Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 33
который человеку приходится заполнять самому. В противном слу- чае ему грозит состояние, которое определяется как информацион- ный голод. Наряду с ним возникает и голод эмоциональный. Стрем- ление выйти из этого психологического состояния побуждает чело- века к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а имеющих положительную эмоциональную окраску, в ко- торых переживание доминирует над познанием, т.е. развлечений.
В традиционном словоупотреблении развлечениями называют та- кие виды досуговой деятельности, которые создают условия для ве- селья, приятного времяпрепровождения, отвлечения от повседнев- ных непреложных дел, доставляют удовольствие.
Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от его возраста, социального положения. Различия наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к развлечениям в зависимости от их характера и содержания.
Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремле- ние человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представ- ляет собой важное поле для самоутверждения.
Возможность многократно проявлять сообразительность, лов- кость, изобретательность, находчивость, нестандартные решения, остроумие роднят игру с творчеством, переводя ее с уровня потре- бления на более высокий уровень досуговой деятельности. Игра, будучи ярко выраженной развлекательной формой досуговой дея- тельности, обладает еще существенным познавательным значением.
В игре человек часто воспринимает новую информацию от партне- ров или непосредственно в правилах игры, ее материале. Такой про- цесс познания в процессе отдыха в полной мере отвечает следующе- му принципу досуговой педагогики — единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания.
2. Принцип единства рекреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действу- ет в условиях культуры, культура наполняет собой личность.
Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазви- тию. Однако большинство людей не спешат или не умеют воспользоваться имеющимися возможностями для овладе- ния культурой и предпочитают проводить досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. До- суговая деятельность человека с недостаточно высоким уров- нем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует ми- нимального духовного напряжения. Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики — поиск та- ких путей, таких форм, средств и методов, которые позволя- ют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом. К наиболее популярным формам, которые представляют собой источники массового распро- странения информации, относятся телевидение, радио, прес- са, популярные лекции, встречи.
С наибольшей полнотой принцип единства рекреации и позна- ния реализуется в процессе групповой досуговой деятельности.
К таким формам досуговой деятельности можно отнести работу клубных объединений, кружковые занятия, экскурсии, походы и др.
Они являются активными формами использования свободного вре- мени и играют существенную роль в развитии личности, что опреде- ляет сущность следующего принципа досуговой педагогики — принципа совместной деятельности.
3. Принцип совместной деятельности. Досуговая деятель- ность, как и любой другой вид деятельности, может осущест- вляться человеком как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Совместность предполагает такое взаимо- действие, в процессе которого люди находятся в определен- ных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответ- ственности. Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успеш- ность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере про-


34 35
являют себя в педагогически организованной деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интере- сам и др., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему.
Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, едет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя зало- женный в ней воспитательный потенциал.
Воспитательным потенциалом обладают и те формы досуговой деятельности, которые возникают и функционируют вне педагоги- ческого влияния. Учет и развитие этого потенциала являются при- оритетными направлениями в досуговой педагогике, так как со- вместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволя- ет содействовать формированию духовного и культурного облика личности.
Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные сторо- ны педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в сво- ей совокупности обусловливают методику досуговой педагогики в целом.
В определении принципов досуговой педагогики есть и другие подходы. Например, С.А. Шмаков выделяет такие принципы: прин- цип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «фель- дмаршала Кутузова», принцип «горы», принцип «антиканонов», принцип «камня, брошенного в воду», принцип опоры на положи- тельные эмоции ребенка. Остановимся на этих принципах более подробно.
1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда долж- на быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно.
«Красная линия» — это грань риска, грань меры, грань разу- много и допустимого во всем:
— в отношениях содружества учителя и детей, в приятель- ски-товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» — панибратство, лже- дружба, заигрывание. Во всем необходима определенно- го рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемо- сти, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей.
— в информации, которую получают учащиеся, прежде все- го в вопросах социальной жизни людей, в вопросах исто- рии, этики, эстетики и др.
— в организации деятельности, особенно связанной с ри- ском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый
«предел»: санитарно-гигиеническую сторону досуга, без- опасность игр и игрушек, игровых аксессуаров.
2. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом — дело коллек- тивное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как из- вестно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Таким союзом может быть ядро детского коллектива во главе с классным руководителем. В «могучей кучке» всегда присут- ствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодове- рия. Здесь все делается и созидается вместе.
3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все вре- мя идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности так- же требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.
4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное раз- витие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг — это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития со- бытий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без под-


