Файл: Организация(предприятие) в экономической системе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру организации) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все организации делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели: численность работающих, объем выпуска продукции в стоимостном выражении, стоимость основных производственных фондов.

Таблица 1 – Классификация предприятий по характеристикам



Классификационный признак

Виды предприятий

1

По отраслевой принадлежности и виду хозяйственной деятельности

  • Производственные

  • Строительные

  • Торговые

  • Транспортные

  • Сельскохозяйственные и т.д

2

По структуре производства

  • Узкоспециализированные

  • Многопрофильные

  • комбинированные

3

По форме собственности

  • государственные

  • муниципальные

  • частные

  • смешанные

4

По характеру правого режима собственности

  • индивидуальные

  • коллективные

  • с общей долей собственностью

  • с общей совместной собственностью

5

По мощности производственного потенциала (размеру предприятия)

  • малые

  • средние

  • крупные

6

По преобладающему производственному фактору

  • трудоемкие

  • капиталоемкие

  • материалоемкие

7

По принадлежности капитала и контролю над ним

  • национальные

  • иностранные

  • смешанные

8

В зависимости от пределов ответственности

  • с полной ответственностью

  • с ограниченной ответсвенностью

9

По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности

  • полное товарищество

  • товарищество на вере

  • общество с ограниченной ответсвенностью

  • публичные акционерные общества

  • не публичные акционерные общества

  • производственный кооператив

  • крестьянские хозяйства

  • хозяйственные партнерства и др

10

По виду производимой продукции

  • предприятия по производству товаров

  • предприятия по оказанию услуг


Любая организация может быть представлена как система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешнего мира, на выходе она отдает во внешний мир созданный ею продукт, см. рисунок 1.



Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

  • получение «сырья» из внешнего окружения;

  • изготовление «продукта»;

  • передача «продукта» во внешнюю среду.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

  • производство,

  • маркетинг,

  • финансы,

  • работа с кадрами,

эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:

  • управление разработкой и проектированием продукта;

  • выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;

  • управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

  • управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;

  • контроль качества.


Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:

  • изучение рынка;

  • реклама;

  • ценообразование;

  • создание систем сбыта;

  • распределение созданной продукции;

  • сбыт.

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:

  • составление бюджета и финансового плана;

  • формирование денежных ресурсов;

  • распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации;

  • оценка финансового потенциала организации.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

  • подбор и расстановка кадров;

  • обучение и развитие кадров;

  • компенсация за труд;

  • создание условий на рабочем месте;

поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.


Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за это. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время, в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде, организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.

Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружением играет управление организацией, особенно его верхний уровень. Вопросы долгосрочной стратегии взаимодействия организации со средой становятся во главу угла построения всех процессов управления организацией. Менеджмент уже не занимается только внутренними вопросами организации. В равной, а может быть и в большей мере, его взор направлен во вне организации. Менеджмент старается строить эффективное взаимодействие организации с окружением уже не только путем воздействия на процессы, происходящие в организации, но и путем воздействия на окружающую среду. Стратегическое управление, решающее эти задачи, выдвигается на первый план в комплексе процессов управления организацией.

Внешнее окружение организации, состояние взаимодействия с которым определяется, в конечном счете, преимущественно качеством управления организацией, можно представить в виде двух сфер:


  1. Первая сфера – это общее внешнее окружение организации. Данное внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Общее внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций.

  2. Вторая сфера – это так называемое непосредственное деловое окружение организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может непосредственно влиять на них.

Общее внешнее окружение формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технико-технологических, национальных и международных процессов, а также процессов природопользования.

Непосредственное деловое окружение организации создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п.

Организационно-правовые формы организаций


Предпринимательство, или коммерческая деятельность – это особый вид занятий, который в России осуществляется гражданами либо их объединениями, которые при этом действуют по своей инициативе, на свой страх и риск, ставя целью максимальное получение прибыли. В современной России предпринимательство прямо разрешено законом, однако должно протекать в соответствии с одной из организационно-правовых форм (ОПФ) предпринимательской деятельности. Под ОПФ понимается тот статус, который имеет конкретное лицо, совокупность его прав, возможностей и обязанностей, предусмотренных законом.

Надо отметить, что организационные и правовые признаки относятся не только к коммерческим субъектам: в РФ могут регистрироваться и организации, не ставящие целью извлечение прибыли, а созданные для решения других общественных или политических задач. Примером могут служить партии, церкви и другие религиозные организации, общественные фонды и т.п. Ключевым признаком для них является то, что хотя закон и не запрещает им иметь доход от своей деятельности, извлечение его не должно быть основным занятием для этих организаций (в таблицах 2, 3 приведены ОПФ коммерческих и не коммерческих организаций).

Классификация ОПФ в России может осуществляться по различным критериям. Самым грубым будет деление на тех, кто: