Файл: Реферат курсовая работа, 30 страниц, 20 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конституционное право

РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СУБЪЕКТЫ, ИНИЦИАТИВА, ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ


РЕФЕРАТ

Курсовая работа, 30 страниц, 20 источников.

РЕФЕРЕНДУМ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, СУБЪЕКТЫ ВСЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ, ПРАВО ИНИЦИАТИВЫ, ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ.

Объектом исследования является изучение конституционного законодательства в сфере регулирования института референдума, а также правовые отношения, возникающие в связи организацией и проведением референдума, определением его результатов и реализацией принятого решения.

Предметом данной курсовой работы являются вопросы законодательного закрепления и реализации института референдума в различных зарубежных странах.

Цель настоящей работы заключается в сравнительно-правовом исследовании института всенародного голосования и оценке его эффективности как в зарубежных странах, так и на территории Республики Беларусь. Для достижения данной цели было определено несколько задач:

1. Изучить историческое развитие института референдума;

2. Изучить общие теоретические положения института референдума;

3. Изучить общие механизмы института референдума;

4. Сравнить доктринальные подходы к пониманию института референдума и различные подходы к оценке референдума;
Методологическую основу данной работы составляют теоретический, эмпирический и аналитический, ретроспективный методы исследования

Актуальность тематики курсового исследования обусловлена, в первую очередь, отечественными примерами неспособности представительных органов решать возникающие проблемы. При обращении к опыту зарубежных стран, особенно Европы, отчетливо видна частая практика использования института прямой демократии, референдума для разрешения различных вопросов как на государственном уровне, так и на местном.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...4

1 Сущность референдума, история возникновения и международная практика.….……6

1.1 Понятие и сущность референдума……………………………………………………...6

1.2 История возникновения и международная практика………………………………….9
2 Классификация референдумов. Субъекты народного голосования…………………..14


2.1 Классификация референдумов.……………………...........................……...................14

2.2 Субъекты народного голосования………………………………………………….....17
3 Юридическая сила решения, принятого референдумом………………………………23

Заключение…………………………………………………………………………………30

Список использованных источников…………………………………………………….32

Введение

Политический процесс является динамической характеристикой поли­тической системы, определенная последовательность действий и взаимо­действий между различными субъектами политических отношений. Дан­ные действия носят локально - темпоральный характер и развертываются в данной стране в рамках определенной политической системы. На развитие политического процесса оказывают влияние как собственно политические, так и неполитические факторы. К существенным политическим факторам, влияющим на развитие политического процесса, относятся референдумы. В демократических государствах обоснованием государственной власти ; служит принцип народного суверенитета. Данный принцип провозглашает решающее участие народа в государственном строительстве как проявление связи народа с институтами власти.

Согласно статье 37 Конституции Респу­блики Беларусь, «граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей». Наиболее значимым среди институтов непо­средственной демократии является референдум.

В Республике Беларусь имеется опыт проведения республиканских референдумов, которые способствовали развитию политического процесса, переходу политической системы от одного качественного состояния к дру­гому. Республиканские референдумы проводились 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г и 27 февраля 2022 г.

Политический процесс в Беларуси в начале 1990-х гг. был связан с рас­падом Советского Союза и становлением суверенного государства, а значит, не выбором пути развития. В 1994 г. с принятием Конституции Республики Беларусь произошло конституирование новой политической системы, по­литический процесс получил возможность развития в политико-правовом русле. Первые выборы Президента Республики Беларусь в 1994 г. раскрыли демократический потенциал новой политической системы, но не предот­вратили противостояния двух центров власти Верховного Совета и Прези­дента, нарастания институционального кризиса.



Актуальность тематики курсового исследования обусловлена, в первую очередь, отечественными примерами неспособности представительных органов решать возникающие проблемы. При обращении к опыту зарубежных стран, особенно Европы, отчетливо видна частая практика использования института прямой демократии, референдума для разрешения различных вопросов как на государственном уровне, так и на местном.

Цель настоящей работы заключается в сравнительно-правовом исследовании института всенародного голосования и оценке его эффективности как в зарубежных странах, так и на территории Республики Беларусь. Для достижения данной цели было определено несколько задач:

1. Изучить историческое развитие института референдума;

2. Изучить общие теоретические положения института референдума;

3. Изучить общие механизмы института референдума;

4. Сравнить доктринальные подходы к пониманию института референдума и различные подходы к оценке референдума;
Предметом данной курсовой работы являются вопросы законодательного закрепления и реализации института референдума в различных зарубежных странах.
Объектом исследования является изучение конституционного законодательства в сфере регулирования института референдума, а также правовые отношения, возникающие в связи организацией и проведением референдума, определением его результатов и реализацией принятого решения.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: общим методологическим подходом к разработке теоретической сущности исследования, использованием комплекса методов, соответствующего предмету и задачам исследования.