36 37
гонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь.
5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стаби- лизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры.
Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учи- лись выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологи- ческого, творческого воображения ребят. Принцип «антикано- нов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.
6. Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок дол- жен реализоваться. Личная реализация общих ценностей — регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бро- сить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Су- ществует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всег- да больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требует- ся. Увидеть доброе начало и опереться на него — вот прин- цип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так не- обходима опора на любые положительные ростки и обяза- тельно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост.
Данные принципы связаны между собой и являются основопо- лагающими при организации досуговой деятельности детей и под- ростков.
1.4. методы досуговой педагогики
Человек воспитывается в сложной системе отношений с внеш- ней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой сре- де. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, полу- чить как результат внешнего воздействия. Человека нужно вклю- чить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфе- ре свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, мето- ды воспитывающих ситуаций, методы импровизации (С.А. Шма- ков). Остановимся на данных методах более подробно.
1. Методы игры и игрового тренинга. Игра — это самостоя- тельный и законный для детей и подростков вид деятельно- сти. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом.
В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащих- ся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Тре- тий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что?
Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-по- знавательные игры и др.). Игры показывают уровень разви- тия организаторских способностей детей и подростков, вы- являют их физические способности: ловкость, силу, вынос- ливость и др.
2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Не- формальное общение ребят может быть в виде вечеринки,
«капустника», «театральной гостиной», русских посиделок
«праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализу- ется через костюмирование, особый словарь общения, досу- говые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание — это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязать-


38 39
ся. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимули- рует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» бо- лельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся — равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организа- ции совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте, в то же вре- мя нельзя забывать о так называемой «красной линии».
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая си- туация — это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманны- ми. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использо- вания данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее гото- вит себя к сопротивлению и, если действия для него неожи- данны, в большинстве случаев принимает его позицию.
6. Методы импровизации. Импровизация — это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен меха- низм имитационного поведения. Методы импровизации про- тивостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педаго- гики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Глава 2. ДОСУГ ВО ВНЕУрОЧНОЕ ВрЕмЯ
2.1. Виды досуговой деятельности,
разнообразие форм воспитательной работы
в структуре досуга
Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в ис- следованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по груп- пам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.
По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень актив- ности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсаци- онный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмо- циональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.
Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преиму- ществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индиви- дуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобож- дается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.
Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению
Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к ценностям куль- туры. Повышая общую культуру личности, образовательная дея- тельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, от- вечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспе-

40 41
риментировании, познании и изменении окружающего мира, по- могает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, созда- вать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя духовных ценностей до их соз- дателя.
Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально- педагогический потенциал досуга.
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он класси- фицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное вре- мя деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельност- ный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтро- лируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятель- ность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности под- ростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различ- ных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.). Третья — с развитием духовных сил и способ- ностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно- игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении
(кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объедине- ния, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельно- сти осуществляется удовлетворение потребностей детей и подрост- ков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.
Остановимся на понятии «формы воспитательной работы». В пе- дагогической науке не существует единого мнения о формах вос- питательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значе- ний слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный об- разец, и др.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспи- тательной работы», целесообразно определить, какое место этот фе- номен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция — организаторская. Любая форма воспита- тельной работы предполагает решение организаторской задачи.
В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся.
Организация дела отражает определенную логику действий, взаимо- действия участников. Существуют обобщенные методики (алгорит- мы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (бесе- ды, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.).
Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педаго- гами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по- разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благо- даря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодей- ствия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них зна- ний, обращение к их опыту.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию це- лей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же