Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

148 149 3. У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай мысленно ле- пестки: что ты попросишь для себя?
4. Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все жела- ния, стоит ее только потереть шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
5. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
Результаты данной методики могут быть оформлены письменно: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень будет интересен, так как они могут сравнить свои ответы с ответами това- рищей. Безусловно, материалы анонимны.
Социометрия
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измере- ние». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений в коллек- тиве. Эту методику лучше всего использовать в основной период смены и перед отъездом детей из лагеря.
Рассмотрим данную методику применительно к детскому кол- лективу.
Детям предлагается перечислить тех товарищей из отряда, с ко- торыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различ- ных видах деятельности. Например:
1. Кого из отряда ты бы хотел пригласить на свой день рождения?
2. С кем из отряда ты бы отправился в кругосветное путеше- ствие?
3. С кем из отряда ты бы мог поделиться своими личными пере- живаниями?
Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех то- варищей из отряда. Обработка представляет собой занесение ре- зультатов в таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Сводная таблица по количеству выборов
Имя, фамилия Маша И.
Оля В.
Дима А. Антон Р. Коля Д.
ВС
Маша И.
X
1 2

3 3
Оля В.
1
X
2 3

3
Дима А.
3

X
1 2
3
Антон Р.
2 3
1
X

3
Коля Д.

2 1
3
X
3
ВП
3 3
4 3
2
ВВ
3 2
3 2
1
Первый столбец таблицы содержит фамилии ребят, которые вы- бирают. Первая строка содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и в другом случае фамилии должны быть изложены в одном и том же порядке.
Цифра 1 ставится в столбец того члена отряда, которого рассма- триваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра 2 — кото- рый был выбран вторым, 3 — третьим.
В итоговых строках и столбцах:
ВС — количество выборов, сделанных данным человеком.
ВП — сумма выборов, полученных данным человеком.
ВВ — количество взаимных выборов.
Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений.
Если человек получил наибольшее количество выборов, он от- носится к числу «звезд».
Если получил среднее количество выборов — к «предпочитае- мым».
Если меньше среднего числа выборов — к «пренебрегаемым».
Если не получил ни одного выбора — к «изолированным».
Удовлетворенность ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:
К = —,
ВВ
ВС


150 151
где ВВ — число взаимных выборов;
ВС — число выборов, сделанных данным человеком.
Так, если число ВВ равно 0, а число выборов, сделанных челове- ком (ВС), равно 3 и К = 0/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношениях.
Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в отряде будет фиксироваться в случае примерного равенства: «звезды» +
«предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».
О низком уровне благополучия в отряде свидетельствует преоб- ладание людей с низким статусом.
Если в отряде будет фиксироваться ситуация, когда «звезды» +
«предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», то это покажет высокий уровень благополучия взаимоотношений в отряде, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, добро- желательные отношения в коллективе. Но при этом следует внима- тельно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные от- ношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имею- щихся проблем.
Символ «X» обозначает, что данное поле заполнению не подлежит.
Необходимо обратить внимание на то, что результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, на оценку индивидуаль- ных качеств воспитанников, не должны выноситься на обсуждение отряда. Полученные данные используются вожатыми только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.
Большие полушария
Данная методика позволяет дать сведения воспитанникам о роли полушарий головного мозга.
Попробуем составить о себе самое общее представление. Важ- нейшую роль в жизни человека играют большие полушария голов- ного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом — корой. Кора отвечает за высшую нервную деятель- ность — речь, сознание, мышление, внимание, память. Левое полу- шарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мыш- ление, словесное восприятие. Правое полушарие отвечает за образное восприятие и мышление, за эмоции. Считают, что левое полушарие
«направлено к людям», а правое полушарие «направлено к приро- де». Жизнь отчетливо указывает на существование двух категорий людей: художники (писатели, музыканты, живописцы, скульпторы и др.), у которых преобладает деятельность правого полушария, и мыслители, у которых преобладает деятельность левого полушария
(логический тип мышления). Асимметрия полушарий является ре- зультатом умственной работы.
Зная особенности своего головного мозга, можно прогнозиро- вать успехи в определенных областях человеческой деятельности.
Как же узнать, какое полушарие у нас ведущее? Разработан метод экспресс-анализа характера, основанный на четырех врожденных признаках. Эти признаки не меняются до конца жизни.
1. Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если это левый — вы чело- век эмоциональный, если правый — у вас преобладает логи- ческий склад ума.
2. Попробуйте «прицелиться», глядя на мишень через карандаш.
Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, даже агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом.
3. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается ле- вая рука, то вы склонны к кокетству, правая — склонны к простодушию.
4. Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, мож- но говорить о решительном характере, левой — вы часто ко- леблетесь, прежде чем принять решение.
Обозначьте левый глаз — Л, левую руку — Л, правый глаз — П, правую руку — П.
Расшифровка записи
ПППП — для вас характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение, не любите конфликтовать и спорить.


