Файл: Реферат курсовая работа, 30 страниц, 20 источников.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Классификация референдумов. Субъекты народного голосования.
2.1 Классификация референдумов.
По сфере применения референдумы могут быть республиканскими, если он проводится в масштабе всей страны, или местными, если на местном (региональном) уровне.
Общегосударственные референдумы проводятся на всей территории страны, в них участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме.
Вместе с тем вo мнoгих странах oбщегoсударственные референдумы не прoвoдятся, например, ФРГ, США, Япoния,. Этo oбъясняется и тем, чтo частo путем референдума решаются прoблемы, далекие oт интересoв нарoда. Так, в 1980 г. Аугусто Пинoчет oрганизoвал прoведение референдума, пo результатам кoтoрoгo oн прoдлил свoи президентские пoлнoмoчия еще на 9 лет, что явно противоречит принципам демократии.
Местный референдум может использоваться в двух формах. Во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан на данной территории. В таком случае референдум проводится по мере необходимости. Этот способ принятия решений используется наряду с постоянным принятием решений через выборные органы местного самоуправления. Во-вторых, местный референдум может быть использован как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения.
Некоторые авторы при классификации референдумов на республиканские и местные в качестве критерия этого деяния называют не «сферу применения», а «территорию проведения» (или место). [9, с.40].
По содержанию референдумы могут быть:
И дополнений в Конституцию. Так, в ч.2 ст. 140 Конституции Республики Беларусь закреплено, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум;
По степени необходимости проведения референдумы подразделяются на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона, (Так, в соответствии с ч.3 ст. 140 Конституции Республики Беларусь разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.) и факультативные. [13, с.378].
Под факультативным референдумом понимаются, те референдумы, которые проводятся по усмотрению или предложению народа (или его части), органов государственной власти или местного самоуправления, то есть они проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов.[10, с.373].
Отдельным видом референдума можно выделить дополнительный референдум или народное вето. Для него характерно то, что выносимый на народное голосование акт уже принят представительным органом государственной власти и может быть поставлен на голосование народа лишь после положительного вотума парламента. Дополнительный референдум (народное вето) может быть как обязательным, так и факультативным.
По обязывающей силе своих итогов референдумы подразделяются на решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия и не нуждающиеся в каком-либо утверждении, и консультативные, итоги которого могут носить как обязательный характер для органов государственной власти, так и необязательный.
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме различают консультативный' и императивный • референдумы. Первый проводится для выяснения мнения населения по конкретным вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума: Решение ' же, принятое на ; консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Напротив, решения . императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и могут быть изменены или отменены только путем референдума.
В науке конституционного права референдумы могут классифицироваться по их автору и инициатору. Очевидно, что в принципе народ является главным участником референдума, как и большинства других институтов непосредственной демократии, поскольку именно от него зависит вынесение окончательного вердикта при голосованиях. Однако нужно различать автора референдума, т.е. того, кто подготовил текст акта, передаваемого на голосование, и инициатора голосования, т.е. того, от чьей воли зависит назначение и последующее проведение голосования. Часто автор и инициатор – это один и тот же орган или лицо, но могут быть и несовпадения. Если референдум носит обязательный характер, то автор тот же, что и инициатор. Если же референдум факультативный, то автор акта сам предпринимает инициативу проведения голосования. Но во многих случаях автор акта и инициатор проведения голосования могут быть различными лицами и органами, возможно несколько различных комбинаций. Например, автором может быть какая-либо группа, собравшая надлежащее число подписей, в этом случае правительство страны обязано провести всенародное голосование. Или на национальном уровне авторство акта может принадлежать парламенту, исполнительной власти, какой-либо части избирательного корпуса. Что же касается инициатора референдума, то им может быть парламент, исполнительная власть, парламентская оппозиция, какая-либо часть избирательного корпуса, «промежуточные» выборные учреждения ( в Италии – областные советы).
С известной долей условности можно дифференцировать референдумы, проводимые «сверху», т.е. по инициативе соответствующих органов государственной власти, и референдумы, инициированные «снизу», по требованию заранее установленного числа избирателей. Такие голосования также могут быть подвергнуты классификации. По предложению избирателей может состояться петиционный референдум, т.е. голосование по требованию определенного числа избирателей, подписавших петицию о принятии соответствующего закона (например, в США такой референдум практикуется в значительном числе штатов). В петиционном референдуме совмещаются два института непосредственной демократии: народная инициатива, содержащая законопроект, и референдум. После представления петиции в соответствующий орган проверяется законность данного документа: устанавливается, содержит ли он необходимое число подписей, действительными ли являются подписи избирателей. После рассмотрения петиции наступает второй этап – непосредственно само голосование.