1 Сущность референдума, история возникновения и международная практика.

    1. Понятие и сущность референдума

В мировой конституционно-правовой практике референдум наряду с выборами рассматривается как важнейшее средство прямой, непосредственной демократии и, естественно, он имеет существенные преимущества перед представительной демократией, поскольку народ на референдуме выражает свою волю непосредственно, а не через представителей. Референдум – это голосование граждан того или иного государства, какой либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

Референдум в переводе с латинского (referendum) означает «то, что должно быть сообщено». Голосование на референдумах проводится тайно, посредством бюллетеня, в котором сформулирован(ы) вопрос(ы) референдума и варианты голосования – «за» и «против» либо «да» и «нет». Гражданин, участвующий в голосовании оставляет в бюллетене тот вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой. Но возможны и иные варианты, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений. В таких случаях он может выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов. Такая практика чаще встречается, в частности, в Швейцарии.


Референдум предстает как конституционно-правовая форма непосредственного правления народа. Поэтому в объективном значении референдум необходимо рассматривать в качестве основного права народа и одной из составляющих конституционного строя. Признание данного обстоятельства порождает определенные юридические последствия. Они состоят в том, что, с одной стороны, народ вправе требовать от государства мер по созданию условий реализации права на референдум, а с другой стороны, на государство возлагается обязанность обеспечить урегулирование права народа на референдум, его охрану и защиту.

В субъективном значении институт референдума надлежит рассматривать как систему юридических гарантий права каждого правосубъектного гражданина на участие в референдуме – инициирование, подготовку, голосование и другие действия, связанные с его проведением.

Референдум как правовой феномен характеризуется рядом признаков.
Во-первых, он — важнейший институт непосредственной демократии.

Во-вторых, референдум является разновидностью правотворчества.

В-третьих, это — высшая форма непосредственного осуществления народом своей власти, посредством волеизъявления; позволяющая выявить волю народа;

В-четвертых, осуществляется посредством голосования в целях выявления воли большинства населения.

В-пятых, законопроекты и решения, принятые на референдуме могут изменяться (отменяться) только путем проведения нового референдума.

В-шестых, решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении каким-либо другим органом и вступают в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Референдум как форма осуществления непосредственной демократии получила наиболее полное свое отражение в трудах доктора юридических наук Комаровой В.В.

«Непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет путем непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении» [2, с.7].

В научной литературе характерными чертами непосредственной демократии называют: а) прямое волеизъявление граждан, которое не опосредуется какими-либо органами;

б) совпадение субъекта (источника) воли и субъекта выражения воли;


в) особый круг субъектов политических отношений, субъектов права ее осуществления;

г) участие граждан в принятии решений, в осуществлении власти от своего имени; право на непосредственное волеизъявление предоставляется правоспособному лицу на основании гражданства, достижения определенного возраста и проживания на соответствующей территории членства в трудовом коллективе, общественной организации;

д) посредством институтов прямой демократии в принятии решений могут участвовать все правоспособные лица, входящие в состав субъекта непосредственной демократии по каждому вопросу, который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в его решении.

Обязательным условием существования и реализации институтов непосредственной демократии является наличие прав и свобод граждан, демократического избирательного права, не ограниченного какими-либо цензами. Очевидно также, что наиболее эффективно институты непосредственной демократии могут функционировать в обществе,образовательный и культурный уровень населения которого позволяет избирателям понимать существо и значение проблем, которые решаются непосредственным волеизъявлением граждан, и на основе личных знаний и представлений принимать решения.

Институт референдума в общей совокупности различных форм непосредственной демократии занимает особое место, часто взаимодействуя с другими ее формами (например, с народной законодательной инициативой). Во-первых, референдум является весьма привлекательным средством для выражения простыми избирателями своего волеизъявления. Им импонирует сам факт их прямого привлечения к решению каких-либо государственных дел. Каждый избиратель персонально приглашается для выполнения этой задачи. Во-вторых, референдум проводится по вопросу, всегда предварительно сформулированному инициаторами этого голосования. Данное обстоятельство имеет как положительные, так и отрицательные черты. Избиратель заранее знает, на какой вопрос он должен ответить. Для сравнения – при избрании кандидатов в депутаты представительного учреждения ему предлагается лишь программа какого-либо кандидата или политической партии, о которой неизвестно, будет ли она реализовываться в будущем во время работы названных лиц или органов. Еще одна особенность референдума – перечень ответов на таком голосовании очень ограничен: «да», «нет» или «воздержался».