152 153
ПППЛ — определяющая черта характера — нерешительность.
ППЛП — характерны кокетство, решительность, чувство юмо- ра, артистизм. Это контактный тип характера, у де- вушек встречается наиболее часто.
ППЛЛ — редкий тип характера, близок к предыдущему, но мягче. Некоторое противоречие между нерешитель- ностью и твердостью характера.
ПЛПП — сочетание аналитического склада ума и мягкости, чаще встречается у девушек — тип «деловой девуш- ки». Медленное привыкание к чему-то новому, осто- рожность, терпимость.
ПЛПЛ — слабый и самый редкий тип характера, беззащитны, подвержены влиянию.
ЛППП — распространенный характер. Основная черта — эмо- циональность, сочетающаяся с недостаточной на- стойчивостью. Легко поддаются влиянию, счастли- вы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ — тип «маленькой королевы», характерны мягкость, наивность.
ЛЛПП — присущи дружелюбие и простота, некоторая разбро- санность интересов, склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ — преобладают простодушие, мягкость, доверчивость.
Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.
ЛЛЛП — эмоциональность, энергичность, решительность, ча- сто принимают решения наспех.
ЛЛЛЛ — антиконсервативный тип характера, эмоциональны, эгоистичны, упрямы, иногда замкнуты.
ЛПЛП — самый сильный тип характера, таких людей трудно в чем-то убедить, они с трудом меняют свою точку зрения, энергичны, упорно добиваются поставлен- ной цели.
ЛПЛЛ — настойчивы, склонны к самоанализу, с трудом на- ходят себе новых друзей.
ПЛЛП — легкий характер, такие люди легко находят себе дру- зей, любят путешествовать, часто меняют свои увле- чения.
ПЛЛЛ — непостоянство, независимость, желание все делать самому. Способность анализировать помогает успеш- но решать сложные задачи.
«
А напоследок я скажу...»
1. С каким настроением ты прощаешься с лагерем?
2. Что из смены запомнилось больше всего?
3. Какое из проведенных дел тебе понравилось больше всего?
4. Если бы ты был организатором лагеря, что бы ты изменил?
5. Нравится ли тебе наш отряд?
6. Что для тебя было самым трудным?
7. Чему ты научился во время лагерной смены?
8. Какие проблемы ты хотел бы обсудить в последний вечер?
9. Как ты считаешь, мог бы ты время, проведенное в лагере, про- вести где-нибудь интереснее и полезнее для себя?
10. Хочешь ли ты на следующий год приехать в наш лагерь?
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

ПСИхОГЕОмЕтрИЧЕСКАЯ САмООцЕНКА ЛИЧНОСтИ
Эта методика поможет изучить личность ребенка не только в ла- гере, но и в школе. Вначале необходимо провести предварительную беседу о том, что любая из геометрических фигур символизирует качества характера.
Установка перед проведением
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямо- угольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не зани-

154 155
майтесь самоанализом. Ненужные умопостроения ни к чему не при- ведут. Доверьтесь собственной интуиции. Если испытываете затруд- нение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла ваше внима- ние. Запишите ее под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. На первом месте — это ваша основная фигура, она даст возможность определить черты ва- шего характера и особенности поведения. Последняя фигура указы- вает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не под- ходит, то можно выбрать комбинацию, состоящую из двух или даже трех фигур.
О чем же поведают выбранные ребятами фигуры (табл. 5)?
Таблица 5
Психологические свойства геометрических фигур