2.2 Субъекты народного голосования.
Правовую основу организации и проведения референдумов в Республике Беларусь составляют Конституция (Глава 2 III Раздела) и Избирательный кодекс (Раздел VII).
Референдумы проводятся на общих принципах избирательного права – всеобщего, свободного, равного и тайного голосования (ст. 76 Конституции).
В референдуме участвуют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом. Во всенародном голосовании не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Принцип свободы избирательного права предполагает, что участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме. Однако во многих странах введен обязательный вотум - юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании. В Конституции Итальянской Республики 1947 г.
- cанкции исключительно моральные, в Австралии - штраф, в Греции за неучастие в 1-ый раз объявят выговор или штраф, на 2-ой раз - штраф покрупнее, если после первого раза прошло от 6 до 10 лет, вывесят фамилию избирателя в специальном списке на здании коммунальной администрации по месту его жительства, затем следует лишение избирательных прав, в Аргентине уклоняющееся от участия лицо штрафуется и лишается возможности в течение 3 лет занимать государственные должности. [12, с.119].
Избиратели, участники референдума участвуют соответственно в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдуме на равных основаниях: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.
Выборы членов Совета Республики являются равными: каждый депутат местного Совета депутатов базового уровня имеет один голос.
Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Голосование на выборах и референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования запрещается.
Хотя в ст. 76 Конституции и не указан такой принцип как «прямые», однако граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного
собрания, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению
не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. (в новой редакции Конституции.
Президент Республики Беларусь своим указом назначает референдум, в котором, как правило, предусмотрены: дата проведения референдума; формулировка вынесенного вопроса; юридическая сила принимаемого решения. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа о проведении референдума. Решение, принятое республиканским референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в печати в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь.
Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо нормативного акта, он должен быть принят в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом. (ст.124 ИК Республики Беларусь).
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. В ст. 78 Конституции Республики Беларусь закреплено, что перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, определяется законом Республики Беларусь. Этот перечень приведен в ст. 112 Избирательного кодекса.
Так, на республиканский и местный референдум не могут выноситься вопросы:
2) cвязанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
2.1 Классификация референдумов.
По сфере применения референдумы могут быть республиканскими, если он проводится в масштабе всей страны, или местными, если на местном (региональном) уровне.
Общегосударственные референдумы проводятся на всей территории страны, в них участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме.
Вместе с тем вo мнoгих странах oбщегoсударственные референдумы не прoвoдятся, например, ФРГ, США, Япoния,. Этo oбъясняется и тем, чтo частo путем референдума решаются прoблемы, далекие oт интересoв нарoда. Так, в 1980 г. Аугусто Пинoчет oрганизoвал прoведение референдума, пo результатам кoтoрoгo oн прoдлил свoи президентские пoлнoмoчия еще на 9 лет, что явно противоречит принципам демократии.
Местный референдум может использоваться в двух формах. Во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан на данной территории. В таком случае референдум проводится по мере необходимости. Этот способ принятия решений используется наряду с постоянным принятием решений через выборные органы местного самоуправления. Во-вторых, местный референдум может быть использован как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения.
Некоторые авторы при классификации референдумов на республиканские и местные в качестве критерия этого деяния называют не «сферу применения», а «территорию проведения» (или место). [9, с.40].
По содержанию референдумы могут быть:
-
конституционными, если проводится для внесения изменений
И дополнений в Конституцию. Так, в ч.2 ст. 140 Конституции Республики Беларусь закреплено, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум;
-
законодательными, когда на референдум выносится проект какого-либо закона; -
обычными – для решения вопросов государственной и общественной жизни.
По степени необходимости проведения референдумы подразделяются на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона, (Так, в соответствии с ч.3 ст. 140 Конституции Республики Беларусь разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.) и факультативные. [13, с.378].
Под факультативным референдумом понимаются, те референдумы, которые проводятся по усмотрению или предложению народа (или его части), органов государственной власти или местного самоуправления, то есть они проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов.[10, с.373].
Отдельным видом референдума можно выделить дополнительный референдум или народное вето. Для него характерно то, что выносимый на народное голосование акт уже принят представительным органом государственной власти и может быть поставлен на голосование народа лишь после положительного вотума парламента. Дополнительный референдум (народное вето) может быть как обязательным, так и факультативным.
