Файл: Рабочая программа по проекту Эффективная начальная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 512
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа по математике .
1 год обучения. (1 класс – 1 полугодие, 2 класс – 2 полугодие)
Рабочая программа по «Математике» 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
-
Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. -
Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). -
Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). -
Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
-
понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); -
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); -
владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики отводится в неделю 4 часа + 1 час добавлен из «формирующей части учебного плана» по заявлению родителей в 1-3 классах, в 4 классе – 4 часа в неделю.
По проекту» Эффективная начальная школа» 1 класс – 80 часов, 2 класс – 90 часов, 3 класс – 170 часов, 4 класс – 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
1 класс
-
Числа и величины -
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. -
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. -
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. -
Арифметические действия -
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. -
Текстовые задачи -
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. -
Пространственные отношения и геометрические фигуры -
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. -
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. -
Математическая информация -
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. -
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. -
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. -
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). -
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. -
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) -
Универсальные познавательные учебные действия:-
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; -
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; -
понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; -
наблюдать действие измерительных приборов; -
сравнивать два объекта, два числа; -
распределять объекты на группы по заданному основанию; -
копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; -
приводить примеры чисел, геометрических фигур; -
вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
-
-
Работа с информацией:-
понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; -
читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
-
-
Универсальные коммуникативные учебные действия:-
характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; -
комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; -
описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки; -
строить предложения относительно заданного набора объектов.
-
-
Универсальные регулятивные учебные действия:-
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; -
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; -
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; -
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
-
-
Совместная деятельность:-
участвовать в парной работе с математическим материалом; -
выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
-
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; -
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; -
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; -
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; -
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; -
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; -
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; -
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; -
стремиться углублять свои математические знания и умения; -
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
Метапредметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
-
Базовые логические действия:
-
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); -
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; -
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; -
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
Базовые исследовательские действия:
-
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; -
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; -
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
Работа с информацией:
-
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; -
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); -
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; -
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
-
конструировать утверждения, проверять их истинность; -
строить логическое рассуждение; -
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; -
формулировать ответ; -
комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; -
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; -
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); -
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; -
составлять по аналогии, самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
-
Самоорганизация:
-
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; -
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
-
Самоконтроль:
-
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; -
выбирать и при необходимости корректировать способы действий; -
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.