Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



312





Повседневное поведение и умственные способности таких больных с «расщеплённым мозгом» внешне не изменяются, но психологические тесты выявляют существенные различия полушарий мозга. Изолированное левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, аналитически, путём математических построений и решения логических задач, выделяя характерные признаки для кодирования. С левым полушарием связывают абстрактное мышление, устную и письменную речь, положительные эмоции. Правое полушарие обрабатывает информацию в целом, синтетически, с использованием конкретного, образного мышления. С ним связывают анализ звуковых сигналов, интонации и образности речи, восприятие музыки, пения, отрицательные эмоции.
Правое полушарие превосходит левое в восприятии пространственных построений, особенно зрительных. Считают, что обработка информации начинается в правом полушарии, так как оно принимает и обрабатывает поступающие сигналы быстрее, чем левое.

Как отмечено ранее, речевые центры расположены, в основном, в левом полушарии. Именно поэтому левое полушарие считали доминантным. Это доминирование распространялось и на другие функции. Хорошо известна асимметрия двигательных функций. Большинство людей — правши, поэтому считали, что у левшей речевые центры находятся в правом полушарии. Однако по данным последних исследований, проведённых на «расщеплённом мозге», речевые центры у левшей расположены в правом полушарии либо в обоих полушариях. К тому же с определёнными заданиями правое полушарие справляется лучше левого. В связи с этим правильнее говорить не

о доминировании полушарий, а об их специализации с преобладанием речевых функций, как правило, у левого полушария.

В норме правое и левое полушария постоянно обмениваются информацией. При этом левое полушарие анализирует сигналы, поступающие из новой коры и подкорки, и определяет их причины. В результате двигательная, эмоциональная или вегетативная реакция, не соответствующая потребности организма, корректируется.

Функциональная асимметрия полушарий, возникшая в процессе эволюции, в примитивной форме обнаружена у животных. Однако только у человека сформировалась выраженная специализация функций левого и правого полушария (с сохранением возможностей для взаимной компенсации функций). В процессе эволюции появились и морфологические различия полушарий. Так, в левом полушарии соотношение серого вещества к белому больше; корковые поля сенсорного и моторного анализаторов речи в левом полушарии имеют
более высокую степень вертикальной организации, чем в правом; увеличен объём затылочной доли.


313


Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич



Анатомия и физиология


Дисфункция полушарий мозга

У больных с поражением правого полушария часто наблюдают эмоциональную тупость или эйфоричную расторможенность. При патологии левого полушария возникают «катастрофические идеи» и глубокая депрессия. Как доказали нейрофизиологические исследования, поражение одного полушария приводит к перевозбуждению второго путём растормаживания. При депрессивных состояниях патологически повышена электроэнцефалографическая активность правой лобной области, а при маниакальных состояниях — левой.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧИ Функция речи

Речь — специфическая функция, возникшая в результате длительного культурно-исторического развития человечества. Язык — система знаков, с помощью которых люди общаются, познают мир и самоё себя, хранят и передают информацию, руководят поведением друг друга. Язык, возникший в результате общения людей, неразрывно связан с сознанием.

Большинство наших знаний о нейрофизиологии речи основано на клинических наблюдениях, когда прижизненные нарушения речи сравнивали с патологическими изменениями мозга, обнаруженными патологоанатомами или во время нейрохирургических операций при электрическом воздействии на головной мозг бодрствующих больных, при изучении больных с «расщеплённым мозгом». Установлено, что речь осуществляется путём взаимодействия различных зон коры большого мозга, в том числе вторичных, третичных и ассоциативных областей лобных и теменно-височных долей мозга, составляющих единую функциональную систему.

При реализации речевой функции важны афферентные и эфферентные связи мозга для анализа и синтеза поступающей информации. На этой основе происходит восприятие речевого сообщения, выделение слов, связи слов и смысла фраз. Передача речевого сообщения начинается с формирования его замысла и становится возможной при чёткой артикуляции звуков речи и смысловой, логической связи между словами.