По обязывающей силе своих итогов референдумы подразделяются на решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия и не нуждающиеся в каком-либо утверждении, и консультативные, итоги которого могут носить как обязательный характер для органов государственной власти, так и необязательный.
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме различают консультативный' и императивный • референдумы. Первый проводится для выяснения мнения населения по конкретным вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума: Решение ' же, принятое на ; консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Напротив, решения . императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и могут быть изменены или отменены только путем референдума.
В науке конституционного права референдумы могут классифицироваться по их автору и инициатору. Очевидно, что в принципе народ является главным участником референдума, как и большинства других институтов непосредственной демократии, поскольку именно от него зависит вынесение окончательного вердикта при голосованиях. Однако нужно различать автора референдума, т.е. того, кто подготовил текст акта, передаваемого на голосование, и инициатора голосования, т.е. того, от чьей воли зависит назначение и последующее проведение голосования. Часто автор и инициатор – это один и тот же орган или лицо, но могут быть и несовпадения. Если референдум носит обязательный характер, то автор тот же, что и инициатор. Если же референдум факультативный, то автор акта сам предпринимает инициативу проведения голосования. Но во многих случаях автор акта и инициатор проведения голосования могут быть различными лицами и органами, возможно несколько различных комбинаций. Например, автором может быть какая-либо группа, собравшая надлежащее число подписей, в этом случае правительство страны обязано провести всенародное голосование. Или на национальном уровне авторство акта может принадлежать парламенту, исполнительной власти, какой-либо части избирательного корпуса. Что же касается инициатора референдума, то им может быть парламент, исполнительная власть, парламентская оппозиция, какая-либо часть избирательного корпуса, «промежуточные» выборные учреждения ( в Италии – областные советы).
С известной долей условности можно дифференцировать референдумы, проводимые «сверху», т.е. по инициативе соответствующих органов государственной власти, и референдумы, инициированные «снизу», по требованию заранее установленного числа избирателей. Такие голосования также могут быть подвергнуты классификации. По предложению избирателей может состояться петиционный референдум, т.е. голосование по требованию определенного числа избирателей, подписавших петицию о принятии соответствующего закона (например, в США такой референдум практикуется в значительном числе штатов). В петиционном референдуме совмещаются два института непосредственной демократии: народная инициатива, содержащая законопроект, и референдум. После представления петиции в соответствующий орган проверяется законность данного документа: устанавливается, содержит ли он необходимое число подписей, действительными ли являются подписи избирателей. После рассмотрения петиции наступает второй этап – непосредственно само голосование.
2.2 Субъекты народного голосования.
Правовую основу организации и проведения референдумов в Республике Беларусь составляют Конституция (Глава 2 III Раздела) и Избирательный кодекс (Раздел VII).
Референдумы проводятся на общих принципах избирательного права – всеобщего, свободного, равного и тайного голосования (ст. 76 Конституции).
В референдуме участвуют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом. Во всенародном голосовании не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Принцип свободы избирательного права предполагает, что участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме. Однако во многих странах введен обязательный вотум - юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании. В Конституции Итальянской Республики 1947 г.
- cанкции исключительно моральные, в Австралии - штраф, в Греции за неучастие в 1-ый раз объявят выговор или штраф, на 2-ой раз - штраф покрупнее, если после первого раза прошло от 6 до 10 лет, вывесят фамилию избирателя в специальном списке на здании коммунальной администрации по месту его жительства, затем следует лишение избирательных прав, в Аргентине уклоняющееся от участия лицо штрафуется и лишается возможности в течение 3 лет занимать государственные должности. [12, с.119].
Избиратели, участники референдума участвуют соответственно в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдуме на равных основаниях: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.
Выборы членов Совета Республики являются равными: каждый депутат местного Совета депутатов базового уровня имеет один голос.
Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Голосование на выборах и референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования запрещается.
Хотя в ст. 76 Конституции и не указан такой принцип как «прямые», однако граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного
собрания, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению
не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. (в новой редакции Конституции.
Президент Республики Беларусь своим указом назначает референдум, в котором, как правило, предусмотрены: дата проведения референдума; формулировка вынесенного вопроса; юридическая сила принимаемого решения. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа о проведении референдума. Решение, принятое республиканским референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в печати в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь.
Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо нормативного акта, он должен быть принят в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом. (ст.124 ИК Республики Беларусь).
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. В ст. 78 Конституции Республики Беларусь закреплено, что перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, определяется законом Республики Беларусь. Этот перечень приведен в ст. 112 Избирательного кодекса.
Так, на республиканский и местный референдум не могут выноситься вопросы:
-
которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
2) cвязанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;