения;

  8. Осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике хронических неинфекционных заболеваний среди населения территории (зоны) обслуживания;

  9. Осуществление профилактики инфекционных заболеваний;

  10. Осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;

  11. Осуществление диспансерного наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления;

  12. Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, включая мероприятия по укреплению здоровья;

  13. Устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника либо бригады скорой медицинской помощи;

  14. Оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, осуществляющей оказание врачебной медицинской помощи по месту жительства больного, с последующим посещением пациента в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение);

  15. Организация стационара на дому;

  16. Обучение населения вопросам оказания первой помощи;

  17. Направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи;

  18. Выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление выявленных онкологических больных и больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;

  19. Формирование групп риска;

  20. Осуществление диспансерного наблюдения за предраковыми заболеваниями;

  21. Организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

  22. Осуществление экспертизы временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу;

  23. Осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

  24. Проведение предварительных или периодических медицинских осмотров работников;

  25. Осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;

  26. санитарно-гигиеническое образование населения;

  27. Осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора, иными учреждениями и организациями по вопросам оказания доврачебной медицинской помощи;

  28. Организация самостоятельно или совместно с органами социальной защиты медико-социальной медицинской помощи инвалидам и хроническим больным.



В зависимости от конкретного места, где планируется размещение офиса врача общей практики, в определенной степени будет отличаться и оборудование. Офис врача общей практики в сельской местности, находящийся на отдаленном расстоянии от ЛПУ, где можно провести диагностические исследования и получить помощь специалистов, укомплектован большим набором оборудования, чем офис общей врачебной практики, организованный на базе многопрофильной поликлиники, где врач общей практики может воспользоваться уже имеющимся в учреждении аппаратом ЭКГ, хирургическим оборудованием и т.д. Перечни оборудования для офисов врача общей практики и комплекты для оказания неотложной помощи семейным врачом утверждены приказом Минздрава РФ № 350 от 20.11.02 г. На начальном этапе создания офиса врача общей практики можно обеспечить эффективную работу и при наличии базового набора оборудования.

Рекомендуемая штатная структура кабинета врача общей практики:

  1. Врач общей практики - 1 должность на 1500 взрослого населения.

  2. Медсестра врача общей практики - 1,5 должности.

  3. Медсестра процедурного кабинета - в зависимости от нагрузки.

  4. Медсестра физиотерапевтического кабинета - в зависимости от нагрузки.

  5. Санитарка - 1,5 должности.

Список практических манипуляций, выполняемых врачом общей практики:


  1. Подкожные, внутримышечные и внутривенные введения лекарственных средств, крови и кровезаменителей.

  2. Проведение лечебных и диагностических пункций, парацентеза.

  3. Работа с аппаратом ЭКГ, самостоятельная расшифровка ЭКГ.

  4. Промывание желудка через зонд.

  5. Проведение реанимационных мероприятий: ИВЛ, непрямой массаж сердца, в/сердечные введения лекарств.

  6. Риноскопия, ларингоскопия, отоскопия, определение степени потери слуха.

  7. Пункция гайморовых пазух.

  8. Передняя и задняя тампонада носа при кровотечениях.

  9. Определение остроты зрения.

  10. Измерение внутриглазного давления, зондирование слезного канальца.

  11. Исследование глазного дна.

  12. Оказание экстренной помощи при травмах, ранениях, ожогах органов зре ния, удаление инородного тела.

  13. Обследование неврологического больного без специальной аппаратуры.

  14. Ректальное пальцевое обследование.

  15. Наложение повязки, транспортных шин, жгутов при кровотечениях из магистральных сосудов.

  16. Накладывает швы при поверхностных ранах, снимает послеоперационные швы.

  17. Вскрывает панариций, абсцесс, флегмону.

  18. Оказывает первую врачебную помощь при травмах, ожогах, обморожениях, удушении, утоплении.

  19. Проводит сортировку больных, организует помощь при массовой катастрофе и выявлении особо опасных инфекций.

  20. Выполняет катетеризацию мочевого пузыря.

  21. Проводит вагинальное исследование при акушерско - гинекологической ситуации.

  22. Ведет физиологические роды.