Центры речи

В XIX в. П. Брока впервые обнаружил, что левостороннее поражение нижних отделов нижней лобной извилины приводит к утрате речи (моторной афазии), когда больные понимали обращённые к ним



314





слова, но отвечали неуверенно и очень кратко («телеграфная речь»).
Такое состояние названо моторной афазией, а область мозга в районе нижней лобной извилины (рядом с двигательной зоной коры) — центром речи Брока.

Вскоре К. Вернике описал другой тип афазии, характеризующийся нарушением понимания речи при сохранении в основном её моторной функции. Такая сенсорная афазия связана с поражением задней части левой верхней височной извилины (рядом со слуховой зоной). Как установлено в настоящее время, центры речи расположены в одном (чаще левом) полушарии, а зоны коры, обеспечивающие артикуляцию (произнесение слов), — в обоих полушариях. На ударения и интонацию речи, видимо, влияет правое полушарие.

При поражении зоны Вернике нарушается подбор слов, и возникает дефицит информации, необходимой для формирования речи. При поражении центра Брока утрачивается сама способность складывать фразы из слов. Если повреждены обе зоны (и Брока, и Вернике), снабжаемые кровью из средней мозговой артерии, то возникает полная афазия, при которой страдает и образование речи, и её восприятие. При повреждении зон, расположенных рядом с зоной Брока, больные не могут дать развёрнутого ответа или написать сочинение на заданную тему в результате нарушения регуляции произвольной деятельности (в том числе речи). При поражении теменно-затылочных областей левого полушария возникают трудности при чтении.

Афазия как результат постепенного (при атеросклерозе) или внезапного (при инсульте) поражения центров речи приводит к социальной изоляции больного. У ребёнка, уже умеющего говорить, поражение речевой области левого полушария вызывает полную афазию. Однако примерно через год речь восстанавливается в связи с перемещением этой зоны в правое полушарие. Такая передача речевого доминирования возможна только до десятилетнего возраста. При исследовании функции речи отдельно анализируют устную речь, письмо и чтение.

ЭМОЦИИ

Под эмоциями понимают наши чувства и настроения, а также их проявления в поведении, реакциях ВНС и эндокринной системы.

Фундаментальные эмоции

В настоящее время нет единой общепризнанной научной теории эмоций. Несмотря на мнение многих физиологов о трудности и даже невозможности классификации эмоций,
попытки такой классификации


315


Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич



Анатомия и физиология


существуют. Так, в результате исследования эмоциональных реакций человека выделены следующие фундаментальные (базисные) эмоции:


  • удовольствие, радость;

  • интерес, возбуждение;

  • удивление;

  • горе, страдание;

  • гнев, ярость;

  • отвращение, омерзение;

  • презрение, пренебрежение;

  • страх, ужас;

  • стыд, застенчивость;

  • вина, раскаяние.

Благодаря сочетанию этих эмоций возникает всё потрясающее многообразие эмоциональных реакций человека.

Эмоции контролируются лимбической и гипоталамо-гипофизар- ной системой, а также ретикулярной формацией и лобной корой. В пользу этого свидетельствуют клинические наблюдения над больными с нарушениями именно этих областей мозга, эмоциональное поведение которых изменено. Каждая фундаментальная эмоция находит характерное отражение в мимике, моторике, позе и деятельности внутренних органов (благодаря участию ВНС).

Причины эмоций

Причины эмоций многообразны. Ими могут стать различные впечатления, память о событиях в прошлом, происшествия в настоящем, реальные или воображаемые события в будущем либо мысли о них. Эмоции гораздо шире, чем вызывающие их причины. Эмоции возникают только тогда, когда их причина значима для конкретного человека. Мы можем осознать её и благодаря речи сообщить о нашем настроении другому человеку.

Проявления эмоций в основном обусловлены наследственными врождёнными механизмами. Эти проявления очень важны с точки зрения эволюции, так как они служат сигналами при общении не только особей одного вида, но и разных видов. Следовательно, эмоциональное поведение можно рассматривать как аспект видоспецифического поведения. К тому же благодаря такому поведению особь приспосабливается к изменениям окружающей среды, вырабатывает новые реакции.

Возникновение эмоций у млекопитающих и человека связано с их познавательными способностями, то есть с восприятием и оценкой сенсорных сигналов и механизмом памяти. С одной стороны, двигательные, вегетативные и эндокринные реакции можно рассматривать