п/п
Фигура
Психологические свойства
Положительные
Отрицательные
1
Квадрат
Любовь к порядку, внимание к деталям, аналитичность, рацио- нальность, упорство, настойчивость, бережливость
Возможность упустить главное, упрямство, педантизм, холодная рассудительность, излишняя осторожность, скупость
2
Треугольник
Лидерские качества, способность взять ответственность на себя, решительность, сконцентрированность на проблеме, нацелен- ность на победу, уве- ренность в себе, често- любие, энергичность
Эгоизм, категоричность, коварство, самонадеян- ность, безразличие ко всем, пока цель не будет достигнута, карьеризм, неудержимость
3. Прямоугольник
Любознательность, возбудимость, настаи- вание на своем, чувствительность, смелость
Напряженность, наив- ность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, легковерность, безрассудство
4. Круг
Доброжелательность, добродушие, заботли- вость, преданность, щедрость, доверчивость, великодушие, бескон- фликтность
Нетребовательность, беспечность, навязчи- вость, легковерность, расточительность
5. Зигзаг
Креативность, мечта- тельность, остроумие, экспрессивность, интуитивность, раскованность
Неорганизованность, разбросанность, несдержанность, нелогичность, непрактичность
ДИАГНОСтИКА ВОЛЕВЫх КАЧЕСтВ рЕБЕНКА
В лагерной смене немало дел, требующих волевых усилий, на- стойчивости, способности преодолевать трудности. Важно в самом начале смены узнать волевые качества воспитанников, чтобы безо- шибочно поручать им то или иное трудное задание. В этом поможет вожатому диагностика волевых качеств. Детям предлагаются вопро- сы, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопро- сом, «нет» — при несогласии, «не знаю» — при сомнении, неуве- ренности.
Вопросы
1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая неинте- ресна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом вновь вернуться к ней?
2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивле- ние, когда нужно сделать что-то не очень для тебя приятное (на- пример, рано встать в выходной день)?
3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоя- нии ли ты взять на себя ответственность настолько, чтобы взгля- нуть на ситуацию со стороны с максимальной объективностью?
4. Если тебе прописана диета, сможешь ли ты преодолевать кули- нарные соблазны?
Окончание таблицы 3


156 157 5. Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свиде- тельские показания?
7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
8. Если у тебя вызывает страх предстоящий визит к стоматологу, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть его и не изменить своего намерения?
9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если его вы- полнение принесет немало хлопот? Иными словами — явля- ешься ли ты человеком слова?
11. Без колебаний ли ты отправляешься в путешествие в незнако- мый город?
12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуж- дения, приема пищи, занятий и прочих дел?
13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным задолжни- кам?
14. Отвлечет ли тебя очень интересная телепередача от выполне- ния срочной работы?
15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обид- ными ни казались слова собеседника?
Обработка результатов
Ответ «да» оценивается в два балла, «не знаю» — один балл,
«нет» — 0.
1—12 баллов
С силой воли дела обстоят неважно. Ребенок делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной неприятно- стей. Его позиция выражается примерно так: «Что, мне больше всех нужно?» Любую просьбу, обязанность он воспринимает чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.
13—21 балл
Сила воли у ребенка средняя. Если он столкнется с препятстви- ем, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет. Это не с лучшей стороны характеризует его в глазах роди- телей и учителей.
22—30 баллов
С силой воли все в порядке. На ребенка можно положиться, он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поезд- ки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непри- миримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окру- жающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
ДИАГНОСтИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СтИЛЯ
В КОНфЛИКтНОЙ СИтУАцИИ
Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопро- сы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в кон- фликтной ситуации. Можно заготовить бланки на каждого ребенка и провести диагностику (см. табл. 6).
Обработка результатов
Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).
А — жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до по- следнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть, уверены, что всегда правы.
Б — примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на по- иск альтернативы и решения, которое способно удовлетво- рить обе стороны.